И случается же в жизни такое, что человек в силу каких-то невероятных обстоятельств попадает в самый эпицентр глобальной катастрофы?! А что, если этих катастроф не одна, а целая серия – природная, техногенная, политическая… Тем не менее, он каким то чудесным образом, по промыслу Божьему, остаётся жив, вопреки всем этим катаклизмам и трудностям. Жив! Но это не значит, что здоров. Как быть в этом случае? Что делать? Как жить?
А надо жить просто как это делает Владимир Горшенин. Преодолевая трудности, даря любовь и доброту всем тем, кто рядом. О судьбе этого удивительного человека узнала совсем недавно, и она меня потрясла. Очень захотелось рассказать о нём. Но с героем моего рассказа договориться о публикации было практически невозможно. «А что обо мне такого можно написать?! - удивлялся он.- Нет, нет и ещё раз нет!». Володя был непреклонен, считая, что ничего особенного, тем более интересного, в его жизни нет. А я, как и многие знающие этого человека, усмотрела. И вот, с его скромного согласия, которое всё же случилось, пишу его очень непростую историю.
Володя появился на свет в дни страшной катастрофы – землетрясения большой разрушительной силы, которое случилось в Ташкенте в июне 1966 года. На этот момент его родители жили именно там. В семье уже росли две дочери. Но папе с мамой уж очень хотелось, чтобы у них был и сыночек. В надежде на чудо, с большим волнением и нетерпением они ждали рождения третьего ребёнка. И чудо произошло: в назначенный срок на белый свет появился здоровый, крепкий, красивый мальчуган.
Родители его назвали Владимиром. В честь вождя мирового пролетариата.
Но вместе с радостью в дом пришло и горе. Точнее сказать, дома практически уже не было. Его разрушило землетрясение. От большого красивого города Ташкент остались руины и развалины. Глава семейства в спешном порядке отправил жену и детей в Башкирию, к своим родственникам. Сам остался для ликвидации стихийного бедствия. Ташкент восстанавливали всем миром. Все союзные республики подключились к этой акции. Постепенно город снова восстал из пепла и стал ещё краше, чем был прежде. Люди стали возвращаться назад.
И семья Горшениных вернулась в полученную новую трёхкомнатную квартиру. В доме снова поселились радость и счастье. О своём детстве и юности Володя вспоминает с особым чувством: говорит, что оно было золотым. Семья была очень дружной. Родители – просто замечательные – добрые, любящие, порядочные, уважительные, трудолюбивые. В таком же духе воспитывали детей.
Мама и папа трудились на одном крупном химическом предприятии по производству лакокрасочных изделий. Папа – Василий Иванович, простой рабочий, но на заводе имел большой авторитет и уважение. Был на хорошем счету у руководства. Однажды их предприятие с инспекцией посетил министр химической промышленности. И надо было случиться такой оказии, что в то время заболел у него личный водитель. Предприятие очень большое, объектов много, а ездить не с кем. Министр – к директору: «Дай на время хорошего, надёжного человека, который умеет водить машину, пока мой водитель поправится». Директор выделил папу Володи.
За очень короткое время Василий Иванович министру так понравился, что он стал уговаривать мужчину вообще, перейти на работу к нему в министерство. Предложение было лестным. Зарплата выше, преференций больше. Хорошо подумав, взвесив все за и против, посоветовавшись с семьёй, отец отказал министру. Не смог оставить родной завод, товарищей, с которыми проработал многие годы. Радости коллег не было предела. Отец тоже остался собою доволен.
Мама – Клара Фёдоровна, была женщина очень деятельная, даже боевая. На предприятии она занимала должность начальника цеха. За активную позицию её выбрали депутатом обкома партии Узбекистана. Ученик Володя тоже радовал своих родителей школьными успехами. Обладая феноменальной памятью ему достаточно было внимательно прослушать объяснение учителя на уроке, чтобы дома почти не открывать портфель. После окончания школы он легко поступил в престижный Ташкентский электромеханический техникум и с успехом его окончил.
Каждое лето семья отправлялась отдыхать на озеро Иссык-Куль. Ставили палатку, разжигали костёр, варили кашу, уху из рыбы которую сами ловили на удочку, гоняли в футбол. Вечерами под гитару пели песни, читали стихи. А потом загорелые, отдохнувшие, радостные и счастливые возвращались домой. Так было всегда.
После окончания техникума Володю призвали в армию. Служить он попал в Украину, танковую часть в Житомирской области. Был танкистом-инструктором. Служба молодому солдату нравилась. По характеру он был дисциплинированный. Оттого всё давалось ему очень легко. Да всё было хорошо и, даже можно сказать, замечательно. Всё его радовало до 26 апреля 1986 года. Пока не случилась эта страшная техногенная катастрофа на станции Чернобыля, которая внесла коррективы в его счастливую жизнь. Радиоактивное облако накрыло огромную площадь не только Украины, но и Белоруссии, России, Ленинградской области, Чувашии, затронуло Скандинавию, Норвегию, Швецию, достигло берегов Японии и Америки.
О том, что случилась такая страшная катастрофа, Володя, как и все остальные его сослуживцы, узнал, конечно, не сразу. Позже руководство части довело до их сведения об этом. Но о том, как это очень опасно и страшно, никто не подозревали. Даже те, кто им об этом говорил.
Таким образом почти два года Володя находился в непосредственной близости от АС, а именно в ста км от реактора. Паники в части никакой не было. Была просто служба – марш-броски, тренировки, стрельбы, учения. И только разлом титания заметно изменился.
А так, всё как обычно. Без особенностей, не считая того, что стали заметно выпадать волосы, разрушаться зубы, увеличилась щитовидка, иногда появилась непонятная вялость или сонливость. О себе Володя говорит так: «Пострадавший от Чернобыля – да. Облучённый – да. Но не ликвидатор последствий аварии. Слава Богу, что хоть остался жив! Другим «повезло», к сожалению, гораздо меньше».
После окончания службы Володя Горшенин вернулся в родной город Ташкент, где он родился, учился, где прошли самые счастливые годы его жизни. Были грандиозные планы на будущее. Но… Опять вскоре случилась в его, как и многих русских людей живших за пределами России, глобальная, на этот раз политическая катастрофа – развал СССР. Что это значит, могут понять те, кто сам оказался с этой бедой. К их числу отношусь, к сожалению, и я. Люди в одночасье стали вдруг какими-то «вынужденными переселенцами». Какими-то униженными и оскорблёнными, без вины виноватыми. Срывались с мест, где родились, много лет жили, работали. Бросали всё и уезжали в неизвестность, где их никто не ждал. Так Володя Горшенин оказался в Черепаново. Устроился на работу по своему профилю – в рефдепо. Поступил в НИИЖТ, успешно его окончил, получил диплом и был переведён на должность помощника электромеханического состава. Володя очень сильный духом человек, светлый, добрый, щедрый, позитивный. Не смотря на все невзгоды, болезни и трудности с его лица никогда не сходит доброжелательная улыбка.
Семья для него очень важное, если не сказать – святое дело. Он очень любил своих родителей. Всегда о них заботился и помогал. Когда не стало папы, в 1999 году мама приехала к нему. И прожила 18 лет. Сын окружил её вниманием и любовью, баловал подарками и вкусностями, чтобы мамочке было хорошо и уютно. Когда уезжал в командировки, по роду деятельности они у него были, поручал маму замечательному социальному работнику – Анастасии Сероштановой. А в любимой дочери Даше, будущее которой связано с медициной, он души не чает.
Володя – человек православный. К вере пришёл ещё подростком. Он часто совершает паломнические путешествия по святым местам. Где о друзьях и знакомых подаёт записки и здравии и упокоении. Побывал на Афоне. В Алтайском крае шёл целую неделю крестным ходом из Барнаула в Коробейниково, к иконе Казанской Божьей Матери. Был в Сорочьем логу, Турнаево, Ложке, Могочино, Колпашево, Сергиевом Посаде. Всякий раз из этих путешествий привозит прихожанам нашего храма какие-то подарочки – деревянные крестики, иконочки, свечи, акафисты. Если надо помочь чем-то игумену Кириллу – Володя всегда готов. Развезти по домам после службы бабушек – не откажет. Всем старается придти на помощь, хотя сам очень в этой помощи нуждается. Володе никак не удаётся восстановить документы из тех мест, где он проживал и работал, чтобы выйти на льготную пенсию. Специалисты черепановского пенсионного фонда делают запросы. Но, к сожалению, пока положительных результатов нет. Хочется верить – пока! Ведь по состоянию здоровья Владимир Горшенин очень в этом нуждается.
24 июня у Владимира Васильевича красивая юбилейная дата, ему исполняется 55 лет. От лица уважающих этого человека прихожан и себя лично, сердечно поздравляю этого замечательного человека с днём рождения. Многая и благая лета Вам, дорогой Володя. Храни Вас Господь!
Надежда Бердникович,
нештатный автор.
Черепаново.
Фото Елены Воликовой; из личного архива В. Горшенина.