Вход

Храм во имя св. Алексия митрополита Московского в , Новости


Компас сердца


3 ноя 2022 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
1

Въезжая в Шурыгино, путник обязательно минует стоящую здесь церковь – небесно-синяя, она увенчана куполом с частыми звёздами под крестом. Голубой – цвет Пресвятой Девы. Оно и верно, в селе (правда, в другом месте) ещё в начале прошлого века был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. В богоборческое время его разрушили, но многие из сегодняшних «возрастных» прихожанок ещё помнят рассказы своих мам и бабушек о том, как те ходили в шурыгинскую церковь. Без молитвы здесь не начиналось ни одно серьёзной дело. Самое окраинное село Черепановского района ещё и одно из самых старинных – 17-й век…

В 1995 году благочинный Юго-Восточного округа Новосибирской епархии  иерей Сергий Григорьев, вместе с верующими жителями села, обратился к главе администрации Черепановского района Георгию Васильевичу Иващенко (1992-1997) с просьбой об открытии здесь православного прихода. Администрация приняла решение передать православной общине здание бывшего коопторга. До революции, по воспоминаниям  местной жительницы Таисии Декусаровой, это была усадьба семьи Уткиных.

И теперь в Шурыгино знают, тихо рассказывают, о трагичной судьбе зажиточных Уткиных. Насколько велика была семья, какого именно возраста были её представители и кто совершил над ними ужасное злодеяние, сельчане уже, само собой, не ведают: не осталось свидетелей той поры. Только передают из уст в уста, что на заре становления в Шурыгино одной из властей, всех Уткиных нашли в их доме убитыми… «Сегодняшняя церковь стоит на крови», - вздыхают люди.

Реконструкция здания была осуществлена на средства совхоза и индивидуальные пожертвования жителей. Рассказывает Иван Михайлович Капицких: «Директор совхоза Николай Александрович Язвенко нанял строительную бригаду, которая укрепила фундамент, заменила пол, установила небольшой купол с крестом. Помогали Пётр Витальевич Жуков, глава крестьянского хозяйства «Семена», деревни Нововоскресенка и Геннадий Борисович Герш, индивидуальный предприниматель села Шурыгино. Оформлением иконостаса занимался Владимир Лукич Головлёв, житель Черепаново. Новосибирская епархия помогла с церковной утварью.

Здание прихода было освящено в 1998 году епископом Новосибирским и Бердским Сергием (Соколов), сослужил владыке иерей Сергий Григорьев. На освящение пришло много жителей Шурыгино, администрация хозяйства.

С годами, потихоньку начались чудеса, которыми так богаты молчаливые сельские церкви. В Шурыгино это – Иверская икона Божьей матери. Классическая – с расколотой доской, на двух половинах которой кроткий лик Богоматери с младенцем на руках. Список с оригинала появился тут лет пятнадцать назад. Передать образ именно в маленький деревенский храм благословил иеромонах Иереней, подвизавшийся в одном Красноярском приходе, обладатель серьёзного духовного авторитета. В Шурыгино жила его духовная дочь. Сюда монахиня  привезла Иверскую. Тут и оставила.

Всего таких икон в Новосибирской Митрополии три. Сколько и благословил отец Иереней. Одна – в храме Сузунского района, другая – в Морозово под Бердском, где собрано несколько тысяч ликов Богоматери (больше нет нигде в России!). Иверская икона – одна из его святынь. Третья – в Шурыгино. Многие знают, что эта Иверская тоже творит чудеса. Потому молиться перед ней приезжают из разных мест. Просимое часто исполняется.

Побывав в Шурыгинском храме, люди после отмечают, что увидели здесь редкие, мало известные иконы, неизменно удивляясь. Сельская церковь Покрова покоряет своим уютом, гостеприимством. Настолько, что некоторые черепановцы стали её неизменными прихожанами и дарителями. Многое, что сегодня здесь есть – плоды их бескорыстного движения сердец.

В 2004 году по благословению Владыки Тихона Покровский приход стал подворьем монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших г. Черепанова, его настоятель и наместник обители иеромонах Кирилл (Скакальский). Шурыгинцев, надо думать, и теперь мало удивляет, когда они видят батюшек, занимающихся тут строительными работами. Приводящих в порядок крышу, надворные постройки. Далеко заметны чёрные рясы…

В последние годы храм Покрова разительно изменился, похорошел.

Ещё в 2000 году при иерее Евгении (Мельник) в помещение провели центральное отопление. Галина Ивановна Проханова и отец Евгений внесли личный вклад в создание приходской библиотеки, передав в неё собственные книги духовного содержания.

Заботы прихожан о своей церкви не ослабевают. Четыре года назад на средства Геннадия Борисовича Герша и Надежды Анатольевны Забиранник установили пластиковые окна. Чуть позже благодаря помощи семьи Забиранник и прихожан, приходское здание обшили сайдингом, сделали входные двери.

…Звёзды на небесном куполе храма Покрова Пресвятой Богородицы в Шурыгино ярко светят каждому. Дать духовное окормление, успокоить, вселить радость и надежду, порою так похожие на чудо, умеют маленькие сельские церкви.


В тему

Как и во многих сибирских деревнях в конце XIX – начале XX вв., население деревни Шурыгиной Чингисской (с 1910 г. – Битковской) волости Барнаульского уезда Томской губернии быстро увеличивалось. Если в 1893 году  в деревне насчитывалось 87 крестьянских и 25 некрестьянских дворов, число жителей составляло 389 человек  мужского пола  и 393 женского, то спустя всего 6 лет количество крестьянских дворов возросло почти вдвое – до 161, и население увеличилось, соответственно, до 1241 человека.   

В 1902 году в деревне была открыта  церковная школа грамоты, где обучалось 60 учеников; также имелась церковная библиотека.    

Рост числа жителей вызвал необходимость строительства собственной церкви, и в 1908 году в Шурыгино был построен деревянный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. До 1910 года он был приписан к приходу во имя Святителя и Чудотворца Николая села Карасёво, находящегося от деревни в 10 верстах. Жителей Шурыгино окормлял священник Порфирий Афанасьевич Васильев.

10 октября 1910 года в Покровский храм был назначен священником Александр Онуфриевич Толмачёв. Псаломщиком с 1911 года служил Павел Евдокимович Бровченко. Состав прихода включал в себя, кроме села Шурыгинского, деревню Черепаново (в 5 верстах), посёлок Тихоновский (в 12 верстах) и заимку Ново-Урюмцева (в 10 верстах). Прихожан обоего пола  насчитывалось 2983 души. 

По воспоминаниям местной  жительницы Евдокии Павловны Вахрушевой, 1917 года рождения, записанной Н. Е. Колпаковой, церковь стояла в центре села, а напротив - дом батюшки. Жил он богато, имел 100 десятин земли, скот, пасеку, птицу, держал 12 рабочих. Кухаркой, нянькой и горничной у него работала Евдокия Клепикова. Детей у батюшки было четверо или пятеро.

До середины 1920 годов церковь не трогали, но после смерти Ленина священника стали притеснять. Сильное гонение на веру началось в селе в 1930-е годы. Батюшку раскулачили, матушка скоропостижно умерла и была похоронена на местном кладбище. После её смерти отец Александр прослужил один месяц. Он пытался спасти старших детей: отправил дочь в город Новосибирск, а сына (Петра) спрятала у себя Евдокия Клепикова.

Другие дети, двое или трое, были ещё маленькими.

Однажды ночью батюшку Александра арестовали. Детей определили в детский дом. После этого церковь и дом священника были разграблены. 

По словам односельчан, отца Александра сослали в Нарым или на Колыму. Больше о нём никто ничего не слышал.

В конце 50-х годов здание храма сожгли, и прихожане Покровского храма стали ходить молиться в село Шипуново. Но в 1970-х годах и там церковь была сожжена.

Теперь богослужения в обновлённом храме проходят один раз в две недели.

 

Елена Воликова.

Исторические факты предоставлены Искитимской Епархией.

Фото автора; с открытых интернет-источников.

 

 

 

 

 

 

 

 



html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

На главную страницу
На главную страницу

Поиск по сайту