Вход

Храм во имя св. Алексия митрополита Московского в , Новости


Загадка старого храма


11 апр 2024 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
2
       2024-й богат на важные даты. В каждой из них – наша общая история, единое прошлое. Часто – таинственное, всегда – неповторимое.

100-летие нынче отмечает Новосибирская Митрополия. 110 лет – главному черепановскому храму – святителя Алексия, митрополита Московского. Старше православной «вотчины» губернии он потому, что изначально территориально принадлежал Алтайскому краю. Таковым было в те годы деление земель.

Немногие знают, что в начале прошлого века, на привокзальной площади города какое-то время стояли два храма…

«В 1938-39 годах прошлого века в Черепановском районе закрыли 11 церквей. Часть из них переоборудовали под школы и клубы. До наших дней сохранилось здание только одного из храмов. Он расположен на привокзальной площади. До начала 2006-го года здесь работал Дом творчества школьников. 

Между тем,  через дорогу от вновь переданного Русской Православной церкви храма, в прошлом веке существовал ещё один – деревянный. Точных исторических свидетельств не сохранилось, но вероятнее всего, он был предшественником построенного позднее по соседству каменного здания. Позже здесь расположилась первая черепановская церковно-приходская школа. 

 После Октябрьской революции, стоявшее на возвышении строение, передали под магазин. Эту торговую точку, говорят, преследовали постоянные растраты и недостачи. А сторожа наотрез отказывались магазин караулить: ночами в нём раздавались шаги и плачь… Словно кто-то невидимый оплакивал поруганное святилище. В итоге здание сгорело. 

 Точно известно, что перед началом Великой Отечественной войны бывший деревянный храм ещё находился на своём месте. В музее третьей городской школы, как подтверждает его бессменный хранитель Лидия Ильинична Рудюк, есть воспоминания о том, что из него школьникам выдавали церковные облачения. Их ребята использовали в качестве реквизита при постановке «Сказки о царе Салтане».

 Ещё на одном углу «храмовой площади» стоял дом священника. По легенде, с каменной церковью его соединял подземный ход, позже замурованный. В советские времена дети вместе с учителем-энтузиастом пытались ход раскопать, но делать это им категорически запретили. 

Настоятель Черепановского православного прихода отец Кирилл совместно с немногочисленной братией нашего мужского монастыря и своими прихожанами по крупицам пытается восстанавливать христианскую историю Черепановского района. Но «белых пятен» в ней, к сожалению, по-прежнему значительно больше, чем заполненных памятью страниц», - это строки из материала «Места надо знать!», опубликованного «Черепановскими вестями» в 2000 году.

Методист нашего прихода, восстанавливающая его историю, педагог Ольга Николаевна Одегова проводит много времени в черепановском архиве, проливая свет на «белые пятна» истории.

Ей слово: «В нашем городе, по воспоминаниям старожилов, было два храма. Первый – деревянный, второй – кирпичный. К сожалению, фотографий деревянного храма не сохранилось.

Но есть опись церковного имущества Свято-Николаевской церкви гор. Черепанова Ново-Сибирского округа, Сибирского края  (1928 год), где дано его описание.

Обиходное название: Свято - Никольская, Николаевская церковь.

Предположительно храм был  расположен за магазинами «Аникс», «Оптика», «Готти», бывшим детским садом, в котором теперь размещается ряд организаций. Храм был построен для нужд переселенцев, прокладывающих железную дорогу Новониколаевск - Барнаул.

Каким был первый храм?

Храм был деревянный,  бревенчатый, однопрестольный. Не обшит и не окрашен снаружи. Длина - 19.35 м, ширина 8 метров, высота 3,57 м. Освящён  во имя Святителя Николая Чудотворца.

Крыша храма покрыта тёсом на два ската. Сверху, на столбах, устроена одноярусная колокольня. Церковь имела две главы или два креста, два входа - центральный и боковой.

Внутри помещение оштукатурено. В здании храма светло,  15 окон со ставнями, печка кирпичная.

Паперть (площадка перед входными дверями) сделана из плах в столбы, покрыта тесом, с подшивкой внутри. С паперти идёт лестница на колокольню и дверь для входа в другое помещение – «сторожку», которое пристроено к храму «трёхстенником», имеет два окна и русскую печь. Помещение для сторожа покрыто тёсом под одной крышей с папертью. Крыльцо простое, сделано из плах, на три ступени. Здание храма обнесено деревянной оградой, на протяжении 140 метров.

Алтарь шириной 5,43 м, высотой - 2.78 м.  Икона в алтаре на горнем месте – Христа Спасителя в киоте с подножием (столярная работа). 

Святой престол деревянный, из брусков, антиминс (плат с мощами святых) на престоле из атласа, завёрнутый в специальную ткань –илитон. Здесь же находились четыре евангелия для проведения службы, покрытые бордовым бархатом, в медных оправах, подсвечники бронзовые и медные.

Для проведения богослужений в храме было всё необходимое: антиминс, евангелие, дарохранительница медная, резной работы, под стеклянным колпаком, чаша для причастия, священные предметы и сосуды из мельхиора: дискос, звездица, лжица, тарелочка, копие стальное, с деревянной ручкой.

Богослужебные книги: Апостол (в металлической оправе), Требник, Псалтирь, Минея праздничная, общая, Триодь, Часослов, книга молебнах песнопений и другие.

Богослужебные облачения священнослужителей: орарь, поручи, стихарь, пояс, фелонь, епитрахиль  для ежедневных и праздничных богослужений.

Крестильный ящик, Панихидница медная с распятием, Водосвятная  чаша, медная купель для Крещения, Плащаница бархатная с позолоченной вышивкой и т.д.

Иконостас деревянный, многоярусный, без позолоты, окрашен под дуб, с Царскими резными вратами и двумя боковыми, южными и северными дверями. На иконостасе иконы Божией Матери и Спасителя, написаны на полотне  масляными красками. Над Царскими вратами икона «Тайной вечери».

Иконы на южных и северных дверях Архангела Михаила и Гавриила. Иконы на клиросе святых Николая и Алексия, митрополита Московского. На  Царских вратах иконы Благовещение. Здесь же иконы Евангелистов, круглые. Иконы в киотах (окладе) святых Кирилла и Мефодия (2.25х0.78). Иконы в киотах, окрашенных коричневой краской, под стеклом, Святителя Николая Чудотворца и Божией Матери. Икона Распятия в деревянной раме, написана на полотне. 

Икон было много, больших и маленьких, в резных рамах, столярной работы, написанных на полотне, нарисованных на бумаге, чеканной работы.

Обстановка храма. Аналой деревянный, столы: панихидный, литийный, крестильный, под Плащаницу. Шкафы для книг, комод, стулья и табуреты, скамейки.

Общая стоимость имущества храма составила 928 рублей 65 коп. Стоимость самого здания – 300 рублей. По тем временам – это огромное  состояние.

Что ещё нам известно?

Сразу, после завершения строительства, Свято-Никольский храм (год постройки, приблизительно, 1909- 1910-й) был приписан ко храму в честь Вознесения Господня села Ганюшкино Зимовье (с  1918 г. – просто с. Зимовьё) Зимовской волости Барнаульского уезда Томской губернии, поэтому служба в нём совершалась прибывавшим из Вознесенского храма священником.

Установленные священнослужители Свято-Никольского храма.

В 1911 году, священником Вознесенского храма с. Ганюшкино Зимовье, был Василий Алексеевич Ананьев. Псаломщиком служил Димитрий Александрович Ильин.

В 1914 году в Вознесенской церкви  священником служил Павел Сергеевич Краснов, а псаломщиком продолжал служить Димитрий Александрович Ильин».

По решению Новосибирского облисполкома за № 1282 от 29 сентября 1938 г. находившийся в Свято-Никольском храме приход закрыли, а само «здание разобрано и из стройматериалов церковного здания и другого дома построена электростанция на другом месте».

        К публикации подготовила Елена Воликова.

 


Фоторепортаж:



html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

На главную страницу
На главную страницу

Поиск по сайту