В виде календаря

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

В виде списка

Март 2024 (51)
Февраль 2024 (34)
Январь 2024 (43)
Декабрь 2023 (39)
Ноябрь 2023 (46)
Октябрь 2023 (51)

 



 

Обзор СМИ


Великий пост: Печальные дни весёлого времени



20 мар 2021 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.

Начавшийся Великий пост для каждого православного христианина — это время духовной подготовки и к скорбным дням Страстной седмицы, и к великой Пасхальной радости.

«И почему это вы, верующие, постоянно поздравляете друг друга с началом Великого поста? Чему радуетесь?» — такой вопрос приходилось слышать не раз. Действительно, на первый взгляд, не так-то просто понять, в чём же радость этих дней, когда каждый православный христианин после недели сытой и разгульной Масленицы должен во многом ограничить себя. И, разумеется, эти ограничения касаются не только трапезы, но в первую очередь духовной стороны.

Дни Великого поста для верующих — это время, когда нужно максимально усмирить любые собственные страсти, а главное — стараться как можно чаще молитвенно обращаться к Господу и вместе с тем не забывать о ближних. Причём не только о единоверцах и единомышленниках, кто молится рядом с тобой в храме, но и о тех, кто совсем не разделяет твой великопостный настрой. Впрочем, стоит напомнить, что этот настрой не должен быть мрачным и унылым. Сам Господь остерегает нас от этого, в Евангелии от Матфея Его слова о посте передаются следующим образом:

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

пост

Фото: www.patriarchia.ru

Значит ли это, что пост заключается исключительно в особом духовном настрое? Действительно ли во время Великого поста достаточно «не есть людей», как сказано в одном очень метком, но содержательно всё-таки неполном церковном афоризме? Конечно же, нет. Главное — понять, что любые великопостные ограничения, в том числе пищевые — это наш личный подвиг, который мы берём на себя не из желания кому-либо что-либо доказать. Как и не из необходимости «угодить Господу» своим отказом от стакана кефира.

Но этот личный подвиг непосредственно связан со Священным преданием Православной Церкви. И если мы считаем себя Её чадами, то должны соблюдать те установления, которые были приняты ещё в первые века от Рождества Христова на Вселенских и Поместных соборах. Разумеется, исключения из церковных правил всегда допускались в отношении беременных и болящих, узников и военнослужащих, учащихся и путешествующих. Но любые послабления в посте должны согласовываться с духовником — тем православным священником, у которого ты исповедуешься.

И здесь кто-то может спросить: «А если у меня нет духовника? Если я вообще не исповедуюсь и не причащаюсь? Можно ли мне поститься?» И действительно, немало людей, считающих и даже не считающих себя православными, в дни поста берут на себя определённые ограничения, никак не связанные с церковной жизнью. И здесь очень сложно сделать чёткий вывод о том, полезно ли это.

Возможно, кто-то именно с этого опыта начнёт свой путь к воцерковлению. Возможно, напротив, это только озлобит его и уведёт ещё дальше от Православия. Главное — понимать, что подлинный пост возможен только в Церкви. В противном же случае он становится всем, чем угодно — диетой, вегетарианством, веганством, — но только не православным постом.

Правила Великого поста

пост

Фото: www.patriarchia.ru

Несмотря на то, что выше было сделано немало оговорок, что пост — это не только и не столько ограничения в пище, эта сторона достаточно важна. Если упрощать, то великопостные пищевые запреты связаны с исключением из еды не только скоромных (мясомолочных и яичных) продуктов, но даже рыбы. Последняя, согласно церковному Уставу, если соблюдать его во всей строгости, благословляется только в праздники Входа господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и Благовещения (в 2018 году последний приходится на Великую субботу Страстной седмицы, а потому и в этот день установлен строгий пост).

Более того, если следовать всей строгости Устава, то в некоторые дни (первый понедельник Великого поста и пятницу Страстной седмицы, которая не входит в сам пост, но примыкает к нему) предписывается полное воздержание от вкушения пищи. В большинство же будних дней благословляется только сухоядение — неварёная пища без растительного масла. И даже растительное масло разрешается только по субботним и воскресным дням, а также в дни памяти значимых святых. Конечно, столь строго пост соблюдают далеко не все. Но здесь важно помнить правило, предписанное выше: послабления в посте человеку воцерковленному важно согласовывать со своим духовником.

Но есть куда более важное, чем пищевые ограничения, правило Великого поста. Это правило — молитвенное и покаянное. Молитвы и покаяние в Таинстве Исповеди — единственное, что очищает наши души и приближает нас к Богу. Именно поэтому в первые четыре дня Великого поста во всех православных храмах читается покаянный канон святителя Андрея Критского, очень глубокий и трогательный по своему смысловому содержанию. Приведём лишь первые две молитвенные строфы (тропаря) первой песни этого канона:

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление
Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы...»

В этих молитвенных словах, которые настраивают нас на совершенно иной лад, а многим даже дают покаянные слёзы, основа нашего духовного изменения и приближения к Богу. К слову, Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ежегодно читает этот канон на первой неделе Великого поста, а также во время самого строгого великопостного богослужения — Марииного стояния, в ходе которого Великий покаянный канон святого Андрея Критского прочитывается полностью. Так, несколько лет назад после одного из таких богослужений Патриарх Кирилл особо отметил именно покаянную важность Великого поста:

Самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, в том числе и вступая в поприще Святой Четыредесятницы, является попытка разобраться в самом себе, в жизненных обстоятельствах, которые продиктовывают греховное поведение. Не всегда просто разобраться, ведь мы постоянно оправдываем самих себя. А нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чём ты сам виноват...»

«И целомудрия мне в сердце оживи…»

Но самым главным молитвенным чтением, которое (с земными поклонами) возносится в каждом православном храме во все дни Великого поста, является молитва преподобного Ефрема Сирина. Молитва, составленная этим великим сирийским старцем ещё в IV столетии от Рождества Христова и в основном церковнославянском переводе выглядящая так:

молитва

пост

Фото: www.patriarchia.ru

Также существует и более древний церковнославянский вариант этой молитвы, по мнению некоторых специалистов, более точно передающий её покаянный смысл:

Го́споди и Влады́ко животу моему́, дух уны́ния и небреже́ния праздносло́вия и тщесла́вия, сребролю́бия и любонача́льства отжени́ от мен́е.
Дух же целому́дрия, смире́ния, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.
Ей, Го́споди Царю́, даждь ми зре́ти моя́ согреше́ния, и е́же не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во́ веки, аминь.

К сожалению, любой перевод этих слов на современный русский язык утрачивает смысл молитвы, но есть одно переложение, которое, несколько отступая от изначального смысла, тем не менее очень точно передаёт настрой этого молитвословия. Это переложение, принадлежащее Александру Пушкину. Приведём его стихотворение полностью:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество Божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста.

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

И здесь стоит остановиться. Ведь именно в этих словах — главный смысл «дней печальных Великого поста». Печальных и вместе с тем весёлых, поскольку каждая душа, которая, по определению святых отцов нашей Церкви, является христианской, молитвенно и покаянно очистившись, радуется, ликует. Ну и, конечно, помнит, что Великий пост готовит нас к самому главному дню: Светлому Христову Воскресению — Пасхе Господней. И здесь очень хочется привести церковнославянские слова ещё одного великопостного молитвословия — стихиры вторника второй седмицы (недели) Великого поста:

Время весе́лое поста, те́мже чистоты́ светови́дныя, и любве́ чи́стыя, молитвы светоза́рныя, и всякия ины́я доброде́тели насы́тившеся бога́тно, све́тло возопии́м: Кре́сте Христов всесвяты́й, возрасти́вый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклони́тися сподо́би нас, очище́ние нам дая́ и ве́лию милость...

И если мы сможем в полной мере раскрыть для себя этот православный оксюморон, понять, как могут сочетаться радость и печаль этих великих дней, значит, время Великого поста уже не прошло для нас случайно. А теперь, возвращаясь к самому началу этого текста, хочется сказать лишь несколько слов:

С началом Великого поста всех нас! Подай нам, Господи, Поста благоприятного!


Ссылка на источник...




 

© iskitimeparhia.ru 2013 – 2024

По благословению Преосвященнейшего Леонида, епископа Искитимского и Черепановского

Епархиальное управление работает с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00.
Адрес: 633227 г. Искитим ул.Коллективная,1
Телефоны Епархиального управления:
приёмная - 8(383-43)91-081
канцелярия - 8(383-43)91-083
Адрес электронной почты: iskitimeparhia@yandex.ru