Вход

» » Учебно-методический комплекс по семейному воспитанию

Храм во имя св. Алексия митрополита Московского в , Методическое объединение


Учебно-методический комплекс по семейному воспитанию


4 дек 2016 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
0

Учебно-методический комплекс по семейному воспитанию

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

 

В эфире – передача «Педагогика для всех» и её ведущая – педагог гимназии №4 Панова Ю.Н. Наш сегодняшний выпуск я хотела бы посвятить новому учебному курсу по семейному воспитанию «Нравственные основы семейной жизни».

22 ноября 2016 года мне посчастливилось побывать на авторском семинаре, организованном МОУ «Межшкольный информационно-методический центр» Черепановского района и Отделом религиозного образования и катехизации Искитимской епархии Новосибирской митрополии РПЦ.

Ведущим авторского семинара был, конечно же, автор, а точнее, соавтор курса - Моисеев Дмитрий Александрович, кандидат биологических наук, священник Алатырской епархии РПЦ, член Международного научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований (г.Москва).

Нужно сказать, что данный курс уже ведется с сентября 2016 года в 22 школах Черепановского района, и неблизкий путь в две с лишним тысячи километров о.Дмитрий проделал не для того, чтобы предложить или заинтересовать, а для того, чтобы составить более предметный разговор с теми, кто уже три месяца работает по этому курсу и может поделиться своими размышлениями и наблюдениями.

Место встречи было любезно предоставлено Детским Домом творчества г. Черепаново.

Повторимся для верности – о. Дмитрий является со-автором. Над созданием данного курса потрудилась также монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук, до пострига – профессор Магнитогорского университета. Её кандидатская диссертация называлась «Половое воспитание детей в образовательных учреждениях закрытого типа». Нина Крыгина также преподавала «Этику и психологию семейной жизни». В 2012 году Министр образования Ливанов вручил авторам грамоту «За нравственный подвиг учителя».

Первую часть своего выступления о.Дмитрий посвятил предпосылкам создания подобного курса.

Долгие годы наше образование было профессионально-ориентированным, т. е. мы готовили идеального производителя. В лихие – как теперь принято говорить – 90-е годы – в образовании появился новый ориентир – витальный, который обеспечивал подготовку идеального потребителя. Понадобилось пару десятков лет и ФГОС прописал еще одну образовательную цель – духовно-нравственную (или религиозную). Это случилось, когда многим стала понятна очевидная вещь если мы не займемся религиозно-ориентированным образованием, этим займутся другие люди. Ну и, наконец, со всей очевидностью замаячил четвертый ориентир образования – семейный.

На конец 20-го века Россия устойчиво занимала 1 место по количеству отказных детей, первой в мире легализовав аборты, продолжает сохранять пальму первенства и поныне, на 100 заключенных браков мы имеем 65-70 разводов и более лояльное – по сравнению с Европой и Америкой – отношение к добрачному сожительству. Однако, по социальным опросам, семья занимает главенствующее положение в иерархии ценностей среднестатистического россиянина. Налицо явный парадокс: на уровне ценностей и идеалов мы имеем одну картину мира, а на уровне поведения – принципиально иную. Это говорит о присутствии в современном обществе двух цивилизаций – цивилизации жизни и цивилизации смерти. Если до падения Берлинской стены мир делился на капиталистическую и социалистическую системы, то за последние десятилетия водораздел прошел именно так: цивилизация жизни- со-Бытие, Со-общение с Богом и людьми, и цивилизация смерти – жизнь в угоду себе, самостийность по принципу – «Моя хата с краю, ничего не знаю». Последнее характеризуется глубочайшим повреждением человеческой природы – отделением сексуальной функции от функции продолжения рода, появлением бездетных семей не по причине бесплодия, а по принципу baby-free и отказом от сексуальных отношений вообще, феномен, появившийся недавно в Японии. Добавьте к яркой палитре девиаций содомитов – и картинка сокращения и редукции человеческого рода, как говорится, налицо.

Продолжая тему цивилизационного водораздела, о.Дмитрий остановился на проблеме шизофренизации сознания. С одной стороны, наше общество очень позитивно приняло идею материнского капитала, с другой стороны, мы упорно не желаем отказываться от абортов, а попытку вывести узаконенное детоубийство из системы обязательного медицинского страхования воспринимается как наступление на права человека. Таким образом, мысля категориями цивилизации жизни, с одной стороны, и цивилизации смерти, с другой, общество все более и более шизофренизируется.

От историко-социальных предпосылок написания курса НОСЖ, о.Дмитрий перешел к психолого-педагогической стороне вопроса. Упомянув существовавший в советской школе курс «Этика и психология семейной жизни», автор отметил, что несмотря на положительный опыт в целом, всех задач курс не решал.

НОСЖ – курс Дм. Моисеева и Нины Крыгиной – не когнитивный, а ценностный, т.е. знание не является самоцелью, но лишь средством постижения системы ценностей. А нравственность – это мостик между духовно-нравственными ценностями и нормами поведения.

Один из основных психолого-педагогических принципов, лежащих в основе курса, гласит: главным ресурсом развития человека является другой человек. Таким образом, процесс развития ребенка – это детско-взрослая со-бытийная общность.

Раньше, за педагогически запущенных детей спрашивали – в том числе и уголовно – с родителей и учителей. А теперь, когда школа не учит, а оказывает педагогические услуги, родители все более и более делегировали свои воспитательные функции школе, а педагогам некогда этим заниматься – у них отчеты, рейтинги, мероприятия. В этой связи о.Дмитрий прямо заявил о необходимости всеобщей педагогизации сознания взрослого населения, т.е. каждый взрослый должен понимать, что он – детоводитель. Отрадно сознавать, что эта мысль очень созвучна идее нашей передачи «Педагогика для всех».  Нужно сказать, что многие новеллы, прозвучавшие в эфире, прекрасно иллюстрируют следующую мысль, затронутую о.Дмитрием – мир сейчас находится в состоянии антропологического кризиса – т.е. налицо кризис представлений о человеке и кризис бытия человека в мире. Это характеризуется, во-первых, кризисом мужественности – когда мужчина в своем развитии тормозится на стадии подростка – т.е. ребенка, который хочет вести себя, как взрослый, но не хочет и не готов нести ответственность. Зрелость – это, в некотором роде, коромысло: способность подъять заботу, с одной стороны, о детях, с другой стороны – о престарелых родителях. Во-вторых, налицо и кризис женственности, проявляющийся в эмансипации, дискриминации мужчин, нежелании становиться матерью (свидетельства тому аборты, отказничество и социальное сиротство), а также в неспособности и нежелании женщины быть в послушании у мужчины. Если в семьях не соблюдается иерархия (отец-глава, мать-помощник. Дети – в послушании у родителей) – то полноценного мужчину в такой семье не воспитать.

Прежде чем перейти ко второй части семинара – непосредственному знакомству с курсом – о.Дмитрий пригласил всех на перерыв, чтобы совместить приятное с полезным, напомнив, что приятное – это работа, а полезное – обед.

Учебный курс НОСЖ – представляет собой комплект из 6 книг (учебник, хрестоматия, книга  для учителя для 10 кл. и, соответственно учебник, хрестоматия и книга для учителя для 11 класса), а также мультимедийного сопровождения. Учебный курс НОСЖ – это 100% совпадение с ФГОС. Учебник  светский, не конфессиональный, несмотря на ссылки на духовных лиц.

 Цель курса – дать учащимся знания и навыки, необходимые для создания крепкой многодетной счастливой семьи. Данная цель может быть достигнута последовательным решением следующих задач:

1.    Знакомство с основными понятиями

2.    Ликвидация безграмотности

3.    Получение первоначальных познаний основ семейной жизни с точки зрения этики, психологии, культурологии и богословия

4.    Содействие пробуждению у учащихся желания создать в дальнейшем крепкую, многодетную, счастливую семью

5.    Снижение или предотвращение рисков на пути к созданию такой семьи

6.    Знакомство со средствами решения потенциальных семейных проблем

7.    Изучение старшеклассниками основ психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейной жизни

8.    Содействие в обретении смысла жизни

Знакомство с целями и задачами докладчик сопровождал яркими примерами, иллюстрирующими практические советы, которыми изобилует учебник.

Новым – по сравнению с «Этикой и психологией семейной жизни» - является не только общий подход, но также методы и формы работы. «Нравственные основы семейной жизни» нельзя преподавать когнитивно, смысл в диалоге. Нужно прийти – совместно с учащимися – к выводу, что семья – это хорошо, дети – это хорошо. А потому лекционная форма работы занимает небольшой процент, её существенно дополняют беседы, диспуты, семинарские занятия, анкетирование и тестирование, просмотр видеосюжетов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий, написание и защита рефератов и творческих работ.

Отдельного упоминания заслуживают видео лекции, раскрывающие тему на трех уровнях: аудио, видео, когнитивном. Для них - самым тщательнейшим образом – были отобраны лучшие образцы отечественной культуры, например, песни Ю. Визбора, В. Высоцкого, М. Кристалинской, отрывки из фильмов (напр. «Сталкер») и многое другое. В связи с тем, что современное поколение – тотальные визуалы, они не могут воспринимать смысл песни целиком. Для этого песня делится на смысловые части и каждый кусочек сопровождается видеорядом и предваряется вступительным словом.

Говоря о содержании учебного пособия, не станем перечислять все темы и разделы – отметим лишь, что начинается курс с вопроса «Что такое счастье и как его достичь». А заканчивается почти таким же вопросом «Семейное счастье – миф или реальность?» А между этими схожими вопросами – откровенный разговор на темы «Кто я?», «Что такое личность?», «Тайны возраста», «Тайны пола», «Быть или казаться?», «Стыд и совесть», «Дружба и любовь», «Возрасты семьи», «Для чего я живу?»

Опыт апробации курса во многих регионах России, Беларуси и Украины показывает, что вести его можно факультативно, элективно и в формате классных часов. Оправдало себя и отсутствие системы оценок. Главные участники процесса – старшеклассники – так сказали об этом: «Жизнь поставит нам оценки». А в целом о курсе отзывы у ребят примерно одинаковые: «наконец-то нам преподают предмет, на котором говорят о жизни» (цитата из опроса старшеклассников, завершивших изучение курса).

Ну, а нашу передачу завершить хотелось бы цитатой из книги выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского «Родительская педагогика». 

 Молодая женщина, бывшая в свое время гордостью школы, сказала:

- Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.

Женщина вздохнула и замолчала. Я чувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые не один год волнуют и меня, и спросил:
- Какая же у вас обида?
- Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. Да, человеческая любовь требует большого умения. Мы просто не представляли себе, что это такое — любовь мужа и жены, и никто нам даже не пытался сказать об этом. Не умеем мы уважать друг друга. Не умеем чувствовать рядом с собой человека. Не умеем уступать друг другу. Не умеем подчинять чувства разуму, не умеем дорожить жизнью, — о, как это важно, уметь дорожить жизнью!

Что, же, за те полвека, что прошли со времени их беседы, актуальность проблемы только возросла. Решить её и призван курс «Нравственные основы семейной жизни».

                                                                                                                                       Юлия Панова


Ноябрь 2016г.



html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

На главную страницу
На главную страницу

Поиск по сайту