В черепановском приходе немало иногородних людей. Они живут в других населённых пунктах области, а то и России, но как только позволяют обстоятельства, приезжают в наши храмы, окормляются у местных батюшек, с многими из которых их связывает долгая дружба.
Таков Константин Путилин. Мужчина живёт в Бердске, работает в Черепаново. Он – человек верующий, обладатель большого духовного опыта, близок со многими служителями в Новосибирской Митрополии и далеко за её пределами. С настоятелем черепановского монастыря игуменом Кириллом (Скакальским) его тоже связывают годы душевного знакомства.
Недавно Константин сделала нашему приходу бесценный подарок, передал икону преподобного Далмата Исетского, с частицею его мощей. Иконописный лик определён в собор святителя Алексия Московского (привокзальная площадь). Скоро икона будет облечена в подрамник, работа над этим ведётся. Но уже сегодня святитель Далмат принимает тех, кто приходит поклониться его святым мощам, помолиться о сокровенном.
Как же стал возможен столь драгоценный дар? Слово Константину Путилину: «В последние годы я часто бываю в Далматовой обители. Так вышло, что попав туда однажды, расстаться больше не хватило сил. Когда выдаётся возможность, сажусь в машину и еду. Дорога из Бердска занимает в среднем 15 часов. Всё меня внутренне покоряет в Далматовом монастыре. Удивительная красота, спокойствие, намоленность древнего места. У мужского монастыря вызывающий чувство особого доверия, уважения наместник – отец Варнава. Он полон такого внутреннего спокойствия, понимания, мудрости, благородства! По его отеческому благословению в разные годы я привёз в Искитимскую Епархию три иконы основателя обители - преподобного Далмата. Одна из них теперь в храме в честь Новомученников и исповедников российских в Ложках, другая там же, в часовне святого источника. Третью, к моей особой радости, принял для черепановского храма игумен Кирилл.
Признаться, одно время я задавался вопросом: благодаря кому мне, простом у мирянину, дарована честь для кого-то открывать уральского святого, передавать память о нём? Даже спрашивал об этом у отца Варнавы… Он только улыбнулся. Говорит: «Значит, преподобный Далмат тебе это доверил».
Где это?
Город Далматово – одно из первых русских поселений в Зауралье, старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга. Он зарождался во время заселения Сибири русскими людьми – продвижение Российского государства на восток. Своё название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в далёком 1644 году старец Далмат.
Кто это?
До пострижения в монахи преподобный Далмат в миру был Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Берёзове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей. Отец его был казачьим атаманом, мать, как некоторые считали, – дочерью новокрещенного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети.
После смерти жены Дмитрий Мокринский ушёл в Невьянский монастырь, где и был наречеё Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить его наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушёл на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери. Нет, не убогий старец уходил в иноческий подвиг, а человек, рассчитывавший на свои силы и Божию помощь. Ведь ему пришлось нести на себе не только тяжёлую икону, но и всё, что необходимо для уединенного бытия.
По совету жителя Киргинской слободы Семёна Сосновского Далмат выбрал для уединения удобное в географическом отношении место – высокий обрывистый холм – берег реки Исети, урочище Белое Городище. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа.
Земли, на которых поселился Далмат в 1644 г., принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов «ирбитцам и невьянцам Королеёвым и Шипицыным». Илигей дважды пытался вооружённым путём изгнать Далмата из своих владений. Трудно сказать, каким образом старцу удалось одержать победу в борьбе за эти земли.
А ныне?
Здесь и была построена обитель, которую неоднократно жестоко разрушали. Но после каждого разорения она вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжеёлые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания, и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.
Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком, несмотря на то, что ему как основателю, устроителю и руководителю монастыря по праву принадлежало и настоятельство в неё. Но хотя официально монастырём управляли другие старцы (так, в 1667 г. игуменом монастыря был назначен сын Далмата Исаак), авторитет Далмата был велик, и его слово было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения религиозных канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.
Умер Далмат 25 июня 1697 года в возрасте 103 лет. Следовательно, год его рождения – 1594. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожжённой кочевниками. Ещё при жизни Далмат изготовил себе гроб (выдолбил из большого дерева), который долгие годы хранился в сарае. Для захоронения Далмата был сооружён кирпичный склеп. В 1707 году над склепом построили деревянную усыпальницу или часовню.
Братия монастыря бережно хранит память о «начальном» старце, его вещи стали своеобразными символами торжества православной веры. Это шишак и кольчуга, подаренные Далмату мурзой Илигеем в знак примирения, келейная мантия и клобук.
Монастырь трагично пережил время богоборчества, был почти разрушен, но теперь восстанавливается из руин. От года к году всё больше людей приходят сюда, чтобы помолиться в усыпальнице Далмата, взять воды из родника. Народная память хранит рассказы о выздоровлении страдавших разными недугами после молитвы в часовне Далмата, а вода из родника считается целебной. Далмата стали считать покровителем воинов, и перед отправкой в армию молодые люди обязательно приходят к его гробнице, надевают на себя кольчугу и шишак, тем самым как бы получая оберег.
Кстати
Далматово – один из интереснейших городов Зауралья с многовековой историей, расположенный в Курганской области, на реке Исеть. Сегодня здесь проживает около 12 000 человек.
В тему
В Черепаново, монастырском храме в честь святых в земле Сибирской просиявших, прихожанам доступны иконы с мощами: мученицы Татианы, преподобного Симеона Псково-Печерского, святителя Иоанна Тобольского.
В соборном храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского: святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, преподобного Далмата Исетского.
К публикации подготовила Елена Воликова.
Фото из архива черепановского прихода.