Вход

Храм во имя св. Алексия митрополита Московского, Новости


Как провести Страстную седмицу


18 апр 2022 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
0

Страст­ной сед­ми­цей, или Страст­ной неде­лей назы­ва­ется послед­няя неделя перед Пасхой, посвя­щен­ная вос­по­ми­на­ниям о послед­них днях земной жизни Спа­си­теля, о Его стра­да­ниях, рас­пя­тии, крест­ной смерти, погре­бе­нии.

Эта неделя особо чтится Цер­ко­вью. «Все дни, – гово­рится в Синак­саре, – пре­вос­хо­дит Святая и Вели­кая Четы­ре­де­сят­ница, но больше Святой Четы­ре­де­сят­ницы Святая и Вели­кая сед­мица (страст­ная), и больше самой Вели­кой сед­мицы сия Вели­кая и Святая суб­бота. Назы­ва­ется эта сед­мица вели­кою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту сед­мицу совер­ши­лись вели­кие и пре­есте­ствен­ные чудеса и чрез­вы­чай­ные дела нашего Спа­си­теля…»

По сви­де­тель­ству свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста первые хри­сти­ане, горя жела­нием неот­ступно быть с Гос­по­дом в послед­ние дни Его жизни, в Страст­ную сед­мицу уси­ли­вали моле­ния и усу­губ­ляли обык­но­вен­ные подвиги поста. Они, под­ра­жая Гос­поду, пре­тер­пев­шему един­ственно по любви к пад­шему чело­ве­че­ству бес­при­мер­ные стра­да­ния, ста­ра­лись быть доб­рыми и снис­хо­ди­тель­ными к немо­щам братий своих и больше тво­рить дела мило­сер­дия, считая непри­лич­ным про­из­но­сить осуж­де­ние во дни нашего оправ­да­ния кровию Непо­роч­ного Агнца, пре­кра­щали в эти дни все тяжбы, суды, споры, нака­за­ния и даже осво­бож­дали на это время от цепей узни­ков в тем­ни­цах, винов­ных не в уго­лов­ных пре­ступ­ле­ниях.

Каждый день Страст­ной недели – вели­кий и святой, и в каждый из них во всех церк­вях совер­ша­ются особые службы.

Бого­слу­же­ния Страст­ной сед­мицы особо вели­че­ственны, укра­шены мудро рас­по­ло­жен­ными про­ро­че­скими, апо­столь­скими и еван­гель­скими чте­ни­ями, воз­вы­шен­ней­шими, вдох­но­вен­ными пес­но­пе­ни­ями и целым рядом глу­боко зна­ме­на­тель­ных, бла­го­го­вей­ных обря­дов.

Все, что в Ветхом Завете было только пре­ды­зоб­ра­жено или пред­ска­зано, а в Новом – изоб­ра­жено или ска­зано о послед­них днях и часах земной жизни Бого­че­ло­века, – все это Святая Цер­ковь сводит в один вели­че­ствен­ный образ, кото­рый посте­пенно и рас­кры­ва­ется пред нами в Бого­слу­же­ниях Страст­ной сед­мицы.

Вспо­ми­ная в Бого­слу­же­нии собы­тия послед­них дней земной жизни Спа­си­теля, Святая Цер­ковь вни­ма­тель­ным оком любви и бла­го­го­ве­ния следит за каждым шагом, вслу­ши­ва­ется в каждое слово гря­ду­щего на воль­ную страсть Христа Спа­си­теля, посте­пенно ведет нас по стопам Гос­пода на про­тя­же­нии всего Его крест­ного пути, от Вифа­нии до Лоб­ного места, от цар­ствен­ного входа Его в Иеру­са­лим и до послед­него момента Его иску­пи­тель­ных за люд­ские грехи стра­да­ний на кресте, и далее – до свет­лого тор­же­ства Хри­стова Вос­кре­се­ния.

Все содер­жа­ние служб направ­лено к тому, чтобы чте­нием и пес­но­пе­ни­ями при­бли­зить нас ко Христу, сде­лать нас спо­соб­ными духовно созер­цать таин­ство искуп­ле­ния, к вос­по­ми­на­нию кото­рого мы гото­вимся.

Первые три дня этой сед­мицы посвя­щены уси­лен­ному при­го­тов­ле­нию к стра­стям Хри­сто­вым.

В соот­вет­ствии с тем, что Иисус Хри­стос пред стра­да­ни­ями все дни про­во­дил в храме, уча народ, Святая Цер­ковь отли­чает эти дни осо­бенно про­дол­жи­тель­ным Бого­слу­же­нием.

Ста­ра­ясь собрать и сосре­до­то­чить вни­ма­ние и мысли веру­ю­щих вообще на всей Еван­гель­ской исто­рии вопло­ще­ния Бого­че­ло­века и Его слу­же­ния роду чело­ве­че­скому, Святая Цер­ковь в первые три дня Страст­ной сед­мицы про­чи­ты­вает на часах все Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие.

Беседы Иисуса Христа после входа в Иеру­са­лим, обра­щен­ные то к уче­ни­кам, то к книж­ни­кам и фари­сеям, раз­ви­ва­ются и рас­кры­ва­ются во всех пес­но­пе­ниях первых трех дней Страст­ной сед­мицы.

Так как в первые три дня Страст­ной сед­мицы совер­ши­лись раз­лич­ные мно­го­зна­ме­на­тель­ные собы­тия, кото­рые имеют самое близ­кое отно­ше­ние к стра­стям Хри­сто­вым, то и эти собы­тия бла­го­го­вейно вос­по­ми­на­ются Святой Цер­ко­вью в те самые дни, в кото­рые они совер­ша­лись.

Таким обра­зом, Святая Цер­ковь в эти дни неот­ступно ведет нас за Боже­ствен­ным Учи­те­лем, с Его уче­ни­ками, то в храм, то к народу, то к мыта­рям, то к фари­сеям и всюду про­све­щает нас теми именно сло­вами, кото­рые пред­ла­гал Сам Он слу­ша­те­лям Своим в эти дни.

Под­го­тов­ляя веру­ю­щих к крест­ным стра­да­ниям Спа­си­теля, Святая Цер­ковь Бого­слу­же­нию первых трех дней Страст­ной сед­мицы при­дает харак­тер печали и сокру­ше­ния о нашей гре­хов­но­сти.

Вече­ром среды окан­чи­ва­ется вели­ко­пост­ное Бого­слу­же­ние, в цер­ков­ных пес­но­пе­ниях замол­кают звуки плача и сето­ва­ний греш­ной души чело­ве­че­ской и насту­пают дни иного плача, про­ни­зы­ва­ю­щего все Бого­слу­же­ние, – плача от созер­ца­ния ужа­са­ю­щих муче­ний и крест­ных стра­да­ний Самого Сына Божия.

В то же время и другие чув­ства – неопи­су­е­мой радо­сти за свое спа­се­ние, бес­пре­дель­ной бла­го­дар­но­сти Боже­ствен­ному Иску­пи­телю – пере­пол­няют душу веру­ю­щего хри­сти­а­нина.

Опла­ки­вая без­винно страж­ду­щего, пору­ган­ного и рас­пя­того, про­ли­вая горь­кие слезы под кре­стом своего Спа­си­теля, мы испы­ты­ваем и невы­ра­зи­мую радость от созна­ния, что рас­пя­тый на кресте Спа­си­тель совос­кре­сит с Собою и нас, поги­ба­ю­щих.

При­сут­ствуя в Страст­ную сед­мицу на цер­ков­ных служ­бах, пред­став­ля­ю­щих все собы­тия послед­них дней Спа­си­теля как бы совер­ша­ю­щи­мися пред нами, мы про­хо­дим мыс­ленно всю вели­че­ственно тро­га­тель­ную и без­мерно нази­да­тель­ную исто­рию стра­да­ний Хри­сто­вых, мыслью и серд­цем своим «сше­ствуем Ему и сорас­пи­на­емся Ему».

Святая Цер­ковь при­зы­вает нас в эту неделю оста­вить все сует­ное и мир­ское и после­до­вать за нашим Спа­си­те­лем.

Отцы Церкви так соста­вили и рас­по­ло­жили бого­слу­же­ния Страст­ной недели, что в них отра­жа­ются все стра­да­ния Хри­стовы.

Храм в эти дни попе­ре­менно пред­став­ляет собой то Сион­скую гор­ницу и Геф­си­ма­нию, то Гол­гофу.

Бого­слу­же­ния Страст­ной сед­мицы Святая Цер­ковь обста­вила особым внеш­ним вели­чием, воз­вы­шен­ными, вдох­но­вен­ными пес­но­пе­ни­ями и целым рядом глу­боко зна­ме­на­тель­ных обря­дов, кото­рые совер­ша­ются только в эту сед­мицу.

Поэтому, кто посто­янно пре­бы­вает в эти дни на бого­слу­же­нии в храме, тот видимо идет за Гос­по­дом, гря­ду­щим на стра­да­ния.

Поне­дель­ник, втор­ник и среда Страст­ной сед­мицы посвя­щены вос­по­ми­на­нию послед­них бесед Спа­си­теля с уче­ни­ками и наро­дом. В каждый из этих трех дней Еван­ге­лие чита­ется на всех служ­бах, пола­га­ется про­чи­тать все четыре Еван­ге­лия.

Но кто может, тот непре­менно должен сам читать эти места из Еван­ге­лия дома и для себя, и для других. Ука­за­ние, что надо читать, можно найти в цер­ков­ном кален­даре.

При слу­ша­нии в церкви, из-за боль­шого коли­че­ства чита­е­мого, многое может усколь­зать от вни­ма­ния, а домаш­нее чтение поз­во­ляет сле­до­вать за Гос­по­дом всеми мыс­лями и чув­ствами.

При вни­ма­тель­ном чтении Еван­ге­лий стра­да­ния Хри­стовы, оживая, напол­няют душу неизъ­яс­ни­мым уми­ле­нием… Поэтому, читая Еван­ге­лие, невольно пере­но­сишься в уме на место собы­тий, при­ни­ма­ешь уча­стие в про­ис­хо­дя­щем, идешь за Спа­си­те­лем и страж­дешь с Ним.

Необ­хо­димо также бла­го­го­вей­ное раз­мыш­ле­ние о Его стра­да­ниях. Без этого раз­мыш­ле­ния мало плодов при­не­сет и при­сут­ствие в храме, и слы­ша­ние, и чтение Еван­ге­лия.

Но что значит – раз­мыш­лять о стра­да­ниях Христа, и как раз­мыш­лять?



Фоторепортаж:


Ссылка на источник...


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

На главную страницу
На главную страницу

Поиск по сайту