Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и
радостно поймем великое значение творимого нами Настоящего!»
М. Горький
В настоящее время строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и села привыкают к колокольному звону, который наполняет душу тихой радостью, напоминает о бренности жизни, о высоком небе. Но было и иначе.
Я хочу рассказать о судьбе верующего - Дворянова Семёна Григорьевича, родившегося в 1887 году. Продолжительность его жизни 104 года, умер 28.05.1991 года. Проживал по адресу: Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Максима Горького, д.5. Основное занятие: столяр, внештатный священнослужитель. Был из рода Дворяновых. Родители - Дворянов Григорий Агафонович (?-1933), Дворянова (Бабкова) Акулина Ивановна (?-1924). Был женат на Евсютиной (Дворяновой) Елене Андреевне (15.08.1903-13.06.1995).
Проживая в г. Черепаново, Дворянов С.Г. преподавал в Черепановском профессионально-техническом училище столярное дело. Был первоклассным столяром. Со своими сыновьями Иннокентием и Василием, Семён Григорьевич выполнял столярные работы в собственной фамильной мастерской «Дворяновской артели» у себя дома. Половина домов частного сектора г. Черепаново украшена наличниками со ставнями в его бело-голубом фирменном стиле. Дворяновы и ворота делали.
Дворянов Семён Григорьевич был верующим. Как все верующие глубоко переживал притеснение церкви, разрушения храмов, гонение за верующими. Из воспоминаний его внука, Морина Валерия Владимировича: «Мой дед - Дворянов Семён Григорьевич официально в церкви не работал. Просто они с моей бабушкой, в девичестве Евсютиной Еленой Андреевной, очень хорошо знали Библию и многие книги на церковнославянском языке наизусть. Вот поэтому мой дед на общественных началах, в виду того, что у нас в г. Черепаново долгое время при советской власти не было своей церкви и, соответственно, своего священника, исполнял некоторые православные обряды - отпевания, поминки и прочее. Старички передавали через него просьбы помянуть, поставить свечку и помолиться в Новосибирской церкви, которая находится возле цирка. Дед время от времени ездил в Новосибирск и исполнял их просьбы».
Из воспоминаний Рудюк Лидии Ильиничны, ветерана педагогического труда нашей школы, почетного жителя г. Черепанова, Отличника просвещения: «В то время мне было 10 лет, это конец 40-х и начало 50-х годов. В городе Черепаново деревянной и кирпичной церквей уже не было (деревянная сгорела в конце 30-х, а в кирпичной разместился ДК железнодорожников). Помню, что в доме Дворяновых (по улице Максима Горького) собирались верующие люди, которым запрещали верить в Бога и тем более собираться вместе. Мои родные не ходили в дом Дворяновых. Папа был на фронте, а маменька работала. Мама была верующая, может она и ходила, но нам об этом никогда не рассказывала. Я помню этот дом, помню, что верующие ходили к ним, и их было много. Нам туда ходить запрещали. А вот соседи Жирковы, тетя Марфа и дядя Егор - были верующие и иногда ходили к Дворяновым. Дядя Егор был машинистом поезда, поэтому его не призвали на фронт. За добросовестный труд он имел награды, его фотография висела на доске почета. В то время - время запрета, снимали иконы и прятали. Жирковы тоже спрятали свою икону на чердак. Однажды, поднявшись на чердак, где лежала икона, хозяйка - тетя Марфа увидела, что икона стала как новая, заблестела. Пошел слух, что у Жирковых обновилась икона. На работе фотографию дяди Егора сразу сняли с доски почета. Понизили в должности за то, что он скрыл, что верил в Бога и хранил икону.Но от веры дядя Егор и тетя Марфа не отреклись. А потом, после войны, когда смягчили наказание за веру, они повесили икону в избе на стене».
Дворянов Семен Григорьевич до конца был верен своей вере. Жил по правилам православных христиан. Пользовался уважением и признанием жителей г. Черепанова. Его жизнь - это пример служения и преданности вере. Валерий Владимирович Морин так пишет о его кончине: «С вечера помылся в своей баньке, переоделся во всё чистое. Посмотрел с домашними телевизор, помолился на ночь, лёг спать и не проснулся. Дело было в конце мая, почти июнь - жара. Наши местные жители скинулись и послали гонца в Новосибирск. Оттуда приезжал священник, который отпел деда. Как рассказывали родственники и моя бабушка, дед пролежал в гробу дня три, но при этом запаха от него не исходило, лежал довольный и улыбался. А деду тогда было 104 года. Дед с бабушкой раньше жили по адресу ул. Максима Горького, д.5. Рядом, в соседнем доме жила его старшая дочь Дворянова – Расторгуева - Котегова Анна Семёновна. Сейчас в родительском доме проживает внучка деда Семёна, моя двоюродная сестра, Котегова - Белашева Нина Павловна. На обоих домах можно увидеть дедовы наличники, а по ним можно найти по городу и другие его работы».
Многие тысячи священнослужителей и церковных деятелей, просто активных прихожан погибли в эти страшные годы. Верующие в тайне продолжали верить и не отреклись от веры. Они молились не только за себя, но и за других людей, за честность и благоразумие государства, народа. Многие прихожане остались верны своей вере. Показали великий пример веры и мужества, пример стояния в Правде, жертвенности и героизма, даже до смерти. За свою веру, за свою идею, за Истину, за Правду Божию, не боясь никаких прельщений, не боясь никаких страданий, не дорожа ничем, даже своей жизнью. Это великие люди, это Святые люди. Их пример очень важен для нас, людей XXI века. Дабы мы все тоже укреплялись их примером к вере, укреплялись в своей жизни, которая должна быть доброй, полезной, исполненной хорошими делами, смыслом и содержанием.
Кляута Ксения Вячеславовна, ученица 5 класса «Б» МАОУ СОШ №3 г. Черепанова
Ковергина Наталья Николаевна, учитель истории МАОУ СОШ №3 г.Черепанова