Молодые архитекторы восстанавливают прошлое черепановского храма. Пять дней июля в соборном храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского проходили практику студенты – первокурсники Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА) под руководством доцента кафедры основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства Ирины Львовны Ростовцевой.
Цель их работы – закрепление полученных теоретических знаний, овладение практическими навыками в сфере профессиональной деятельности, исследование исторического объекта, проведение обмеров современного состояния храма.
Ребятам представилась возможность изучить памятник архитектуры непосредственно в исторически сложившейся, естественной среде, что имеет большое художественно-воспитательное значение. Для начинающих обучаться основам архитектуры чрезвычайно полезно ощутить истинные, натуральные размеры архитектурных форм.
Здание обмерено, сделаны зарисовки, начаты чертежи храма, которые будут завершены в Новосибирске, где практика продолжится.
В первый день, когда студенты пришли в храм, был праздник Рождества Иоанна Предтечи. На молебне, который совершался после Литургии, их окропил святой водой и благословил на начало работы игумен Кирилл (Скакальский), настоятель храма.
Разместили гостей по распоряжению главы Черепановского района А. В. Звонкова в специальной (коррекционной) школе-интернате. По отзывам студентов, им оказали радушный приём, бытовые условия были на высоком уровне. Обедали в трапезной храма, готовили для них прихожане.
За это время в село Ярки ездили И. Л. Ростовцева, руководитель практики и Н. В. Терехова, магистр архитектуры, выпускница НГАХА, преподаватель художественной школы № 2 Новосибирска. Здесь ими схематично обмерено здание бывшего храма. Сегодня там размещены магазин и две квартиры. Это типовой проект храма на 300 человек. Сохранилась центральная часть, в виде восьмигранника. На сайте alexsobor.ru можно увидеть этот проект, и посмотреть фотографию храма без куполов (название фотографии «Проект №9»). Историю храма села Ярки прилагаем в конце статьи.
Также обследованы остатки храма в честь Рождества Божией Матери села Огнёво-Заимка. Но, к сожалению, там степень разрушения такова, что не позволяет представить, каким был храм первоначально.
Студенты осмотрели черепановскую колокольню, изучили крепление колоколов, все могли позвонить в них.
В подготовке будущих архитекторов такая работа очень важна. Во время практики студенты впервые воочию знакомятся с реальными строительными конструкциями, виденными ими в учебниках и получают практические навыки обмера, которые понадобятся при любой перестройке, реконструкции и даже простом ремонте здания в дальнейшем. Настоятель и сотрудники храма отметили, что ребята трудились с увлечением и усердием. После они представят проделанную работу на академической конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири».
Ребята с удовольствием беседовали с игуменом Кириллом. Они задавали разные вопросы: о взаимоотношении науки и религии, о добре и зле, о том, что такое грех, об отношениях мужчины и женщины, о семейной жизни, различиях мировых религий и много других. Впечатлений, по их признанию, осталась масса! Многие впервые посетили православный храм. Хочется верить, что для них это первая ступенька на пути воцерковления. Важно было живое общение со священником, и есть надежда, что через это они откроют двери своего сердца для Бога.
Ольга Тармашева,
руководитель приходского отдела по патриотическому воспитанию молодёжи.
Ждём помощи
Уважаемые читатели! Работа по сбору, обработке, сохранении истории самого старого черепановского храма, отметившего в прошлом году 100-летие, продолжается. Если вы готовы поделиться своими воспоминаниями о разных этапах его непростой жизни, былями, легендами, связанными с эти местом, у вас сохранились старинные фотографии соборного храма, пишите по адресу: i.rosto@yandex.ru и olga76682009@yandex.ru, звоните по телефону 8(383- 45) 24-311, просто приходите в храм во имя святителя Алексия (на привокзальной площади), чтобы встретиться и пообщаться. Мы обязательно передадим ваши материалы.
В тему.
Неразгаданная загадка старого храма
В 1938-39 годах прошлого века в нашем районе закрыли 11 церквей. Часть из них переоборудовали под школы и клубы. До наших дней сохранилось здание только одного из храмов. Он расположен на привокзальной площади. До начала 2006-го года здесь работал Дом творчества школьников.
Между тем, немногие знают, но через дорогу от вновь переданного Русской Православной церкви храма, теперь восстанавливаемого, в прошлом веке существовал ещё один – деревянный. Точных исторических свидетельств не сохранилось, но вероятнее всего, он был предшественником построенного позднее по соседству каменного здания. Позже здесь расположилась первая черепановская церковно-приходская школа.
После Октябрьской революции стоявшее на возвышении строение передали под магазин. Эту торговую точку, говорят, преследовали постоянные растраты и недостачи. А сторожа наотрез отказывались магазин караулить: ночами в нём раздавались шаги и плачь… Словно кто-то невидимый оплакивал поруганное святилище. В итоге здание сгорело.
Точно известно, что перед началом Великой Отечественной войны бывший деревянный храм ещё находился на своём месте. В музее третьей городской школы, как подтверждает его бессменный хранитель Лидия Ильинична Рудюк, есть воспоминания о том, что из него школьникам выдавали церковные облачения. Их ребята использовали в качестве реквизита при постановке «Сказки о царе Салтане».
Ещё на одном углу «храмовой площади» стоял дом священника. По легенде, с каменной церковью его соединял подземный ход, позже замурованный. В советские времена дети вместе с учителем-энтузиастом пытались ход раскопать, но делать это им категорически запретили.
Настоятель Черепановского православного прихода отец Кирилл совместно с немногочисленной братией нашего мужского монастыря и своими прихожанами по крупицам пытается восстанавливать христианскую историю Черепановского района. Но «белых пятен» в ней, к сожалению, по-прежнему значительно больше, чем заполненных памятью страниц.
(из материала Елены Воликовой «Места надо знать!»,
«Черепановские вести», 2000 год).
Дополнение: из истории села Ярки
Со слов Зотовой (девичья фамилия Ерохина) Прасковьи Максимовны, проживавшей в 30-е годы в с. Ярки Черепановского района, последним священником в с.Ярки Черепановского р-на был монах Байгул Михаил, который проживал в доме ее родителей и рассказывал, что он жил в Москве.
В годы политических репрессий, когда повсеместно арестовывали а казнили священнослужителей, верующие люди с.Ярки просили своего священника уехать из села, так как опасались за его жизнь. Но он не уезжал, отвечая людям: «Ну, за что же меня убивать!». В 1930 году, когда вероятность быть арестованным стала реальной, отец Михаил согласился уехать из села, но сделать это было уже сложно. Чтобы спасти жизнь своего священнослужителя, сельчане решили тайно вывезти его. Запрягли лошадь, отец Михаил лег в телегу, сверху набросали сено и повезли в Черепаново. Чтобы не вызвать подозрение, «продавать сено на базар» послали молодых девчат Ерохину Марину и Родину Ксению, которым было по 18 лет. Им было страшно ехать, так как если бы обнаружили батюшку в телеге, то казнили бы и их. Чтобы придать себе смелости и не вызвать подозрения у встречных, девушки пели песни, особенно когда ехали через лес. Бог им помог, они благополучно доехали до Черепаново, высадили батюшку и вернулись домой. Дальнейшая судьба отца Михаила неизвестна.
Крест и купола с церкви сняты были примерно в 1930 году. Ерохин Максим Иванович был церковным старостой. Он долго не отдавал ключ от храма. Но потом ключ забрал житель этого села старик Евдоким Сытенко.
В храме был клуб, зернохранилище, потом общежитие. Часть церкви была разобрана. Сняли верх и надстроили. Сделали вверху две квартиры, и внизу уже в самой церкви живут три семьи. Иконы уничтожили. Около школы рыли туалет, и из большой иконы Божьей Матери вырезали лик и положили в нужник. Над иконой кощунствовал директор школы. Через три дня он умер.
Совсем недавно один из жильцов дома, в который переделали храм, забрался на крышу Краеведческого музея в г. Новосибирске, облил себя бензином, поджег и сбросился вниз. Причина смерти точно не ясна.
По воспоминаниям Кронида Григорьевича Романова
В селе Ярки церковь начали строить на самом высоком месте в 1914-1915 г.г. Строили ее всем селом. Жители приносили яйца, и на белках этих яиц замешивали раствор для фундамента храма.
Над церковью было пять куполов. Она была очень богато украшена, утварь дорогая, паникадило с позолотой.
Первым церковным старостой был Николай Петрович Дюмин. Священник сначала был приезжий из села Казанцево. Позже появился иеромонах Михаил (Байгулов). Псаломщиком одно время был Бондаренко Иван Сергеевич. Первыми в церкви венчались Василий Ионович и Прасковья Степановна Юдины. В 1932 году храм закрыли, но не разрушили.
К этому приходу относилось село Ракиты. Жили в нем зажиточные крестьяне. Сейчас это село исчезло с лица земли.