Н.
Я. Данилевский (1822-1885) был, видимо, последним ярким представителем
славянофильского направления русской научно- философской мысли в XIX
веке. По этой причине мне хотелось бы для полноты понимания привести
небольшой методологический анализ всей славянофильской концепции, придав
ей некий философичный базис. Общим принципом методологии исторических и
теоретических построений славянофилов была органическая теория,
выведенная из натурфилософских идей Ф. В. И. Шеллинга (1775-1854).
Шеллинг развивал понимание мира в качестве целостного живого организма
и, разделяя его бытие на органическое и неорганическое, за первое,
исходное, принимал живое, более непосредственно выражавшее сущность
мирового духа - абсолюта. Всеобщее "жизненное начало” есть сущность
мирового организма, состоящего из органов, каждый из которых есть
единичный организм, нечто цельное, единое и аналогичное мировому
организму. Таким образом, природа в целом и абсолют как её начало и
сущность, есть макрокосм, а все организмы различной степени общности - микро космы.