Вход

Храм во имя св. Алексия митрополита Московского в , Новости


Защитник и покровитель


5 апр 2022 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
3

В черепановском приходе немало иногородних людей. Они живут в других населённых пунктах области, а то и России, но как только позволяют обстоятельства, приезжают в наши храмы, окормляются у местных батюшек, с многими из которых их связывает долгая дружба.

Таков Константин Путилин. Мужчина живёт в Бердске, работает в Черепаново. Он – человек верующий, обладатель большого духовного опыта, близок со многими служителями в Новосибирской Митрополии и далеко за её пределами. С настоятелем черепановского монастыря игуменом Кириллом (Скакальским) его тоже связывают годы душевного знакомства.

Недавно Константин сделала нашему приходу бесценный подарок, передал икону преподобного Далмата Исетского, с частицею его мощей. Иконописный лик определён в собор святителя Алексия Московского (привокзальная площадь). Скоро икона будет облечена в подрамник, работа над этим ведётся. Но уже сегодня святитель Далмат принимает тех, кто приходит поклониться его святым мощам, помолиться о сокровенном.

Как же стал возможен столь драгоценный дар? Слово Константину Путилину: «В последние годы я часто бываю в Далматовой обители. Так вышло, что попав туда однажды, расстаться больше не хватило сил. Когда выдаётся возможность, сажусь в машину и еду. Дорога из Бердска занимает в среднем 15 часов. Всё меня внутренне покоряет в Далматовом монастыре. Удивительная красота, спокойствие, намоленность древнего места. У мужского монастыря вызывающий чувство особого доверия, уважения наместник – отец Варнава. Он полон такого внутреннего спокойствия, понимания, мудрости, благородства! По его отеческому благословению в разные годы я привёз в Искитимскую Епархию три иконы основателя обители - преподобного Далмата. Одна из них теперь в храме в честь Новомученников и исповедников российских в Ложках, другая там же, в часовне святого источника. Третью, к моей особой радости, принял для черепановского храма игумен Кирилл.

Признаться, одно время я задавался вопросом: благодаря кому мне, простом у мирянину, дарована честь для кого-то открывать уральского святого, передавать память о нём? Даже спрашивал об этом у отца Варнавы… Он только улыбнулся. Говорит: «Значит, преподобный Далмат тебе это доверил».

 

Где это? 

Го­род Дал­ма­то­во – од­но из пер­вых рус­ских по­се­ле­ний в За­ура­лье, стар­ше со­сед­них го­ро­дов Шад­рин­ска и Кур­га­на, стар­ше да­же Санкт-Пе­тер­бур­га. Он зарождался во вре­мя за­се­ле­ния Си­би­ри рус­ски­ми людь­ми – про­дви­же­ние Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства на во­сток. Своё на­зва­ние го­род по­лу­чил от Дал­ма­тов­ско­го Успен­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря, ос­но­ва­те­лем ко­то­ро­го стал в да­лё­ком 1644 го­ду ста­рец Дал­мат.

 

Кто это? 

До по­стри­же­ния в мо­на­хи пре­по­доб­ный Дал­мат в ми­ру был Дмит­ри­ем Ива­но­ви­чем Мок­рин­ским. Ро­дил­ся он в 1594 го­ду в го­ро­де-кре­по­сти (остро­ге) Бе­рёзо­ве. Жил в То­боль­ске, со­сто­ял на го­су­да­ре­вой служ­бе, был же­нат, имел де­тей. Отец его был ка­за­чьим ата­ма­ном, мать, как неко­то­рые счи­та­ли, – до­че­рью но­во­кре­щен­но­го та­та­ри­на из ро­да мур­зы Или­гея, вла­дель­ца зе­мель по бе­ре­гам ре­ки Ис­е­ти.

По­сле смер­ти же­ны Дмит­рий Мок­рин­ский ушёл в Невьян­ский мо­на­стырь, где и был на­ре­чеё Дал­ма­том. За свою на­чи­тан­ность и при­вер­жен­ность к ве­ре Дал­мат поль­зо­вал­ся та­ким ува­же­ни­ем бра­тии, что воз­на­ме­ри­лись они по­ста­вить его на­став­ни­ком. Но, не же­лая этой че­сти, стре­мясь к уеди­не­нию, Дал­мат тай­но по­ки­нул Невьян­ский мо­на­стырь и ушёл на даль­нее по­се­ле­ние, за­хва­тив с со­бою ро­до­вую ико­ну Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Нет, не убо­гий ста­рец ухо­дил в ино­че­ский по­двиг, а че­ло­век, рас­счи­ты­вав­ший на свои си­лы и Бо­жию по­мощь. Ведь ему при­шлось нести на се­бе не толь­ко тя­жёлую ико­ну, но и всё, что необ­хо­ди­мо для уеди­нен­но­го бы­тия.

По со­ве­ту жи­те­ля Кир­гин­ской сло­бо­ды Се­мёна Сос­нов­ско­го Дал­мат вы­брал для уеди­не­ния удоб­ное в гео­гра­фи­че­ском от­но­ше­нии ме­сто – вы­со­кий об­ры­ви­стый холм – бе­рег ре­ки Ис­е­ти, уро­чи­ще Бе­лое Го­ро­ди­ще. Пер­вым жи­ли­щем его бы­ла пе­ще­ра око­ло чи­сто­го клю­ча.

Зем­ли, на ко­то­рых по­се­лил­ся Дал­мат в 1644 г., при­над­ле­жа­ли та­тар­ско­му мур­зе Или­гею и сда­ва­лись им в арен­ду для про­мыс­лов «ир­бит­цам и невьян­цам Ко­ролеёвым и Ши­пи­цы­ным». Или­гей два­жды пы­тал­ся во­ору­жён­ным пу­тём из­гнать Дал­ма­та из сво­их вла­де­ний. Труд­но ска­зать, ка­ким об­ра­зом стар­цу уда­лось одер­жать по­бе­ду в борь­бе за эти зем­ли.

 

А ныне? 

Здесь и была построена обитель, которую неоднократно жестоко разрушали. Но по­сле каж­до­го ра­зо­ре­ния она вновь от­стра­и­ва­лась. Ста­рец Дал­мат пе­ре­жил тя­жеёлые го­ди­ны бед­ствий и ис­пы­та­ний. Несколь­ко раз он был бли­зок к смер­ти, два­жды на его гла­зах мо­на­стырь был уни­что­жен до ос­но­ва­ния, и два­жды он сно­ва воз­во­дил его из гру­ды пеп­ла и раз­ва­лин.

Дал­мат, не ис­кав­ший по сво­е­му сми­ре­нию су­ет­ной сла­вы и вла­сти, до са­мой смер­ти остал­ся лишь про­стым стар­цем-ино­ком, несмот­ря на то, что ему как ос­но­ва­те­лю, устро­и­те­лю и ру­ко­во­ди­те­лю мо­на­сты­ря по пра­ву при­над­ле­жа­ло и на­сто­я­тель­ство в неё. Но хо­тя офи­ци­аль­но мо­на­сты­рём управ­ля­ли дру­гие стар­цы (так, в 1667 г. игу­ме­ном мо­на­сты­ря был на­зна­чен сын Дал­ма­та Иса­ак), ав­то­ри­тет Дал­ма­та был ве­лик, и его сло­во бы­ло ре­ша­ю­щим. Он все­гда был сто­рон­ни­ком стро­го­го со­блю­де­ния ре­ли­ги­оз­ных ка­но­нов, и ни­ка­кие об­сто­я­тель­ства не мог­ли за­ста­вить его от­сту­пить от них. В та­ком же ду­хе он на­став­лял и мо­на­стыр­скую бра­тию.

Умер Дал­мат 25 июня 1697 года в воз­расте 103 лет. Сле­до­ва­тель­но, год его рож­де­ния – 1594. Он был по­хо­ро­нен в мо­на­сты­ре на ме­сте са­мой пер­вой церк­ви, ко­гда-то со­жжён­ной ко­чев­ни­ка­ми. Ещё при жиз­ни Дал­мат из­го­то­вил се­бе гроб (вы­дол­бил из боль­шо­го де­ре­ва), ко­то­рый дол­гие го­ды хра­нил­ся в са­рае. Для за­хо­ро­не­ния Дал­ма­та был со­ору­жён кир­пич­ный склеп. В 1707 году над скле­пом по­стро­или де­ре­вян­ную усы­паль­ни­цу или ча­сов­ню.

Бра­тия мо­на­сты­ря бе­реж­но хра­ни­т па­мять о «на­чаль­ном» стар­це, его ве­щи ста­ли свое­об­раз­ны­ми сим­во­ла­ми тор­же­ства пра­во­слав­ной ве­ры. Это ши­шак и коль­чу­га, по­да­рен­ные Дал­ма­ту мур­зой Или­ге­ем в знак при­ми­ре­ния, ке­лей­ная ман­тия и кло­бук.

Монастырь трагично пережил время богоборчества, был почти разрушен, но теперь восстанавливается из руин. От го­да к го­ду всё боль­ше лю­дей при­хо­дят сюда, чтобы по­мо­лить­ся в усы­паль­ни­це Дал­ма­та, взять во­ды из род­ни­ка. На­род­ная па­мять хра­ни­т рас­ска­зы о вы­здо­ров­ле­нии стра­дав­ших разными неду­гами по­сле мо­лит­вы в ча­совне Дал­ма­та, а во­да из род­ни­ка счи­та­ется це­леб­ной. Дал­ма­та ста­ли счи­тать по­кро­ви­те­лем во­и­нов, и пе­ред от­прав­кой в ар­мию мо­ло­дые лю­ди обя­за­тель­но при­хо­дят к его гроб­ни­це, на­де­ва­ют на се­бя коль­чу­гу и ши­шак, тем са­мым как бы по­лу­чая обе­рег.

 

Кстати

Далматово – один из интереснейших городов Зауралья с многовековой  историей, расположенный в Курганской области, на реке Исеть. Сегодня здесь проживает около 12 000 человек.

 

В тему

В Черепаново, монастырском храме в честь святых в земле Сибирской просиявших, прихожанам доступны иконы с мощами: мученицы Татианы, преподобного Симеона Псково-Печерского, святителя Иоанна Тобольского.

В соборном храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского: святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, преподобного Далмата Исетского.

 

К публикации подготовила Елена Воликова.

Фото из архива черепановского прихода.


Фоторепортаж:



html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

На главную страницу
На главную страницу

Поиск по сайту