8 декабря 2017 года состоялись Искитимские Рождественские образовательные чтения. Возможность обсудить основные проблемы современного гражданского общества, подрастающего поколения была предоставлена в ходе проведения тематической секции «Православие, образование, воспитание». Участниками работы секции стали: учителя, дошкольные работники, библиотекари, духовенство и прихожане из г. Искитима, Искитимского и Черепановского районов, более 60 человек.
С приветственным словом выступил игумен Кирилл. Он поздравил всех с открытием Рождественских образовательных чтений, которые проходят в 2017 году по теме «Нравственные ценности и будущее человечество». В своем докладе «Что такое духовность и что такое нравственность» игумен Кирилл раскрыл содержание понятий «духовность» и «нравственность» с точки зрения православия.
Тематика выступлений была актуальной для всех заинтересованных, неравнодушных людей к воспитанию подрастающего поколения и молодежи: "Нравственные ценности и социальное здоровье общества" (Симбирев Алексей Алексеевич, учитель истории МКОУ "Посевнинская средняя общеобразовательная школа"), "Духовно-нравственный потенциал и православные традиции русской литературы в воспитании российской молодежи" (Соловьева Антонина Петровна, учитель русского языка и литературы МКОУ средняя общеобразовательная школа №2 г. Черепанова), «Уроки нравственности. Воспитание на примере подвига святых и героев Отечества» (Шелегин Николай Николаевич, учитель ОБЖ СОШ №12 г. Искитима, руководитель школьного музея), «Уроки нравственности. Воспитание на примере святых и героев Отечества» (Петренко Галина Александровна, учитель г. Искитима), «Базовые национальные ценности как основа духовно-нравственного развития личности в современной школе» (Спинько Наталья Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ-СОШ №11 г. Искитима), «Культура языка и культура слова» (Суставова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ – ООШ № 6 г. Искитима), "Формы и методы духовно-нравственного развития и воспитания личности" (Слетова Надежда Ильинична, преподаватель русского языка и литературы СОШ № 14 г. Искитима), «Малая родина как одна из скреп духовно-нравственного развития гражданина России» (Абрамова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ№8 г. Искитима). Стендовый доклад был представлен воспитателем детского сада «Радуга» при СОШ № 9 Злобиной Татьяной Николаевной «Малая родина как одна из скреп духовно-нравственного развития гражданина России».
Какие же проблемы были затронуты в выступлениях:
-равнение на западную культуру, анти духовная пропаганда СМИ, низкий уровень-духовно-нравственной культуры;
-отсутствие активной гражданской позиции и деятельной любви к малой родине;
-сильное сопротивление духовному началу, которое изначально существовало в русском обществе, в русской культуре, в литературе;
- деятельность школьного музея в воспитании современных школьников,
- утрата исконно русских слов и вытеснение их заимствованиями, в основном англоязычными, засилье в речи молодежи грубого просторечия и жаргона;
-отсутствие достойного нравственного идеала, как совершенное воплощение представлений о человеке;
- снижение воспитательного потенциала предметов гуманитарного цикла;
- воспитания у ребенка дошкольного возраста любви и привязанности к своей
малой Родине.
Какие пути решения проблем предлагали выступающие?
Шелегин Николай Николаевич, Спинько Наталья Александровна предлагают активнее использовать возможности музея, музейно-педагогические проекты, летние профильные смены в воспитании подрастающего поколения.
Слетова Надежда Ильинична, затрагивая вопрос духовно-нравственного воспитания, выделила основные положения, на которые должен обратить учитель литературы:
-при изучении русской литературы на первый план выдвигается духовно-нравственный и художественный потенциал;
-анализ художественных произведений через понятия добра и зла, чести и достоинства, нравственности и безнравственности;
-роль и место духовных начал в формировании личности человека, на связь с жизнью, мировоззрением писателя;
-использование потенциала внеурочной деятельности.
Суставова Елена Владимировна, выделив серьезные проблемы в утрате русских слов и замене иностранными, пришла к выводу, что ответственность за сохранение русского языка лежит и на учителе, и на церкви, и на работниках культуры, и на кинематографистах…
«Но главное, что начинать всегда нужно с себя, чтобы наши дети с рождения слышали чистую речь своих родителей и любили читать хорошие книги.
Давайте же, милостивые судари и сударыни, радеть будем о красоте и простоте русского языка и в беседе радушной да за караваем воздушным речь вольготно вести о прошлом, настоящем и грядущем» - подвела итог Елена Владимировна.
Абрамова Ольга Геннадьевна считает, что решение проблемы патриотического воспитания невозможно без связи личности с местом, где он родился, с малой Родиной, без деятельной любви, а не ностальгической.
Поэтому предлагает активнее использовать возможности новых музеев и выставок, всех видов краеведческой деятельности, поисковых работ, туристско-краеведческих программ, героико-патриотических акций, творческих фестивалей.
Симбирев Алексей Алексеевич предлагает использовать социальные институты духовной нравственности: семейный уклад, церковная община, духовная литература, искусство, национальный характер и тд.
Кунгурцева Елена Алексеевна, специалист управления образования г. Искитима, поблагодарила педагогов за интересные, содержательные, эмоциональные доклады, большой личный вклад в дело воспитания подрастающего поколения, активную жизненную позицию.
Работа
секции «Православие, образование, воспитание» получила высокую оценку
присутствующих. В целом участники и гости седьмых Искитимских Рождественских
образовательных чтений остались довольны работой секции.