«Жизнь можно прожить по-разному. Можно, как старуха из сказки Пушкина: все время что-то просить для себя и требовать, грести все к себе - и власть, и богатство. А в результате остаться у разбитого корыта, потеряв все в одночасье.
А можно совсем наоборот: не брать, а отдавать, не себе, а людям. И вот что интересно, чем больше отдаешь, помогаешь, тем радостней становится на душе! Так ведь? Давать и помогать ведь не всегда просто, верно? Известно - своя рубашка ближе к телу, в первую очередь хочется побаловать себя любимого. Приходиться себя преодолевать, тренировать свою «давательную» мышцу.
Как? А пожалеть человека надо - вот как. Но, если ты никогда не голодал, тебе трудно понять голодного, если тяжко не болел - где взять сочувствие для больного страдальца? Вот и получается, что наши страдания - ключ к сочувствию другим, когда им тоже плохо.
Герой нашей книжечки так и сказал однажды своему сыну Мише, что он полюбил страдания, ведь, они, страдания, «так удивительно очищают душу». И вся его жизнь есть пример того, как именно страдания, раз за разом все больше очищали и укрепляли его душу, делали его сильнее, мужественнее, добрее, сострадательнее». (Н.В. Скоробогатько)
Так началось 6 февраля 2022 года в воскресной школе во имя святителя Алексия, митрополита Московского г. Черепанова занятие, посвященное святителю Луке (Войно-Ясенецкому). Наталья Павловна подготовила рассказ о Владыке Луке по книге Н.В. Скоробогатько «Святитель Лука и дети». Книга содержит рассказы из жизнеописания святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Он прожил удивительную жизнь, наполненную страданием, ставшую житием. Книга содержит воспоминания людей, которые тогда были детьми, его современниками, они помнят живые черточки личности святого Луки, хранят их в благодарной памяти! Даже через детское восприятие облик святителя встает перед нами во всем своем величии и человеческом обаянии. Дети слушали с огромным вниманием.
В школе для взрослых, которые проводит игумен Кирилл (Скакальский), был показан документальный фильм первого канала «Святой Лука Крымский. Целитель Лука». Общее впечатление от фильма и последующего обсуждения осталось очень хорошим.
Цитаты святителя Луки Войно-Ясенецкого
„Я полюбил страдание, так
удивительно очищающее душу."
«Трудно, очень трудно любить людей,
ибо у людей много злобы, много отталкивающего, много неправды.
А вы заставляйте себя любить их, понуждайте себя: помните, что Бог есть любовь, помните,
что без любви закрыт вам вход в
Царство Божие".
«Живи
просто, люби щедро, вникай в нужды другого пристально, говори мягко...
А остальное — предоставь Господу. Именно любовь, — ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления
не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если
не будет основного — любви к человеку»
Лука (Войно-Ясенецкий) (1877 - 1961), архиепископ Симферопольский и Крымский, священноисповедник
Память 5 марта - обретение мощей в 1996 году [1], 29 мая, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архангельских, Воронежских, Красноярских, Крымских, Курских,
Ростово-Ярославских святых.
В миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 г. [2] в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких. Отец его был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, но своих домашних не принуждал принимать католицизм. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Валентин был третьим из пятерых детей.
Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское художественное училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Валентин ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в училище. Он собирался поступить в Академию художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы.
Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета.
Он учится блестяще. "На третьем курсе, - пишет он в "Мемуарах", - произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии..."
В 1903 г. с отличием окончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть "мужицким", земским врачом, помогать бедным людям.
В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли "святой сестрой" и женился на ней.
С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.
Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь.
В 1916 г. защитил в Москве диссертацию на тему: "Регионарная анестезия", о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: "Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее". Получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого.
В 1917 г. получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.
В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.
Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.
Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде "по одному очень важному вопросу с большой горячей речью". После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: "Доктор, вам нужно быть священником". "У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"