Известный краевед из села Медведск Черепановского района В. Г. Стоянов давно и серьёзно ведёт свой исторический сайт. На его виртуальных страницах собираются люди, живущие здесь и давно перебравшиеся в другие места, но продолжающие в сердце хранить любовь к старинному сибирскому поселению. Сколько открытий в области минувшего совершается на сайте! Одно из них – судьба и творчество уроженца Медведска Петра Васильевича Андреева.
Однажды Владимир Григорьевич получил сообщение из библиотеки города Егорьевска в Подмосковье, её специалисты искали в далёком сибирском селе жителей по фамилии Андреев. «У нас таких сегодня нет», - заверил далёких собеседников Стоянов. Завязалась переписка, финалом которой стала эта удивительная история и книга. Её В. Г. Стоянов лично получил минувшим летом в Егорьевске, где побывал.
Теперь зал медведского школьного музея, которым руководит краевед, украшают информационные стенды, на которых биография, стихи, картины, найденного благодаря стараниям многих земляка.
В 1950-е годы в Александро-Невском храме города Егорьевска служил удивительный священник – Пётр Васильевич Андреев. Это был необыкновенно талантливый человек, которому было дано от Бога литературное и художественное дарования и неистощимая жизненная, творческая энергия. Его судьба тесно сопряжена с историей и культурой России прошлого столетия. В 2021 году исполнилось 135 лет со дня его рождения.
Он вступил на путь священнического служения в самый разгар революции, в 1918 году, пережив все испытания выпавшие на долю православной церкви и русского народа, завершил свои земные дни в чине протоиерея Александро-Невского собора. Память о нём живёт в сердцах людей, в сборнике его стихов, в картинах, который находятся в галереях разных городов России, в частных коллекциях.
Пётр Васильевич Андреев родился 28 июля (10 августа) 1886 года в с. Медведском Барнаульского уезда Томской губернии в семье мещанина. В 1903 году окончил Барнаульское катехизаторское училище. В следующие два года работал учителем, потом воспитателем в Барнауле и его уезде.
С детства Пётр Андреев был наделён художественным талантом. Желание развивать свой дар, учиться изобразительному искусству привело его в северную столицу. В 20 лет он едет из Сибири в Санкт-Петербург и поступает в Центральное училище технического рисования основанное бароном А. А. Штиглицем.
Окончив училище технического рисования в 1908 году Пётр Васильевич продолжил обучение в знаменитой школе рисования Е. Н. Званцевой. Частная художественная школа Елизаветы Николаевны Званцевой, ученицы П. П. Чистякова и И. Е. Репина работала с 1906 по 1916 год. Первоначально здесь преподавали М. В. Добужинский и Л. С. Бакет, а осенью 1910 года, после отъезда Бакета в Париж, его заменил К. С. Петров-Водкин.
Школа располагалась в знаменитом «доме с башней» на углу Таврической (д. 35) и Тверской (д. 1), где на последнем этаже была квартира поэта, философа, теоретика символизма В. И. Иванова. «Башня» была одним из центров литературно-художественной жизни Петербурга Серебряного века. Её посещали и будущие лидеры авангардного движения В. В. Хлебников и Д. Д. Бурлюк.
Вместе с Петром Андреевым в мастерской трудился Марк Шагал. Перед глазами Петра Васильевича протекала бурная культурная жизнь Петербурга, он воочию видел Фёдора Шаляпина, прославленных поэтов и художников.
Будучи близким кругу художников-авангардистов Пётр Андреев участвовал в выставках их знаменитой группы «Треугольник», которая сыграла значительную роль в жизни художественного и литературного авангарда Петербурга. Художники «Треугольника» писали в разных художественных стилях (импрессионизм, символизм) стремились к разработке новых приёмов живописной выразительности, сочетанию пластичного, музыкального и поэтического языка. Эмблемой группы служил треугольник (стороны которого – синяя, красная и жёлтая) обозначали пространство, чувство и волю.
В мастерской школы Звягинцева к художникам часто заходил тогда ещё малоизвестный писатель Алексей Толстой. Однажды он позвал Петра Андреева, которого приметил среди других живописцев к себе домой и попросил нарисовать обложку для детской книги «Сорочьи сказки». Это первое издание художника, оно бережно сохранялось им после всю жизнь.
Оказавшись в среде элиты русской культуры, Пётр Андреев не изменял тем правилам благочестивой православной жизни, которые были незыблемы в доме его родителей и с детства стали основой его существования. Не смотря на интенсивные занятия, он регулярно посещал богослужения. Одно из них особенно запомнилось Петру Васильевичу. Об этом он не раз вспоминал в разговоре со своими домочадцами. Как-то он с товарищами пришёл в храм и увидел человека, который молился, буквально распластавшись на полу и сотрясаясь от рыданий. Молодого художника поразило страдание неизвестного, и он спросил, что это за мужчина. В ответ услышал, что это тот самый прославленный живописец, который создал много прекрасных картин и росписей, много лет писал своего «Демона», и в конце жизни превратился в психически больного, изломанного человека. Это был Михаил Врубель.
Одновременно с учёбой в 1907-1912 годах Пётр Андреев работал в училище живописи. В 1914 году он вступил в брак с Марией Ефимовной, крестьянкой Новгородской губернии. История их любви также уникальна и удивительна, как вся его жизнь. Мария Ефимовна пришла по протекции его друзей наниматься в качестве прислуги. Как вспоминал Пётр Васильевич, когда 18-летняя Мария, переступила порог дома, он сразу почувствовал, что девушка предназначена для него судьбой. Мария Ефимовна недоверчиво относилась к ухаживаниям 26-летнего барина, не верила в серьёзность его намерений. И было отчего. Пётр Владимирович – образованный молодой человек, художник, вращался в кругах столичной интеллигенции, а она не только была далека от культурной жизни – даже не умела читать и писать. Тем не менее, через год они поженились. Пётр Васильевич обучил Марию грамоте и с того момента как она вошла в его дом, они больше не разлучались и нежно любили друг друга. Венчание проходило в соборе Архистратига Михаила г. Ораниенбаума. Пётр Васильевич участвовал в его росписи.
В 1918 году, пройдя службу в армии, понял своё предназначение и принял священнический сан.
Строки из книги «Священник, художник и поэт».
Особенно ценным было слово внучки отца Петра – Елизаветы Александровны. Она вспоминала, каким дедушка был в быту: очень добрым, кротким, тихим и неприхотливым; вспоминала, как они с сестрой водили его в храм и читали ему вслух, когда тот совсем ослеп и постарел; вспоминала, как часто навещали его прихожане, обращаясь за утешением и советом; вспоминала, как дедушка вымолил и её во время тяжёлых родов, угрожающих здоровью и даже жизни...
Истинным апостолом Христовым отец Пётр оставался до конца своих земных дней. И оставил в «наследство» «рукотворное» и «нерукотворное» своё творчество – историко-культурное достояние не только провинциального Егорьевска, но и всей страны. Его духовная лирика ещё ждёт своего вдумчивого читателя, его живописные картины и рисунки – своего зрителя…
С сайта городской библиотеки Егорьевска.
Осень
Ах, как грустно, ах, как жалко –
Лето красное прошло.
Пожелтели ветви парка,
Воды – хладное стекло.
Целый день не выйдешь в поле,
Если небо в тучах сплошь,
И, с холодным ветром споря,
Беспрерывный хлещет дождь.
Как унылы, как печальны
Оголённые поля!
И кортежем погребальным
Протянулись тополя.
И, как благовест далёкий
От невидимых церквей,
Разлился волной широкой
Крик летящих журавлей.
Зима
Меня прельщает облик строгий
Суровой зимней красоты,
Её таёжные дороги
И запушённые кусты.
Её пуховые постели,
Где засыпают вечным сном,
И бахрома её метелей
Своим сыпучим серебром.
На беломраморности снега
Люблю я чёткость мёртвых трав.
Зимы мне ближе резкий нрав,
Чем лета ласковая нега.
Но что всего сильней прельщает
Своими красками мой взор –
Так это алость зоревая
На округленьях снежных гор.
Весна
Зашумели весенние воды,
Искрясь, вьются с пригорков ручьи,
Просыпается к жизни природа.
Сердце, сердце моё, замолчи!
Наслаждайся блаженной минутой.
Слушай рокот весенней струны,
Выходи из темницы замкнутой,
Разгони свои зимние сны.
Слушай песню, певец воротился
И поёт, призывая тебя,
Чтобы голос хвалебный твой слился
С песней жизни, её полюбя.
Лето
Вот дни сияющего лета –
Какая нега и покой!
Довольно всем тепла и света
Даётся с тверди голубой.
Всего довольно. Сердце полно
Так благодарности Тому,
Кто проливает чудотворно
Лучи любви в земную тьму.
К публикации подготовила Елена Воликова.
Фото В. Стоянова; из открытых источников сети интернет.