Искитимская епархия
 

Новосибирской митрополии
Русской Православной Церкви

 

Новосибирская митрополия

В Новосибирске начала работать православная выставка «Покровская осень»

16 октября, на втором этаже здания «ЦУМ-Новосибирск» по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима открылась традиционная для Новосибирска Всероссийская православная выставка ...

В Новосибирске состоялся вечер памяти святителя Макария (Невского)

14 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Новосибирский православный центр глухих, слепоглухих и слабослышащих выступил организатором благотворительного вечера, посвященный 184 годовщине со ...

В Новосибирске состоится масштабный сбор продуктовых корзин для нуждающихся

Для участия в акции требуются волонтеры, зарегистрироваться можно в электронной форме, доступной по ссылке. После регистрации с вами свяжется координатор и расскажет, что вам предстоит сделать. 
 

В виде календаря

«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

В виде списка

Октябрь 2019 (18)
Сентябрь 2019 (31)
Август 2019 (32)
Июль 2019 (35)
Июнь 2019 (30)
Май 2019 (36)

 



 

      Вход

Новости епархии


Спасибо, Господи, Тебе!


8 авг 2019 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
12

Спасибо, Господи, Тебе!

Сборы в эту поездку были волнительными. Никто не знал, что ожидает нас. Хоть я ни разу не летала на таких больших самолётах, все-таки страха не испытывала. О нас молились… По прилёту в Домодедово нас встречал наш гид Сергей, и мы на микроавтобусе отправились в Оптину Пустынь. У Сергея для нас были приготовлены коврижки из монастырской кухни Сергиева Посада. И мы всё время нашего паломнического путешествия, лакомились этими наивкуснейшими коврижками.


Приезд в Пустынь…
Здесь жили прославленные, боголюбивые старцы. По преданию, Пустынь основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Соборное определение 1503 года запрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням.
За день до нашего приезда здесь почил схимонах Захарий, и мы присутствовали при отпевании и прощании со старцем. Мы шли той тропинкой, по которой ходил Амвросий Оптинский, и каждый из нас молился, повторяя Иисусову молитву, шли в Иоанно-Предтеченский скит, где находилась келья преподобного.  Целыми днями дверь кельи Амвросия была открыта для многочисленных посетителей. В келью было запрещено входить женщинам, и специально для их приема было выделено помещение. Прихожане обители получали от доброго старца утешение в скорбях, советы в разрешении житейских вопросов, вразумление, прощение грехов, молитвенную помощь.
В самом сердце обители, у святых врат Иоанно-Предтеченского Скита, находится колодец старца Амвросия. По преданию, сам святой отец Амвросий указал место для колодца и благословил его сооружение. В последние годы жизни старца по его благословению в Шамордино (куда мы вскоре отправимся) была возведена женская обитель — Казанская Пустынь. В ее стенах проживали бедные и больные женщины. Именно здесь отец Амвросий встретил свой смертный час, будучи совершенно больным и недвижимым человеком. 10 октября 1891 года в 11 часов 30 минут старец трижды вздохнул, наложил на себя Крестное Знамение и скончался. Как и завещал Преподобный, его тело было перенесено в Оптину Пустынь.
Главный храм обители, Введения во Храм Пресвятой Богородицы, здесь покоятся мощи преподобных Амвросия и Нектария Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Самый большой храм в Оптиной Пустыни – храм в честь Казанской иконы Божией Матери. А еще есть однопрестольный храм-усыпальница в честь Владимирской иконы Божией Матери, там покоятся мощи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Иллариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским. Мы старались внимательно слушать нашего экскурсовода и запоминали, какому святому о чем молиться. Также там находится храм в честь Преображения Господня и часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных на Пасху 1993 года.
Ночевали мы в гостевом доме для паломников, в Оптиной Пустыни. Утром, побывав на литургии в Оптиной, наш путь продолжился в Шамордино, в Казанскую Амвросиевскую пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви. Здесь я впервые в жизни взяла благословение у игуменьи монастыря, матушки Сергии…
Сейчас в Шамординской обители действует три целебных источника. Первый из них – родник в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник». От Троицкого храма к нему по крутому склону ведет длинная лестница в 200 с лишним ступеней со смотровой площадкой. Лестница эта была построена благотворителем монастыря Анатолием в благодарность за исцеление его младшего брата, которого он носил к источнику на руках. На роднике построена и освящена часовня, обустроена купальня. Хоть и тяжело спускаться и подниматься по крутой лестнице, многие из нашей группы стремились побывать у источника, совершить погружение в целебную купель. Радостно видеть, с какими сияющими воодушевленными лицами выходят люди из купальни. Недалеко от Живоносного источника, расположены еще два – родник в честь иконы Божьей Матери Казанская, вода которого помогает при глазных болезнях, и источник прпд. Амвросия Оптинского. На этих источниках нет купален, здесь мы набирали целебную воду, чтобы взять с собой частичку благости этой земли.
Из Шамординской обители мы отправились в мужской монастырь Спаса Нерукотворного, в село Клыково. Здесь в последнее время жила и почила матушка Сепфора. Схимонахиня Сепфора преставилась на 102-м году. Ей, великой молитвеннице, прозорливой старице, отошедшей ко Господу в конце ХХ века, в мае 1997 года, было дано прожить долгую жизнь. Верно, для того, чтобы донести до людей нового времени традиции старинного благочестия, подлинной праведности, крепкого стояния в вере. Матушка Сепфора духовно подкрепляла оптинских монахов и послушников. За советом и наставлениями к ней ехали из других обителей, миряне из Москвы, Тулы, Тамбова, Смоленска. Среди ее чад – настоятели, игумены, монахи, послушники, миряне, которым она помогла выправить путь к Богу, а иногда переродиться, начать жизнь сызнова. Мы узнали удивительную историю её жизни и несения креста.
В Калужской области были в Тихоновой Пустыне, в монастыре Успения Пресвятой Богородицы. Перед входом в монастырь стоит большой поклонный крест.
Приехали в Сергиев Посад поздно вечером. Разместились в Старой гостинице Лавры. Гостиница расположена в здании 19-го века, на территории монастыря, в центре Сергиева Посада. Утром, стойкие из нас, пошли на братский молебен в Троицкий храм. Здесь находится серебряная рака с мощами прп. Сергия Радонежского. В соборе всегда царит полумрак: в древности зодчие не делали большие окна. Считалось, что только при мерцании лампад и свечей можно уловить исходящий от икон загадочный неземной свет. Яркие солнечные лучи этому только мешают.
Наш путь лежал в село Радонеж. Это небольшое село, находящееся в 55 км от столицы в направлении Сергиева Посада, - один из важных центров православного паломничества. Странники, отправлявшиеся в течение последних веков к Троице-Сергиевой Лавре, обычно по пути останавливались в Радонеже, чтобы увидеть место, где еще юношей св. Сергий Радонежский избрал путь подвижника. Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим, откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты. Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковском монастыре, а Варфоломей отправился с ними присматривать и помогать престарелым родителям, куда и мы дальше направились. 


Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь.
Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи с 1337 года почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. Паломники с верой приезжают помолиться Преподобным, испросить их помощи во всех своих нуждах. На территории обители находится детский пансион для девочек. Воспитанницы получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры обители, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.
Покинув Хотьково, наша группа отправилась на Гремя́чий ключ — источник на правом берегу реки Вондиги в Сергиево-Посадском районе Московской области России. Самый большой и наиболее известный водопад Подмосковья, его высота почти 20 метров. Он стекает каскадами по обрыву Вондиги. Расход воды — 6 литров в секунду. Температура воды – 6 °C (постоянна весь год). Почти на середине крутого склона из расщелин в известняке с силой бьёт несколько ключей. Вода источников считается целебной, она обогащена радоном. По преданию, водопад возник благодаря молитве Сергия Радонежского. Ныне подходы к водопаду благоустроены, сооружена купель, храм и часовня, по склонам установлены лестницы. Название «гремячий» означает «шумный», или просто «родник, источник». Гремячими славяне называли источники, образованные на месте удара молнии. Из рассказов нашего гида, мы узнали, что очень много чудес случалось с людьми, которые с верой окунались в источник. Он рассказал, каким чудесам он сам был лично свидетелем. Здесь исцелилась девушка, родственница его знакомого. Она попала в автомобильную аварию, и врачи отказались удалять осколки стекол из-под кожи девушки, так как это было невозможно. Она издалека приехала на этот источник, и после погружения в воду у неё все стёкла вышли из кожи… Мужчина излечился от кровавых язв на руках, другой, умываясь этой водой, стал хорошо видеть… и много, много других исцелений здесь было. Мы тоже все здесь искупались.
Затем отправились в Гефсиманский Черниговский скит, где, как позже мы узнали, рукополагали нашего Владыку Луку. Здесь можно увидеть своими глазами знаменитые подземные церкви и кельи (сейчас там обитает сырость и лягушки), попить святой водички из местного источника. В пещерах этого скита, на глубине 6.5 метров, жили монахи в кельях, вырытых своими руками, с установленными там каменными лавками для сна.
Очень красиво и необычно было в Спасо-Вифанском монастыре, Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Храм внутри выглядит в виде небольшой пещеры, где находится нижний алтарь, а наверх, к верхнему алтарю, ведет лестница, где находится второй алтарь. Вдоль лестницы вся наружная часть пещеры покрыта множеством живых растений и фигурок животных. 
В Сергиев Посад вернулись поздно вечером, уставшие, но счастливые…
Утром (это была суббота) после братского молебна в Лавре, поехали в Годеново, чтобы успеть на литургию. В селе Годеново Ярославской области находится Животворящий Крест, от которого происходят чудеса и исцеления. Согласно Преданию, Крест обнаружили пастухи – он находился среди болота висящим в воздухе в облаке света «несказанного». Это было Распятие необычной работы, искусно выполненное. Нетипичное исполнение свидетельствовало о явно чудесном происхождении образа. Здесь же они услышали голос от Распятия, который предсказывал, что на этом самом месте, где сейчас болото, будет дом Божий и великая благодать дана ему – приходящие помолиться с верой получат исцеления и чудеса. Мы с трепетом прикладывались в Стопочкам Христа. Вид Господа на Кресте выглядит несколько необычно, чем мы привыкли Его видеть. Мы все молили Господа о сокровенном, слёзы текли из глаз. Почти все присутствующие пели акафист Животворящему кресту. Потом слушали проповедь отца Игоря… она надолго отпечаталась в нашей памяти, он говорил о грехах и каждая из нас думала о себе…
Затем отправились в село Антушково на место явления Креста. Здесь находится Чудотворная копия Животворящего Креста Господня в Крестовоздвиженском храме монастыря. Село Антушково ранее называлось Никольский погост, поскольку именно там 29 мая/11 июня 1423 года местным пастухам было явление Животворящего креста с предстоящим перед ним Николаем Чудотворцем. На месте Никольского погоста до явления Креста Господня было большое болото, называемое Сахотским, которое после явления Креста чудесным образом за ночь высохло, образовав место для строительства церкви. В память чудесного явления вновь построенная церковь была освящена в честь Николая Чудотворца с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Здесь находится книга (рукописная), куда люди, получившие просимое, возвращаются в этот храм и записывают… Их тут сотни записано, этих чудес!!!
Покинув Антушково мы поехали в славный город Ростов Великий. Ростов Великий — совсем небольшой городок, где проживает чуть больше 30 тысяч человек. Мы посетили Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», который был основан в 1883 году. Здесь проходили съемки советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Ростовский кремль, по мнению съемочной группы, выглядел наиболее исторически достоверным. Архитектурный ансамбль Ростовского кремля включает 11 башен. Он делится на 3 части по архитектурному признаку: главная площадь с Успенским собором; архиерейский двор; митрополичий сад. Архиерейский двор обнесен высокими стенами — это сердце города. Здесь расположены несколько храмов, а также знаменитые Белая и Красная палаты. К южной части стен примыкает Митрополичий сад. Особенно приятно здесь гулять в период цветения — в саду растут яблони, груши, вишни. Красивейший пруд, где водятся утки с утятами.
Большой величественный храм, который мы тоже посетили в Ростове, с колоннами в честь Святителя Димитрия Ростовского был воздвигнут в 1801 году на средства знаменитого графа Николая Петровича Шереметева. Димитрий Ростовский был одни из образованнейших людей своего времени. Он свободно владел несколькими языками и был очень хорошим проповедником. Но главное дело его жизни – написание и перевод церковных книг. За свою жизнь он написал более пятидесяти томов проповедей, жизнеописаний и сделал несколько сотен переводов. А его «Житие Святых» до сих пор является одной из самых популярных книг православной церкви. В настоящее время в храме хранятся святые мощи Димитрия Ростовского, а рядом — чудотворная икона Богородицы «Отрада и Утешение» Ватопедская, это келейная икона святителя. Удивительна история её написания. Оригинал святыни находится на горе Афон, в Ватопедском монастыре. А здесь художник немного перепутал: и список написан с точностью до наоборот, в зеркальном отражении. На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицом, обращенным к правому плечу. Ее Лик на этой иконе выражает сострадательную любовь, взор дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца: оно грозно, взор полон строгости, а движение гнева заметно во всех чертах. Такое изображение связанно с событием, случившимся в Ватопедском монастыре 21 января 807 г. В тот вечер шайка разбойников, высадившись на берег Афонской горы, скрылась до утра в растущем возле монастыря кустарнике, чтобы на рассвете, как только отворятся ворота, ворваться внутрь Ватопедской обители и разграбить ее. Но хранительница Святой Горы, Пресвятая Богородица, не допустила свершиться злодейскому замыслу. На следующий день после утрени, когда вся братия разошлась по своим кельям, игумен монастыря преподобный Геннадий остался в церкви и занялся совершением своего утреннего правила, испрашивая обычное благословение Богоматери. Вдруг он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Смутившись, игумен устремил взор на образ Пречистой и увидел, что лик Богоматери оживился, равно как и лик Богомладенца на Ее руках. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им этого; пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына и Господа и уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же самые слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Пораженный, игумен сейчас же собрал братию и пересказал им все случившееся. Все с крайним изумлением заметили, что лицо Богоматери, Господа Иисуса Христа и вообще изображение этой иконы изменилось. Тогда они, вразумленные всем происшедшим, прославили Бога за Его промысел о них, выразившийся в таком заступничестве Пресвятой Богородицы, и, поспешив на монастырские стены, отразили нападение разбойников. В этом храме ещё находится чудотворная икона, которую я тоже увидела впервые, это образ Божьей Матушки «Умиление Ростовская».
 
Переславль-Залесский встретил нас дождём… 
В Переславле-Залесском находится один из древнейших памятников Северо-Восточной Руси – Спасо-Преображенский собор. Горожане называют его Старым собором, а площадь, на которой он расположен, издавна именуется Красной. Известно, что храм был заложен в 1152 году, одновременно с началом строительства города. Предположительно, работы продолжались пять лет, а зодчими являлись ростовские и суздальские мастера, которые оставили многочисленные граффити на фасаде собора. Здесь находится усыпальница членов семьи князя Александра Невского, сам же великий полководец был крещен в стенах храма и принял тут «княжеский постриг» – обряд посвящения в воины. Рядом с собором находится памятник князю. Здесь же был рукоположен в игумены и Сергий Радонежский.
Дальше мы отправились на берег реки Трубеж. Вдоль этой реки тянется Рыбная слобода. Здешние домики почти вплотную подходят к берегу, сплошь уставленному лодками. Ранее тут жили рыбаки, поставлявшие к царскому столу знаменитую переславскую селедку. У берега, в устье реки, возвышается оригинальная алая церковь Сорока мучеников. Известно, что существовала она уже в XVII веке. Здесь нас застал такой ветер, что мы вынуждены были бегом возвращаться в наш автобус. Спустя несколько минут всё закончилось, и мы благополучно пили чай с коврижками на берегу озера…
Никитский мужской монастырь, где мы также побывали, расположен на окраине города, в северной его части, на берегу Плещеева озера. Это самый древний монастырь Переяславля-Залесского. Здесь принял мученическую смерть Никита Столпник. В храме, рядом с мощами мученика Никиты, над иконой висят его вериги, которые подвижник носил на себе для усмирения плоти. Чтобы приложиться к иконе, надо эти вериги положить себе на шею. Вериги и стали причиной смерти святого: железные цепи настолько отполировались о тело подвижника, что блестели как драгоценный металл, и люди, не верившие в покаяние Никиты, посчитали, что он тайком носит на себе сокровища. Подвижника убили, а тяжеленные цепи тащили до берега Волги, пока не поняли, что они железные. Вериги были выброшены разбойниками в реку. Через некоторое время инок Петропавловского Ярославского монастыря обрел их. По преданию, они плавали на поверхности воды, как будто были сделаны из дерева, и от них исходило дивное сияние. Спускались в яму, которую выкопал святой. Он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, вставал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Вернулись на ночлег в Сергиев Посад...
На следующий день, это было воскресенье, мы после ранней литургии в Лавре выехали в Дивеево. Ехать нам предстояло 6 часов!!! По дороге до Дивеево мы заехали в Муром. Побывали в Спасо-Преображенском монастыре, в нижнем храме Покровского собора. Здесь, слева от алтаря, в небольшом углублении находится гробница преподобного Илии Муромца. Мощи его почивают в Киево-Печерской Лавре. А здесь, на родине святого богатыря (он родился недалеко от Мурома, в селе Карачарово) была вырезана из дерева копия преподобного, восстановленная по его останкам. Сверху в серебряном ковчеге находится часть левой руки святого Илии Муромца. Также в этом храме (в центре, на стене) висит удивительная икона святого архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, жившего в 20-м столетии и причисленного к лику святых в 2000 году. В икону вставлена частичка мощей святого. Удивительно пронзительный взгляд на иконе притягивает к себе, кажется, что святой Лука видит тебя насквозь, и ему не надо ничего объяснять, просить. Хочется просто быть рядом.
На территории монастыря расположился свой мини-пруд с кувшинками и мини-зоопарк с разными видами не только домашних птиц, но и животных. Здесь живёт даже ослик, на вид он очень довольный, с удовольствием позировал нам, давая возможность сфотографировать его. Свято-Троицкий монастырь, который мы посетили далее в Муроме, был основан в XVII веке. Жемчужиной обители является ее главный храм - величественный Троицкий собор, построенный в 1643 году. Здесь почивают мощи Святых Петра и Февронии Муромских. Петр и Феврония Муромские были всегда вместе при жизни и даже сейчас их мощи покоятся в одной раке. 8 июля и 16 декабря территория монастыря полностью занята паломниками. Памятник Петру и Февронии находится за территорией монастыря и пользуется огромной популярностью у туристов. Считается, что любимым домашним животным Февронии был ручной заяц. Этот факт нашел отражение и в памятнике. Позади князей, около своих хозяев, стоит фигура милого зайчика, которая натерта до блеска ладошками туристов - никто не может удержаться, чтобы не погладить ее.Сфотографировавшись около памятника (что мы делали во время всей поездки), мы двинулись дальше. в Дивеево.


Дивеево – чудесное место!!! Небо, какое там небо!!!
Мы прибыли вечером и после ужина в трапезной поехали располагаться на ночлег в гостиницу. Утром понедельника мы были на экскурсии в Дивеево. Наш экскурсовод Пелагея очень интересно нам рассказывала историю возникновения монастыря и другие удивительные истории.
Дивеевский женский монастырь был основан во второй половине XVIII века матушкой Александрой (Мельгуновой). По велению Богородицы она пошла из Киева на север русских земель. В селе Дивеево монахине повторно явилась Дева Мария и повелела остаться в этой местности. В 1780 году освятили первый каменный храм (Казанскую церковь), возведенный за счет средств матушки Александры. Через восемь лет на землях, примыкающих к Казанской церкви, построили дом, в котором поселились Александра и четыре послушницы. В 1789 году опеку над общиной взял монах Серафим из Саровского мужского монастыря. В 1796 году главой монашеской общины выбрали Ксению Михайловну Кочеулову, о которой с большим уважением отзывался Серафим Саровский.  По благословению попечителя Серафима в 1827 году недалеко от Казанской церкви основали Мельничную общину, которую возглавила представительница дворянского рода Мантуровых – монахиня Елена. На деньги князя Михаила Мантурова построили церковь Рождества Христова. В 1842 году дивеевские общины объединились, а через 20 лет им был присвоен статус монастыря. К началу XX века в обители постоянно проживали 1600 монахинь. Теперь – в три раза меньше, но среди современных российских монастырей – Дивеевский самый большой по числу насельниц. Царица Небесная все видит, все знает о каждой сестре, о каждом послушании и любом уголке Своей обители. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» есть рассказ о посещении Богородицей трапезной и кухни в ночные часы. Батюшка Серафим говорил, что Матерь Божия каждые сутки бывает в обители. И как свято верили в это сестры! Они всегда старались ничем не огорчить Царицу Небесную, боялись малейший беспорядок оставить на ночь. Так жили, что Пресвятое имя Богородицы у них всегда было в уме, сердце и на устах…
 
Батюшка Серафим положил начало Канавке.
В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года.  Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут её обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица!
Ещё, на территории Дивеева, растёт необычная береза, она выросла на могиле одного из ближайших учеников Преподобного Серафима Саровского Николая Мотовилова. В 1831 году Батюшка Серафим исцелил его от тяжкой болезни. В благодарность богатый дворянин стал одним из основных питателей и благотворителей Дивеевской обители. После кончины Мотовилов был похоронен с правой стороны алтаря Казанской церкви. И вот что интересно: дерево выросло только на этой могиле, хотя рядом есть еще и другие захоронения. А на стволе березы со временем появился нарост в виде медвежьей морды, а корни дерева напоминают лапы зверя. Поэтому складывается такое впечатление, что мишка сидит.
- В советскую эпоху, - рассказывает наш экскурсовод женского монастыря, - большевики пытались уничтожить березу, но удалось только срезать верхушку. Выкорчевать же дерево не получилось. Известно, что у бульдозеров, подогнанных для этой цели, беспричинно глох мотор и ломались железные зубья ковшей, один из которых до сих пор торчит застрявшим в коре дерева, в самом основании. Старожилы говорят, что вытащить его так никто и не смог, как ни пытались. Кроме медведя верующие усмотрели в березе и другое чудо. С обратной стороны дерева на толстом суку, как они утверждают, появляется лик иконы Божьей Матери «Умиление». А ведь именно этой иконе Преподобный Серафим Саровский молился всю свою жизнь.
Мы все проходили вдоль канавки. Цветы, трава и земля с Канавки считались лечебными. К началу 20 века о Канавке Царицы Небесной знала вся Россия. Тысячи людей ехали сюда, прослыша об исцелениях и на Канавке, и у иконы «Умиление», и в Преображенской церкви. По ней медленно бредут верующие, про себя или очень тихо читая молитву. Завораживающее зрелище. И мы читали правило Богородицы 150 раз. «Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Господь сподобил нас пройти вместе с крестным ходом, это было так трогательно, ощущалась вся мощь этого хода. Впереди шли монахини с иконой. Шли молча. За ними шли сотни людей, от мала до велика…
Главная святыня Дивеевской обители – рака со святыми мощами преподобного Серафима Саровского, которые находятся в Свято-Троицком монастыре. Здесь же находятся и личные вещи преподобного Серафима: мантия, епитрахиль, поручь, нательный крест, камилавка, деревянные чётки, лапти, кожаная рукавица, топорик без топорища, скуфья. Ещё в этом монастыре находится почитаемая преподобным Серафимом икона Богородицы «Умиление».
 
Дальше мы двинулись в Арзамас…
Свято-Николаевский женский монастырь встретил нас наивкуснейшей трапезой, и, отобедав, мы направились в храм, где матушка рассказала нам удивительные истории нескольких икон, находящихся у них в монастыре… Вот одна из них…
В 1997 году в Свято-Николаевский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено, было невозможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранятся непригодные для службы иконы. Однажды игуменья монастыря матушка Георгия, разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. Насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божьей и ручку Младенца.  В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Божьей Матери и Спасителя. Вот только название иконы разобрать не удавалось.
Как-то в Никольский монастырь приехала рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят Ангелы, и предположила, что это лик Божьей матери «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не придал этому значения. И только летом 2001 года очистилась надпись. Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матушки «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой. Мы все вместе читали акафист перед этой чудотворной иконой. Ещё здесь находится икона, которая меня особенно впечатлила… это икона «Достойно Есть» изрубленная. Я впервые увидела её и услышала удивительный рассказ…
Историю самой иконы я знала, она дошла к нам из глубины веков: жил в афонской пещере монах, однажды ушел он на службу, а молодого послушника оставил в келье. Время было вечернее, вдруг в дверь постучали. Юноша не удивился: гора Афон населена монахами, бывают здесь и паломники, иногда они просятся на ночлег друг к другу. Гости вместе стали молиться. Когда монахи начали величать Богородицу, гость предложил к традиционным стихам добавить слова: «Достойно есть…»
Все это произошло перед иконой Божией Матери, которая стала излучать чудесный свет. Молодой инок попросил записать прекрасные слова. Когда не оказалось бумаги, гость начертал их прямо на камне. Он попросил научить этой молитве всех христиан. Сотворив это чудо, гость исчез. Прозорливый старец потом сказал, что в келью к нему наведался сам архангел Гавриил. Икону с тех пор стали именовать первыми словами ангельской песни.
А вот история «Изрубленной»: список с этой чудотворной иконы, в то время еще неизвестной в России, настоятель Русского Пантелеимонова монастыря архимандрит Герасим прислал через Елабужского купца Кирилла Ивановича Стахеева настоятельнице Арзамасской Алексеевской обители Прасковье Александровне Щетининой. На самой иконе есть об этом надпись: «Пред сею чудотворною иконою св. Архангел Гавриил пел: Достойно есть яко воистину и проч. Она находится на святой горе Афонской в Протатской церкви, в благословение препровождается от Русского Пантелеимонова монастыря, что на св. горе Афонской, Алексеевской Арзамасской Обители 1853 года». Кирилл Иванович в вечное поминовение своего рода пожертвовал также для этой иконы серебряную с позолотой ризу, которую сестры Алексеевской общины украсили жемчугом и каменьями.
С приходом Советской власти начался процесс разграбления и разрушения этой обители, а осенью 1924 года решением Губернского исполкома было принято постановление о закрытии монастыря. Сестер выселили в Николаевский монастырь, а храмы со временем были поруганы и осквернены. Пострадала и икона Божией Матери «Достойно есть». Драгоценную ризу сняли, а саму икону разрубили топором. Особенно богоборцы изувечили лик Пресвятой Богородицы. Образ был найден в 1997 году жителями города в хозпостройке старинного дома и принесен в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы.
В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря. У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как лик Богородицы, душами. В народе икону прозвали «Изрубленной». Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.
Чудесное проявление глаз усилило интерес к иконе. Многие паломники и прихожане прибегают к чудотворной иконе Божией Матери «Достойно есть» и получают исцеления и помощь.
Из Арзамаса заезжали в село Суворово, в храм Успения Богородицы, поклониться мощам святых Пузовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Ездили на источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка. Находится на берегу реки Сатис. Расположен он в Саровском лесу. По преданию, источник этот забил в 60-е годы XX века. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец в белом балахоне. На вопрос, что он здесь делает, старец лишь трижды ударил посохом о землю и исчез. А в тех местах забили три ключа. Многие описывают случаи чудесного исцеления от болезней и бесплодия, произошедшие после омовения в водах этого источника.
На следующий день, побывав на литургии в Дивеево, мы простились с этим замечательным монастырём и поехали во Владимир, там нас ждал митрополит Тихон, митрополит Владимирский и Суздальский, в прошлом наш, Новосибирский и Бердский. Перед встречей мы посетили Успенский собор, здесь поклонились мощам благоверного праведника князя муромского Глеба, Андрея Боголюбского – великий благочестивый князь, и Георгия, это великий князь, который своим праведным образом жизни был удостоен канонизации. Дмитровский собор увидели только снаружи. Дмитриевский (или Дмитровский) собор построен в честь христианского великомученика Димитрия Солунского, правящего в Солуни в 1 веке н. э. и казненного за приверженность христианству. Эта небольшая крестово-купольная церковь из белого камня, внешне напоминающая знаменитый храм Покрова на Нерли (где мы вскоре и побываем).
Встреча с митрополитом Тихоном, оказалась добродушной. Мы пили чай с очень вкусными монастырскими булочками, потом митрополит угощал нас квасом, который тоже готовят в монастыре… Сам он оказался таким простым и в то же время твёрдым в своих решениях. Хотелось помолиться за него, чтобы Господь укрепил его и помог преобразить город и вернуть храмы церкви, т. к. (это очень печально) они действуют как музеи. Митрополит на прощанье подарил нам всем подарки: иконы и книжки о Владимире.
Здесь, во Владимире, мы гуляли по смотровой площадке, откуда виден весь город, а наш гид, как всегда, рассказывал нам удивительные и чудесные истории… Сейчас про Спиридона Тримифунтского… 
Отступив немного назад, стоит рассказать о женщине, зовут её Тамара Евгеньевна, из Звенигорода, она присоединилась к нашей паломнической группе для поездки в Дивеево. Она три года назад узнала, что у неё онкология, рак кожи. Так вот эта Тамара Евгеньевна без умолку что-то рассказывала, говорила нам, совершенно незнакомым ей людям. После поездки в Дивеево это любимое её место, она, попрощавшись с нами, уехала в Москву. Вот рассказ Сергея, гида: эта Тамара Евгеньевна, у себя в городе, помогает со своей пенсии приютам для животных, и вот она звонит Сергею и говорит, что нет возможности пока помочь. Нет денег, говорила расстроенная Тамара Евгеньевна… Через несколько дней она перезвонила Сергею и поведала, что молилась она перед иконой Спиридона Тримифунтского, говорила, что ей лично ничего не надо, просила помощи для животных. И вот через два дня звонит ей знакомая женщина, директор зоомагазина, и спрашивает, есть ли у неё помещения, где можно хранить корма для животных. Зоомагазин закрылся, и Тамаре Евгеньевне отдали фуру (!!!) кормов. Она принялась искать гаражи, помещения, где можно было выгрузить товар. Потом два месяца кормила все приюты для животных в Звенигороде. И ещё Сергей рассказал, как лично ему помог Святитель Спиридон. Они с семьёй хотели в Москве продать квартиру (покупатели уже были) и в Сергиевом Посаде купить дом, но всё не получалось. И вот его мама пришла вечером и предложила помолиться и прочитать акафист Спиридону всей семьёй… И в течение следующего дня они заключили договор о продаже, нашли в Посаде дом и заключили договор на покупку. И сейчас благополучно живут в нём.
 
Переночевав в гостинице для паломников, рано утром мы поехали на литургию в Боголюбово. Свято-Боголюбский монастырь, один из древнейших на Руси, основан благоверным великим князем  Андреем Боголюбским в 1155-57 гг. на месте чудесного явления ему Божией Матери. В память о видении князь повелел написать образ Богоматери так, как Она ему явилась – в полный рост с воздетыми в мольбе ко Господу руками. Икона была названа Боголюбивой (Боголюбской) и в течение веков прославилась многочисленными чудесами. Самое известное – спасение жителей г. Владимира от эпидемии моровой язвы в 1771 году. За день до нашего приезда здесь совершилось пострижение в схиму двух монахинь. Очень интересную экскурсию провела нам монахиня этого монастыря. В настоящее время в Боголюбской обители подвизается более 160 сестер.
Далее отправились в храм Покрова на Нерли, который находится недалеко от села Боголюбово, храм также построен Андреем Боголюбским, в месте слияния двух рек, Клязьмы и Нерли. До храма мы шли пешком, около полутора километров. Говорят, что каждую весну река выходит из берегов, но вода никогда не подступала к стенам храма. 
Что касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.
Освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени. Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было в византийских традициях, и считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский. Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией город устоял. Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Богослужения здесь совершаются только на двунадесятые праздники.
Следующим городом нашего посещения был Суздаль. Красивейший город. Здесь проживают 12 тысяч жителей и расположены 30 каменных, 3 деревянных храма и 5 монастырей. Вот один из монастырей, который мы посетили. Считается, что своим появлением Свято-Покровский монастырь обязан чуду. Как гласит древнее предание, князь Андрей Константинович возвращался в родной город из Нижнего Новгорода, когда началась буря невиданной силы. Князь поклялся, что в случае если он останется в живых, то обязательно построит в родном городе иноческую обитель. Следует полагать, что путешествие завершилось благополучно, поскольку в 1364 году в низине берега реки Каменки начал строиться Покровский монастырь. История обители исчисляется именно с 1364 года. 
Одной из первых знатных узниц монастыря стала жена Василия III Соломония Сабурова — великая княгиня. В 1525 году Василий III обвинил свою супругу, с которой прожил двадцать лет, в бесплодии. Он насильно постриг ее в монахини и отправил в Покровский монастырь. В те времена развод был делом неслыханным, и, чтобы получить у духовных властей разрешение на другой брак, Василий III выделял огромные средства на развитие монастыря. Считается, что на момент заключения Соломония Сабурова уже была беременна и в Покровском монастыре родила сына Георгия. Опасаясь за жизнь царевича, она инсценировала смерть и похороны ребенка перед московскими дьяками, которые прибыли проверить весть о новорожденном. По преданию, отданный на воспитание мальчик в дальнейшем стал известным разбойником Кудеяром.
В пользу данной версии говорят результаты археологических исследований. В 1935 году ученый вскрыл предполагаемую могилу царского наследника в монастыре, но обнаружил там только тряпичную куклу, одетую в детскую шелковую рубашку, обильно расшитую жемчугом. Не исключено, что с помощью фальшивых похорон царица хотела доказать свою возможность иметь детей и пристыдить жестокого мужа, но эта тайна так и осталась нераскрытой. 
Соломония была похоронена здесь же. Рака с ее мощами установлена в Покровском храме справа от входа. В 1650 году царица была канонизирована, и с тех пор она почитается как София Суздальская – покровительница города, которой паломники молятся об исцелении детей, излечении от бесплодия. 
В усыпальнице монастыря находятся останки и других благородных жительниц обители, в их числе: Анна Васильчикова (супруга Ивана Грозного), Евдокия Лопухина (жена Петра I), Евпраксия Пожарская, Евдокия Нагая (жены Владимира Старицкого) и многие другие. Имена и места упокоения можно увидеть в большом склепе, устроенном в подвальном помещении главного храма.
Ещё в Суздале мы посетили Ризоположенский монастырь, точнее, то, что от него осталось… Нам смотритель разрешил подняться на колокольню, высота которой 72 метра!!! Колокольня была построена на народные пожертвования в честь победы России над армией Наполеона в 1819 году. А вид действительно - дух захватывает! Весь Суздаль как на ладони. 
Ещё в Суздале расположен домик, принявший участие в съемках фильма «Женитьба Бальзаминова». Именно здесь проживал Мишенька Бальзаминов со своей матушкой. Благодарные зрители даже памятную дощечку повесили на домик.
Жалко было расставаться с таким добрым и мирным городом.
Мы отправляемся в Сергиев Посад и сразу на службу в Успенский храм. Вечером был сильнейший дождь, и мы вымокли до нитки, пока добежали до нашей гостиницы. Следующий день был свободным. Утром мы были на братском молебне, на службе, прикладывались к открытым мощам преподобного Сергия. Некоторые из нас исповедовались и причащались. Наш владыка Лука тоже по делам был в Москве в эти дни, и он приехал в Сергиев Посад, чтобы служить панихиду на могиле архимандрита Наума. Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина. Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Число его духовных чад, рассеянных по всему постсоветскому пространству по обе стороны Урала, среди коих миряне, монашествующие, настоятели и настоятельницы святых обителей, не поддаётся исчислению. Известно много случаев исцеления по его молитвам. Тех, кому требовалось исцеление души, он мог и в некие диспансеры отправить потрудиться, чтобы люди соприкоснулись с тем, что бывает, когда кто-то ведет нечестивую жизнь. Эти наглядные примеры сильно воздействовали. 
13 октября 2017 года на 90-м году жизни преставился ко Господу старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Наум (Байбородин)…
Шёл мелкий дождь, мы гуляли по окрестностям Сергиева Посада, покупали сувениры и подарки нашим родным. На следующий день мы должны были вылетать в родной город. Утром мы прощались с полюбившимся нам Посадом (это очень тихий и чистый город) и направились в город-герой Москву. Дождь шёл не переставая, но мы поехали в Покровский монастырь, где покоятся мощи святой Матронушки.
Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего отца — патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. Ранее на месте возведения монастыря находилось кладбище бездомных и странников, поэтому в первые века своего существования монастырь назывался также Божедомским или монастырём на Убогих Домах. Нам повезло, что шёл дождь, и мы совсем недолго стояли в очереди, чтобы поклониться и приложиться к мощам всеми любимой святой Матушки Матронушки. 
Как известно, святая сама предсказала свою смерть – и произошло это за три дня до этого трагического события. При этом она продолжала принимать людей и оказывать им помощь. Почила Матрона 2 мая 1952 года. А через два дня при огромнейшем количестве народа состоялось её погребение на Даниловском кладбище в Москве. Позже эта могила стала местом всемирного паломничества православных христиан со всего мира. Матрона Московская перед смертью предсказывала, что на её могилку сначала будут ходить лишь родные и близкие, а когда их не станет, она запустеет, но через много лет люди узнают о ней и пойдут целыми толпами, дабы обрести помощь в своих бедах и обратиться в молитвах к Господу – и каждого она услышит, каждому поможет, подарит веру и надежду. Так и случилось. Спустя много лет к могиле потянулись люди – и с каждым годом их становилось всё больше и больше. Но в 1998 году останки святой были эксгумированы, а мощи перенесены в Данилов монастырь, а затем в храм, который находится на территории Покровского женского монастыря, где их поместили в специальную гробницу. Там они хранятся и до сегодняшнего дня. Каждое утро к её мощам выстраиваются огромные очереди людей, нуждающихся в помощи и заступничестве.
Вспоминались наставления Матушки.  Матронушка говорила, что не надо осуждать ближних: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?» Часто она говорила о том, что надо уметь отказываться от собственной воли и отдавать себя в руки Божьи. «Тогда будешь жить, как дитя в саночках – тебя везут, и ты забот не знаешь, а Бог сам все устроит». От обращения к колдунам и знахарям предостерегала: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят». С особой благосклонностью относилась святая к людям, решившим посвятить свою жизнь служению Всевышнему, но при этом призывала не носить черной одежды, дабы не привлекать к себе внимания, не превозноситься над остальными верующими.
Потом поехали в Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя был построен в память о победе в войне 1812 года в Москве. Заложен храм был в 1839 году по проекту архитектора Константина Тона, строительство шло 44 года, и храм был освящен в 1883 году. В 1931 году в рамках борьбы с религией храм был взорван советской властью. На его месте планировалось построить Дворец Советов, однако война прервала строительство, а вырытый котлован был использован как открытый бассейн «Москва». К 850-летию Москвы в 1997 году храм был восстановлен и сегодня является главным кафедральным собором Русской православной церкви. Это самый большой собор Русской церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров. Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).
В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, но мы их не видели…Святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской-Устюженской Божией Матери.
Далее мы отправились в аэропорт «Домодедово», каждый из нас, без сомнения, был в благодатном состоянии духа от этой незабываемой поездки. Пусть Господь хранит нас Своею Благодатью.
 
Спасибо, Господи, тебе,
Ты посетил нашу обитель.
Теперь Ты главный наш Учитель.
Спасибо, Господи, тебе.
 
Спасибо, Господи, Тебе,
Ты нам открыл глаза и уши,
Теперь Тебя лишь будем слушать,
Спасибо, Господи, Тебе.
 
Спасибо, Господи, Тебе,
За эту жизнь и за прозренье,
За путь добра, любви, спасенья.
Спасибо, Господи, Тебе.
Спасибо, Господи, Тебе,
Пошли душе нашей прощенье.
Мы недостойные, прости.
Дай нам Твоё благословенье.
Спасибо, Господи, за всё.

 

 
Автор: Николаева Ю.Б., фото: Николаев Егор.

Фоторепортаж:

Источник - Информационно-издательский отдел Искитимской епархии


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

На главную страницу
На главную страницу

Поиск по сайту