Вход

» » Задача школы: научить мыслить и познавать себя

Храм во имя св. Алексия митрополита Московского, Основы православной культуры


Задача школы: научить мыслить и познавать себя


30 янв 2017 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
0

Русский православный мир встревожен сегодняшними реформами образования. Какие ценности мы отстаиваем в современной системе образования? Об этом - беседа с А.И. Нотиным, кандидатом исторических наук, писателем, членом Изборского клуба, учредителем автономной некоммерческой организации «Переправа».

— Александр Иванович, с какой целью было создано сообщество «Переправа»?

Духовно-просветительное сообщество «Переправа» создано в 2006 году по благословению Патриарха Алексия II с целью просвещения, а также для разнообразной помощи людям, не до конца определившимся в своем духовном выборе. По сути мы работаем среди оглашенных и среди тех, кто еще не стал оглашенным, но уже поворачивается в сторону правды Христовой. Таких людей сейчас все больше. За десять лет мы на своем примере убедились, сколь велика эта сила и какой динамикой развития она обладает. Я ее называю народ Божий. Это мирская часть Церкви, которую апостол Петр называет царственным священством мирян. Миряне обязаны исполнять те же заповеди, служить Христу, вести духовную брань, совершенствоваться, как и священство. Сегодня в сообществе состоит несколько сотен человек, среди них есть заместители министров, представители казачества, спортсмены, байкеры, студенты. Действует разветвленная региональная сеть. Наша группа на Фэйс-буке составляет 15 тысяч человек. За эти годы мы ни одного человека не потеряли, к нам приходят все новые и новые люди. Постами мы причащаемся из одной Чаши.

— Чем занимается ваше сообщество?

— Мы выпускаем журнал «Основы православной культуры в школе», экономический вестник «Наше дело», электронный журнал «Переправа». Сообщество «Переправа» стояло у истоков Русского экономического общества, возглавляемого профессором Валентином Катасоновым. У нас есть издательство, выпускающее книги духовно-светского содержания, историческую героику,

— Александр Иванович, с какой целью было создано сообщество «Переправа»?

Духовно-просветительное сообщество «Переправа» создано в 2006 году по благословению Патриарха Алексия II с целью просвещения, а также для оказания экономические и социологические труды, политическую публицистику, если в ней находится место промыслу Божию. Скоро у нас выйдет книга воспоминаний дьякона Николая Поповича - свидетеля целой эпохи, имеющего множество военных наград.

«Переправа» поддерживает связь с Троице - Сергиевой лаврой, общественными организациями, такими как «Сорок сороков», десятками военных и ветеранских организаций (Международный союз десантников, «Альфа», «Вымпел», Международный союз казаков-воинов России и зарубежья), дружим мы и с футбольными фанатами.

— Какими явлениями, на ваш взгляд, отмечено современное общество?

— Надо надеяться, что Россия осуществит свое мессианство: «Было два Рима и третий Рим - Москва, а четвертому Риму не быть», как в XV веке сказал насельник Спасо-Елеазаровского монастыря на Псковщине старец Филофей. Проходя страшные овраги и завалы, народ Божий все-таки выбира¬ется из коммунистического лихолетья, преодолевает либеральное болото и формируется в огромную преобразующую силу. В нынешнем году в Вели- корецком Крестном ходе участвовали почти 100 тысяч человек. Вы видели хотя бы одно сообщение об этом в прессе и на центральном ТВ? А если какие-нибудь мерзавки напакостят в храме, все российские и мировые либеральные СМИ будут вопить об этом. Я был в прошлом году на Великорецком Крестном ходе, когда шли 35 тысяч. Это и есть наш народ! А нынче - 100 тысяч!

Мы живем в эпоху всеобщей лжи, когда создают абсолютно ложную картинку о России. Нам пытаются внушить, что все плохо, что нас, православных, мало. Но это не так. Нас много и становится все больше, день ото дня мы становимся крепче. Господь так позаботился, что новое поколение - церковный призыв, призыв «блудных сынов» - людей вроде меня, грешного, - прошли каждый через свое страдание и вошли в храм. В «Переправе» у нас вся мозаика моего поколения: военные, юристы, экономисты...

Сегодня идет фронтальное наступление сатанонигилистов, поощряемых западными «партнерами» и их сторонниками внутри страны. И одновременно стремительно растет Церковь Христова, пополняется людьми талантливыми, опытными, способными на многое. Верующие из разных сфер мирской профессиональной деятельности пополнили Церковь. Это до смерти пугает сатанистов и, в частности, объясняет информационную блокаду РПЦ и ее жизни. Много раз мне

доводилось слышать от высокопоставленных руководителей СМИ, что Церковь и народ Божий - это неформат. Люди, которые сами неформат по жизни, объявляют неформатом нас, верующих. Но это ненадолго. Сегодня всем русским миром мы выбираемся из столетия безвременья и лихолетья. И именно Церковь несет народу спасение и достойное будущее.

— Падение уровня культуры и нравственности в нашем обществе началось как раз с реформирования школы, сокращения часов преподавания в ней классической литературы, поскольку русская литература несет национальную идею, православную традицию, евангельские ценности. Сегодняшние реформы образования продолжают разрушать традиционную школу.

Коллега по Изборскому клубу архимандрит Тихон Шевкунов - преподаватель Литературного института - как-то говорил мне, что уровень знания литературы сегодняшних третьекурсников равен уровню семиклассника средней московской школы 70-х годов прошлого столетия. Это катастрофа... Этот провал в знаниях ощущается везде. Мы скатились на 60-е место в мире по уровню образования, хотя всегда были в тройке лидеров. А физически? Если в 70-е годы были два из десяти негодных к строевой службе школьника, то сейчас уже наоборот. Поэтому, когда говорят о реформах образования, я хочу спросить: а у нас сегодня есть это образование? Что нам реформировать?

Александр Суворов говорил: «Неверующего солдата учить - что пережженное железо точить». Не точим ли мы это самое пережженное железо? Да, нужно бороться, нужно отстаивать мораль и здравомыслие. Независимо ни от чего, всегда и везде. Но реформировать - значит, устранить недостатки, совершенствовать и приводить в надлежащий вид. В нашем же случае практически нечего совершенствовать. Исходная либеральная модель образования, которую нам предлагают реформировать, порочная и тупиковая по определению. Ее надо не реформировать, а менять целиком, а в условиях либеральной власти это невозможно. Поэтому пока нам остается только метод, который я бы назвал методом вытеснения, - лжи правдой, тьмы светом. Враг силен, но не всесилен, и православный народ уже теснит его повсюду, в том числе и в системе образования.

Сегодня перед нами стоит как бы взаимоисключающая задача. С одной стороны, нужно охранять и сохранить государственный конституционный строй, даже с нынешней конституцией, ни в коем случае не допуская никаких революций, потому что всякая власть от Бога, а все революции от дьявола. С другой стороны - методом последовательного вытеснения через новые кадры, через постепенное реформирование образовательных программ и стандартов, через наши новые формы организации учебного процесса, наконец через расширение присутствия народа Божиего на разных уровнях власти мирно, ненасильственно, но настойчиво мы сможем вытеснять, выжигать либеральную «плесень». Она не такая уж сильная. Это тоненький слой, размазанный по государственному аппарату. А в самом государственном аппарате есть очень много людей, симпатизирующих нам, особенно на фоне вызовов, угрожающих России со всех сторон. И у нас реально устанавливаются связи с ними. Они - наши союзники и попутчики.

Образование сегодня принадлежит господину Ливанову. Хотя четыре фракции Госдумы, включая «Единую Россию», и все профессиональное сообщество, на которое любит ссылаться наш президент, требовали убрать Д.В. Ливанова из Министерства образования. Не убирают по двум причинам. Первая: у В.В. Путина не хватает полномочий, чтобы убрать Д.В. Ливанова, поддерживаемого тем лобби, которое сам Путин называет квазиколониальной элитой, национал-предателями и пятой колонной. Все эти определения дал сам президент. И вторая причина - это то, что для Запада, который и формировал нынешний режим - ельцинский, потом путинский - Министерство образования важнее, чем Министерство обороны. Так оно и есть. Сердюкова в конце концов сняли, а Ливанова - никак.

— Педагог-просветитель С.А. Рачинский в свое время говорил о значимости образования: «Здесь вопрос о будущем России, более важный, чем о финансах, судопроизводстве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Ибо как не плохи будут эти учреждения, но когда дух народа цел, государство останется непоколебимо. Когда же последовало в народе нравственное разложение, тогда самые превосходные учреждения не удержат государство от гибели».

— Важно четко определить, что такое образование. Образование - от слова «образ». Чей? Божий. Образование должно формировать прежде всего человека, притом человека триипостасного, состоящего из духа, души и тела. А потом уже на этого человека, как латы, как оружие, навешиваются профессиональные знания. Если образованный человек безнравствен, свои знания он может употребить во вред. Даже на Западе, при их умирающем капитализме, в крупных компаниях, когда проводят набор сотрудников высшего звена, выбирают из двух более нравственного, отдавая ему предпочтение перед более профессиональным. А мы цепляемся за Бо-лонскую систему, придуманную для афроазиатов. Даже Франция отказалась от своей же Болонской системы. Тестовая система, навязанная нам, создана для умственно отсталых или для людей, не адаптированных к европейской культурной среде. Мы-то здесь причем?

В данной ситуации нам предстоит, с одной стороны, теснить существующую модель образования, а с другой - готовить ей на смену альтернативную, светско - духовную модель. Многое можно взять из дореволюционных учебников, написанных великолепным языком, чудесно проиллюстрированных. Нужно вернуться к святоотеческой модели, где сочетались бы элементы духов¬ного и светского познания, чего и в помине нет сегодня в нашей школе. Духовное воспитание прививает ученику знание о том, что есть вторая ипостась в человеке. Необходимо уже в школе изучать, откуда человек взялся, как он устроен, из чего состоит, как правильно развивать и питать не только тело его, но и душу, чтобы она была здоровой. Ведь именно душа предъявляется по ее исходу из тела в качестве единственного итога жизни человека, именно в ней заложены огромные ресурсы творчества и созидания, столь легкомысленно отвергаемые так называемым просвещенным веком. Эти знания и навыки умной духовной жизни надо как можно быстрее вернуть. А связь с материальным веществом человек так и так потеряет, и мир сгорит, и даже знания в итоге упразднятся. «Познай себя, и довольно с тебя», - говорят святые отцы православия. Это сочетание научного и духовного знания, с упором на второе, и должно стать задачей новой русской школы.

 

Беседу  вела  ведущий  редактор  журнала  «Покров»  Ирина УШАКОВА

Журнал духовно-нравственной культуры «Покров», № 9 (537), 2015 год

 

 



html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

На главную страницу
На главную страницу

Поиск по сайту