Василий Дворцов – сценограф, иконописец, поэт и писатель, наставник молодых.
Василий Дворцов родился 15 февраля 1960 года в Томске в семье потомственного офицера Владимира Ильича Дворцова. Мать, Тамара Кузьминична Ветрова – фельдшер-акушер.
Родился в 1960 г. в Томске. В 1969-1976 годах жил и учился в селе Молчаново. По окончании школы переехал в Новосибирск. С 2007 года в Москве. Как сценограф поставил более 50 спектаклей в разных городах СССР. С 1982 года и доныне – реставратор и художник в Русской Православной Церкви. Более 400 икон и картин, кроме бригадных работ, лично расписал два храма.
Детство его прошло в селе Молчаново Томской области, на берегу Оби. Как все сельские мальчишки не только рыбачил, охотился, ходил за грибами и ягодами, но и косил, носил воду, окучивал сорок соток картошки, пас стадо, чистил навоз и колол дрова... С раннего возраста Василий Дворцов был отмечен печатью таланта. Отзывчивый, увлекающийся чтением и рисованием мальчишка, за годы своего обучения в селе Молчаново прочёл все книги в школьной библиотеке.
Комсомольский билет Василия Дворцова
В книгах этих привлекали его герои нашего времени, времени покорителей Космоса и строителей коммунизма. И сегодня хранит он комсомольский билет, полученный в четырнадцатилетнем возрасте, как память и как символ верности своим юношеским идеалам.
Вот как он сам вспоминает о том времени детства:
«Родился я в Томске, в уже далёком 1960-м году. Это было время первых шагов человечества в космос, и наша страна была почти во всём первой. А ещё, сначала по городам, а потом и по большим сёлам, строились телевизионные вышки и мы, сибиряки, могли смотреть парад Победы прямо с Красной площади. Помню, как мы переехали в новейший пятиэтажный панельный дом – для деревянного Томска это было чудо. Чудом казался и первый троллейбус – едет неспешно, но без дыма и почти без звука.
Когда я пошёл в третий класс, мы переехали в село Молчаново, где я сразу же влюбился в Обь. Эта река для меня так и остаётся самой красивой. Хотя довелось повидать и Днепр, и Амур, и Неву, и Волгу, но наша Обь самая наша! Молчаново – село древнее, ему больше трёхсот лет, основанное казаками из дружины Ермака. А до русских там жили ханты, несколько средневековых княжеских могил раскопаны на горке. А до хантов жил какой-то «песенный народ». А до того здесь повсюду находят стоянки охотников на мамонтов.
То есть, место это обжито со времён отступления ледника.
Я описал своё детство и юность в романе «Terra Обдория», который был отмечен первой премией Международного конкурса литературы для детей и юношества им. А. Н. Толстого, а Новосибирский педагогический университет рекомендовал роман как дополнительный материал по краеведенью»
С Молчаново пришлось распрощаться в шестнадцатилетнем возрасте для того, чтобы продолжить образование уже в Новосибирске. Как вспоминает сам Василий Дворцов, он поступил в медицинский институт, одновременно начав обучение и в художественном училище. Это стало первым его шагом на пути во взрослую жизнь.
И так уж сложилось, что, в конце концов, Василий получил диплом художника.
После школы приехал в Новосибирск, в шестнадцать лет поступив в медицинский институт и, собираясь, стать детским хирургом. Но тяга к творчеству победила и он, в конце концов, окончил художественное училище.
В качестве сценографа, иконописца и реставратора Русской Православной Церкви поработал в различных городах СССР, как художник-сценограф поставил более 50 спектаклей в театрах страны и, кроме бригадных работ, лично расписал два сибирских храма в Черепаново и Могочино.
С 1982 года и доныне – реставратор, и художник в Русской Православной Церкви. Более 400 икон и картин.
С 2000 года начал публиковаться в литературных журналах и газетах России и зарубежья. Начиная с 2003 года, из-под его пера вышло десять книг в Новосибирске и Москве. В 2005 году стал членом Союза писателей России, а с 2009 – секретарём и членом Правления СП России, и членом Высшего творческого совета СП СГ Россия-Беларусь.
Автор романов «Аз буки ведал…», 2003 г., «Каиново колено», 2005 г., «Terra Обдория», 2006 г., «Звезда Марии» 2009 г.; повестей «Ангел Ангелина», 2001 г., «Тогда, когда случится», 2006 г., «Кругом царила жизнь и радость», 2012 г.; поэм «Правый мир», 2014 г., «Ермак», 2015 г.. А так же сборников драматургии, поэзии, публицистики. Романы и повести неоднократно переиздавались, стихи воли в антологии «Русская поэзия. ХХ век», «Молитвы русских поэтов. ХХ-ХХI», «Сибиряки и Победа». Роман «Terra Обдория» рекомендован комиссией НГПУ в качестве дополнительного материала по краеведению для школ Западной Сибири. На поэму «Ермак» композитор О. Л. Проститов написал одноименную оперу (премьера 2017 г., Томск). Поэма «Правый мир» изучается в 1024 школах Краснодарского края на Уроках мужества.
Романы и повести его неоднократно переиздавались. Стихи вошли в антологии «Русская поэзия. XXI век» и «Молитвы русских поэтов. XX-XXI», переведены на несколько языков. Роман «Terra Обдория» рекомендован комиссией НГПУ школам как дополнительный материал по краеведению Западносибирского региона.
Книги Василия Владимировича Дворцова.
Работал токарем, грузчиком, механиком кукол, пожарным, журналистом, редактором, преподавателем китайской гимнастики и грима для артистов, дизайнером, художником в театре – сначала декоратором, затем постановщиком спектаклей, реставратором церквей и монастырей, иконописцем – всего попробовал более двадцати профессий, прежде чем стать поэтом, прозаиком и публицистом.
Работа художником – постановщиком спектаклей в различных театрах страны и стала ступенькой для первого его шага к Храму. Любому талантливому художнику, а в таланте Василия Дворцова уже тогда никто не сомневался, знакомо то самое чувство прекрасного, которым в полной мере обладают души творческих людей.
Выставка сценографии Василия Дворцова в Краснодаре.
А поиск отдохновения для души вывел его из-за кулис театра с их богемными и набившими оскомину проблемами на дорогу к Храму. Бродя по Челябинску, где он занимался подготовкой нового спектакля для местного театра кукол, по какому-то наитию, сумел он попасть на службу в Свято-Симеоновский кафедральный собор, что и стало его первым шагом по новому пути. По пути приобщения к православной Русской Церкви.
«Я совсем юным сценографом приехал в Челябинск, – рассказывал позднее Василий Иванович, – и вот, в чужом городе, особо остро прочувствовал страх перед «неправдой» меня тогда окружавшего, меня захватывающего, поглощающего. И отчаянную тоску о настоящем. Божья милость – бродя в этой тоске по городу, «случайно» подошел к храму, рядом с которым располагались шумные автовокзал и торговые ряды, и потому ворота на время службы запирали. Я успел проскочить под рукой сторожа, и … все. Оказался дома, среди родных.
…По прошествии многих лет, в самых мелочах помню те переживания сердечной радости первых, совершенно тогда не понимаемых, служб 1983 года: торжественные хоры всенощной перед Петром и Павлом, резную икону Усекновенной главы Иоанна Предтечи, Покров с осыпавшим город легким снежком».
Челябинский Свято-Симеоновский кафедральный собор
Процесс своего воцерковления Василий Владимирович Дворцов не считает чем-то из ряда вон выходящим. Похоже, это – естественный процесс для тех, кто привык следовать учению, которое он считает верным. Как естественно было вступление в комсомол четырнадцатилетнего школьника Васи, ищущего в жизни героического и совершенного, так и для Василия Дворцова, вступившего в своё двадцати-трёхлетие, естественным стал процесс его обращения к Церкви.
«Все мы, «советские люди», вошедшие в церковную калитку, – вспоминает он, –наглядный пример милости Призвавшего нас в «шестой час» и даже замедливших «до девятого». На нас так явственна эта милость нежелания «смерти грешника, но еже обратитися и живу бытии ему». Дорога к Храму начинается с первого шага.
Есть, правда, у меня сборник рассказов на эту тему переломного, порой для человека внезапного обретения веры, сборник потихоньку пополняемый и потому названный «Нескончаемый патерик».
…Господь каждому времени призывает своих свидетелей, ведь литературный процесс – процесс национального самосознания, процесс непрестанного созидания общенародной памяти, на которой возрастает будущее».
Войдя в русскую литературу, Василий Дворцов сумел за последние двадцать лет не только завоевать «своего читателя», но и стать одним из ведущих организаторов поиска новых идей по взращиванию молодых писателей и поэтов, передавая им опыт предыдущих поколений.
А основной целью для себя и своих соратников по ремеслу он считает главенство православия в литературе и искусстве современных «инженеров человеческих душ».
Василий Дворцов – лауреат Международной литературной премии им. И.А. Гончарова, Всероссийской литературной премии им. И.А. Бунина, премии Международного конкурса художественной и научной литературы для юношества им. А.Н. Толстого (дважды), Всероссийской православной литературной премии им. святого благоверного князя Александра Невского, Международной премии «Имперская культура» им. Э. Володина, дипломант III Международного литературного форума «Золотой витязь», лауреат журналов «Москва» и «Русский переплёт» (дважды), ИД «Литературная Россия».
Он награждён ведомственными и общественными медалями: «За заслуги перед отечественной культурой», «За доблестный труд», «За активную гражданскую позицию и патриотизм», «Св. князь Александр Невский», «Василий Шукшин», «Крест Велимира III».
Василий Дворцов и его иконописные работы.
Ведь именно благодаря своему воцерковлению он и пришёл в литературу.
Казалось бы, всё состоялось у Василия Владимировича – иконопись, реставрационные работы, широкая известность в кругу православных художников, выставки работ по городам и весям большой страны, но наступило время для раскрытия новых граней его таланта.
И он, по велению своего духовника, пошёл в литературу.
«Это - была воля, жесткое повеление моего духовника. – рассказывает Василий Владимирович. – Он, как уже не раз случалось, вдруг, без всяких объяснений, на пороге моего сорокалетия буквально вытолкнул меня в неизвестную жизнь, в новую профессию, поперек всех моих планов. Было до бурного возмущения обидно – почему? зачем? Ведь все складывалось так хорошо: я заканчивал роспись второго храма, в мою мастерскую привозили на реставрацию иконы от Тюмени до Алтая. А что литература? Ну, была она приятным вечерним развлечением, ни к чему не обязывающим. В ответ на мои протесты батюшка на несколько лет просто закрыл наше общение. Пока я не смирился и не стал писателем…».
С 2007 года он живет в Москве. Но Томск, остаётся для Василия Владимировича той самой «малой родиной», где всё так близко и дорого, где дышится ему вольно и свободно. Приезжая в родные края не забывает он взять с собой и родную дочь, чтобы не прерывалась её духовная связь с сибирским краем.
Вот как он сам говорит об этом:
«Я родился, вырос и провёл большую часть жизни в Западной Сибири, и, ах, если кто видел томское небо – облачно живое, вечно такое текучее и бегучее, с наливом ниже горизонтов, тот понимает, как без него трудно дышится».
Василий Дворцов со своей дочерью под томским небом.
И именно поэтому встречи с молодёжью стали для него частью его творческой жизни. И встречи эти, нередко происходят на родной для него сибирской земле.
Василий Дворцов с читателями Томской детско-юношеской библиотеки.
В своём писательском поиске Василий Дворцов сумел выделить для себя главное. То, что необходимо по его разумению понять каждому начинающему литератору, чтобы его творческая жизнь состоялась.
«Мы, русские, – сказал он в беседе с редактором издательского совета РПЦ Татьяной Медведевой, – наделены особым, уникальным для иных культур даром – у нас есть язык повседневности и язык святости. Наша, такая особая, такая уникальная, Русская цивилизация была бы невозможна без языка Евангелия и Литургии, подаренного нам святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Надо же принимать уроки недавней истории: мы должны осознавать сами и передавать детям – без постоянно звучащего церковнославянского языка тысячелетний Русский мир не устоит и полсотни лет...».
Второй всероссийский конкурс-фестиваль «Поэзия русского слова» в Анапе.
Выступая перед поэтами и писателями на заседании секции критики Совета молодых литераторов России по поводу речи Фёдора Достоевского во время открытия памятника А. С. Пушкину в Москве в 1880 году, Василий Владимирович Дворцов обозначил их сверхзадачу такими словами:
«Что объединяет народ?.. Вера.
Что примиряет общество?.. Великая цель, сверхидея.
Писатель – миротворец. Сегодня мир на пороге самой страшной войны. И что может сегодня писатель, для, если не объединения, то примирения? Осознать, прочувствовать, уверовать и вжиться в ту сверхидею, чтобы великой целью зажечь, подвигнуть своих читателей хоть на миг, да освободиться от шелухи политических мнений, вырваться из стадности и эготизма и безбоязненно открыться, сродниться соборностью. Если, конечно, он настоящий писатель»
Вот так определяет вектор своей жизни Василий Дворцов – заместитель председателя Правления – генеральный директор СПР председатель жюри различных международных и всероссийских конкурсов, основатель Некрасовского семинара молодых литераторов и действительный член Академии Российской словесности.
15 февраля 2020 года ему исполнилось 60 лет. И из этих лет, тридцать прожито было им в СССР и столько же – в новой России.
И там, и здесь, Василий Дворцов оказался востребованным. Потому и хочется поздравить его с этим Юбилеем и пожелать ему дальнейшего движения по дороге к Храму так, чтобы он имел право сказать себе: «Я сделал всё, что смог!»
Игорь Яскевич, член клуба «Сибирский краевед». Томск.
https://lit-salon.com/proza/vasilii-dvorcov-doroga-k-hramu-nachinaetsja-s-pervogo-shaga-15416.html