Особенно это относится к тем, кто далек от традиционного религиозного мировоззрения и, тем более, к атеистам.
Я думаю, что сейчас все меньше людей, которые думают, что мир только материален и что нет духовного мира. Существуют, конечно, разные представления о духовном мире. Раскрывая понятие «духовности», будем говорить с точки зрения православного вероучения, и основываться на Библии и учении Церкви.
Творя мир Бог сказал: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему». Сотворен человек по образу Святой Троицы Отца и Сына и Святого Духа. В человеке имеются три составляющих: дух, душа, тело.
Из всех живых существ только в человеке отображены Божественные свойства: свобода воли, способность творчества, бессмертная душа.
Часто происходит подмена понятий. Когда говорят, что человек духовный -подразумевают приобщенность человека к культурным достижениям, знания, интеллектуальные способности, нравственная добропорядочность. Но это совсем не так. Правильнее же считать, что духовный человек тот, кто в своей жизни руководствуется Духом Божиим. Ведь Бог есть Дух и Он является главным источником, из которого изливается этот Дух или, как мы говорим-благодать.
Если говорить о воспитании, то можно напомнить мысль академика Д. Лихачева, что классическая литература, музыка, живопись, в целом культура, опосредованно воспитывают человека, а религия делает это прямо и непосредственно.
Приведем еще одну цитату Д. Лихачева: «В религиозном духе воспитываются с детства. Не сковывает это свободу людей в выборе религии? Нет, так как отказаться от религии легче, чем войти в большую семью верующих…Воспитывая детей в заветах определенной религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даем им без религиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его приобрести. Религия же — именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, осмысливать жизнь человека, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда остается соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах».
«Если бы Бога не было, Его бы следовало придумать» - говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. Достоевский сказал: «Если Бога нет, стало быть. всё позволено»- подчеркивая этим мысль, что если нравственность отделить от религии, от Божественного начала - она исчезнет.
Человек одновременно принадлежит к духовному и материальному миру, таким его сотворил Бог. Материальный мир нейтрален по воздействию на нравственность человека. А вот духовный мир имеет два полюса: мир Божественный, мир святых ангелов и мир демонический, мир падших ангелов. Известны слова Ф. Достоевского, где он говорит: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Человек, как свободная личность, стоит перед выбором добра и зла, истины и лжи, святости или греха.
Человек стоит перед выбором Бога как источника истины, добра и святости или диавола как источника лжи, зла, греха.
Является рабом Бога (работает Богу) или рабом диавола (работает диаволу). Эти выбором и определяется нравственность человека.
Все мы, крещенные в православной вере, носим имена святых. Святые были такие же, как и мы люди, но за свою устремленность к Богу, через борьбу со страстями и грехом, с помощью Божией достигли определенной степени духовного совершенства, которую Церковь называет святостью. Именно они, в первую очередь, могут называться духовными людьми. Но не только они. Из вышесказанного можно сделать вывод:
Духовный человек имеет внутреннею мотивацию жить по закону Божию, он стремится к Богу, имеет желание соединиться со Христом-это для него цель жизни.
Духовность то, что чаще всего, сокрыто от внешнего взора, внутренняя мотивация, приближение к святости (хотя еще и не достижение ее). Духовность напрямую связана с совестью, как голосом Божиим в человеке.
Чем же понятие духовности отличается от понятия нравственности?
Нравственность-это правильное отношение к окружающему миру, это способ поведения, это более сфера внешней деятельности. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12)».
Нравственность является необходимым, но еще не достаточным условием восприятия Бога.
Нравственность не самоцель, а она лишь служит, является условием и средством приближения к Богу, к Христу, условие Богообщения.
Нравственность без духовности - это дом, построенный на песке. Подуют сильные ветры, налягут воды, и этот дом разрушится - говорится в известном месте Евангелия.
Истинная нравственность, стремящаяся к духовности, невозможна без подвижничества, без борьбы со своими страстями и пороками, без очищения сердца и ума. Идеалом и критерием этого очищения являются евангельские Заповеди блаженств.
Многие же часто ориентируются на несколько ветхозаветных заповедей - не убий, не кради, не прелюбодействуй…- и считают себя в целом людьми нравственными, если не нарушают этих заповедей и не совершают грубых грехов.
Если человек не здоров, у него частой темой для разговоров будет здоровье. Когда я ощущаю в себе отсутствие или недостаток духовности, я буду говорить об этом, буду озабочен этим. И наоборот, кто не чувствует себя больным (духовно) ему и не хочется говорить о духовности. По словам А.С. Пушкина: «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой».
Главная цель воспитания - это соединение человека с Богом, очищение в себе образа Божия и уподобление Ему.
Воспитание - это формирование правильных понятий о глобальных взаимоотношениях между Богом, вселенной, человеком, а также взаимоотношений между людьми - чем и определяется весь строй жизни человека.
В процессе воспитания необходимо давать человеку мировоззрение, то есть целостную картину мира.
Необходимо раскрыть основные понятия:
- о смысле бытия Вселенной;
-о смысле жизни и цели существования человека;
-о принципах добра и причинах зла;
-о справедливости, свободе, любви, смерти.
Без религиозного содержания получается обезбоженная нравственность. В лучшем случае она представляет из себя философию и этику, а в худшем - светскую этику или просто этикет. Как говорит Патриарх Кирилл: «Светская этика - это предмет по сути атеистический, это атеистическая мораль».
В заключении. Что мы можем сделать, находясь в рамках образовательного учреждения? У многих на слуху устаревшие штампы типа: «Церковь отделена от государства», у нас «светское образование». К сожалению, светским многие еще считают советское, то есть атеистическое. Однако, на основании новых законов мы имеем: свободу совести обучающихся, педагогов, свободный выбор и выражение своих взглядов, в том числе и религиозных. Также по просьбе родителей администрация дает возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ - здесь имеется ввиду территория школы. Главная цель и достоинство человека - это служение Богу и ближнему, а не потребление. Человек должен быть соработником Бога в устроении этого мира.
Таким образом, если нравственность отделить от религии, от Божественного начала - она исчезнет.
Игумен Кирилл (Скакальский)