После крушения Берлинской стены и разрушения социалистической системы деление мира на два социально-политических лагеря сменилось другим разделением.Сейчас нет границ между социально-политическими блоками. Однако есть деление цивилизационное. Причём не только по принципу цивилизаций как культурно-исторических типов,согласно Данилевскому и Тойнби. Но и как цивилизации Жизни и цивилизации смерти- согласно библейской традиции:
«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).
Можно утверждать, что существуют два кластера взаимообусловленных духовных, психологических и биологических нормативов поведения человека. Один связан с исполнением замысла Божия о человеке, традиционными представлениями о взаимоотношении полов и здоровым воспроизводством человека в череде поколений.
Другой - с нарушением божественных заповедей, с различными видами девиаций поло-ролевого поведения, сексуальными извращениями, ведущими к прекращению человеческого рода как биологического вида и стиранию образа Божьего в каждом конкретном человеке[2].
Представители обеих цивилизаций живут в разных странах мира.Если это положение верно, и мы имеем дело с двумя взаимопроникающими цивилизациями, то чтобы их различить (разделить лица), мы должны поименовать основные их черты, разграничить идеалы и ценности, нормативы и формы поведения характерные для этих двух цивилизаций. Постараемся сделать это в виде дихотомического сравнения.
Жизненный идеалпредставителей цивилизации жизни (далее будем обозначать как ЦЖ): жизнь в духовном со-бытии и со-общении с Богом и ближними; представителей цивилизации смерти (далее будем обозначать как ЦС): жизнь в угоду себе (самостийно еи самостноеодиночное существование – по поговорке «моя хата с краю – никого не знаю»).
Парадигма ЦЖ: тео-антропоцентризм, который раскрывается с одной стороны в двоякой заповеди любви к Богу и ближнему, с другой - в образной модели «круга Аввы Дорофея», согласно которой чем ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим людям.ЦС: антропоцентризм.
Антропологический идеалЦЖ: нравственный человек, основывающийся на вере, семьянин, ценящий своё личностно-ипостасное достоинство и раскрывающий его в общении с Другими. ЦС: «сверхчеловек» («супермен») - индивид, замыкающийся в своём самостийном эгоистичном существовании. Для него нет прошлого (наследия предков) и будущего (продолжения рода). Для него нет вечного – есть только сиюминутное. Желания его ситуативны, действия прагматичны, отношения формальны. «В нашем мире всё живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди — и только люди замыкаются в одиночестве» - Антуан де Сент-Экзюпери, "Планета людей".
Идеал общественного устройства ЦЖ: монархия-аристократия-демократия. ЦС: управляемая анархия (под которой скрывается либо олигархия, либо тирания).
Формы организации (образа) жизни ЦЖ: семейный, родовой, народный, суверенно-государственный. ЦС: несемейный или псевдо-семейный, клановый, глобально-мондиалистский.
Главные ценностиЦЖ: семья, общение-дружба и общение-любовь ("Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения" – писал яркий представитель Цивилизации жизни Антуан де Сент-Экзюпери)[3]. ЦС: успех, власть, деньги.
Нормативы поведенияЦЖ: терпение, жертвенность, забота о ближнем, почитание старших. ЦС: угождение себе (эгоизм), самостийность, самочиние, хамство (не почитание старших)[4].
Основные характеристикидеятельностиЦЖ: творческий созидательный труд, помощь слабым, открытость, гласность. ЦС: хищничество и паразитизм, лицедейство и манипуляция другими.
Характерные общественные явления ЦЖ: добрачное воздержание, пожизненность брака, многодетность, гетеросексуальность. ЦС: промискуитет, сожительства и разводы, малодетность: контрацепция, стерилизация, аборты, гомосексуальность, танссексуальность и прочие девиации поло-ролевого поведения.
Если отдельно рассматривать собственно семейный образ жизни, то для него можно выделить следующие черты.
Характер связив семьеЦЖ: со-юз. ЦС: парт-нёрство, со-жительство («рядом-жительство» по И.А. Ильину).
Тип соединения в семьюЦЖ: свободное, органическое. ЦС: искусственное, механическое.
Доминанта в семьеЦЖ: духовная. ЦС: прагматичная - консьюмеризм (взаимовыгодное потребительство).
В связи с названными выше отличиями двух цивилизаций – жизни и смерти, можно говорить и различных цивилизационных типах образовательных систем.
Педагогический идеалЦЖ: Учитель с большой буквы. ЦС: педофициант – преподаватель образовательных услуг.
Статус системы образования ЦЖ: общественное благо. ЦС: экономическая сфера услуг.
Доминантные цели образования ЦЖ: духовно-нравственная и семейная. ЦС: витально-потребительская и профессиональная.
Господствующие научно-технологические подходы в образовании ЦЖ: антропологический. ЦС: ремесленно-когнитивный и компетентностный.
Характеристики содержания образования ЦЖ: системное фундаментальное знание и духовно-нравственное воспитание. ЦС: мозаичное, поверхностное полу-знание и воспитание себялюбцев.
II.Разделение по принципу цивилизации жизни и цивилизации смерти ярко проявляется в современной России. Оно выраженов разрыве между ценностной картиной мира и нормативами поведения. В России согласно разнообразным опросам главной ценностью является семья. В то же время наша страна переживает острый семейный кризис, характеризующийся высоким уровнем разводов, инфантицида, включая аборты, отказа родителей от выполнения своего родительского предназначения, широким распространением внебрачных сожительств, промискуитета и т.д. То есть люди хотят одного – семейного счастья, а ведут себя таким образом, что сами разрушают возможность его достижения. Налицо кризис традиционных цивилизационных устоев, во многом связанный с интервенцией другой цивилизационной модели.
Носителей цивилизации жизни много, что выражается в рейтинговых оценках, но их воля к осуществлению чаемых идеалов либо парализована, либо направлена на достижение иных идеалов. Противоречие между ценностями и нормативами поведения можно объяснить, одновременным присутствием в обществе двух цивилизационных типов. При этом цивилизация жизни доминирует на уровне идеалов и ценностей, но проигрывает на уровнях нормативных и поведенческих, где пальму первенства пока держит цивилизация смерти.
Связующим звеном между общественными нормативами и ценностями является нравственность, основанная на религиозных традициях. Падение нравственности, в том числе в сфере отношений между полами и семейной сфере связано с духовным обнищанием. Современный кризис семьи в России – в значительной степени это отложенные последствия религиозного кризиса начала XX века.
Кроме духовных причин, современный кризис семьи в России имеет и политическую предысторию. На заре советского государства была поставлена конкретная задача разрушения не только сословий, но и семьи как формы существования человеческих отношений. Полностью эта задача не была решена, но всё-таки много советскому государству удалось добиться.
Ситуация, когда семейное воспитание и педагогическая система народа оставались просемейной, а политика и отчасти образовательная система были анти семейными, привели к тому, что нормативы общепринятого поведения в обществе вступили в противоречие с ценностной картиной его членов. Всё это привело к нынешнему состоянию шизофрении общественного сознания. Она выражается в том, что с одной стороны государство и общество стремятся повысить рождаемость (например,обеспечивая материнским капиталом), а с другой стороны – упорно не хотят признать право зачатого ребёнка на жизнь и продолжают финансировать детоубийства в массовом масштабе за счёт средств налогоплательщиков.
III.Для преодоления этого противоречия требуется с одной стороны поменять политику государства с антисемейной на про-семейную, некоторые тенденции чего наметились в начале XXIвека. С другой стороны необходимо привести образовательную систему в соответствие с традициями семейного воспитания и педагогической системой народа.
Для этого на высшем уровне образовательной политики необходимо поставить задачу перехода от витально-и профессионально-ориентированного образования к семейно-ориентированному и духовно-ориентированному образованию. Последние два базовых целевых ориентира взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но в данном случае мы будем рассматривать, прежде всего, задачу построения семейно-ориентированного образования.
Сам термин «семейно-ориентированное образование» новый. Он означает, что одной из главных, приоритетных целей всего образования является подготовка человека к семейной жизни.
Современное образование преимущественно профессионально-ориентированное. С точки зрения семейно-ориентированного образования, профессиональная подготовка, особенно мальчиков, необходима. Но не сама по себе, а как вспомогательная функция – подготовки мужчины к выполнению миссии «добытчика» в семье.
Для решения задачи построения семейно-ориентированного образования необходимо изменение концептуального видения миссии и целей образования, а также смены образовательного научно-технологического подхода.
Для подготовки детей и молодёжи к семейной жизни недостаточно существующих научно-технологических подходов, имеющихся в образовании (когнитивно-ремесленного, деятельностного и смысло-деятельностного, компетентностного)Практически все они являются когнитивнымии задействуют, прежде всего, познавательную сферу жизни человека, отчасти деятельностную. Но в очень малой степени сферу общения.
Для того чтобы создать собственную семью человеку недостаточно только знаний и умений. Прежде всего, необходимо желание. А значит, от педагога требуется большая работа по укреплению мотивационной сферы у детей и подростков в области семейных отношений. Это должно осуществляться в полноценной насыщенной диалоговой образовательной среде.
IV.Для построения семейно-ориентированного образования требуется изменение Федеральных государственных стандартов в области расширения образовательных областей и включения в них семье ведческих дисциплин, а в перспективе и выделение новой образовательной области: «Обучение основам семейной жизни и семейно-ориентированное воспитание».
Основой новой образовательной области должна стать предметная линия дисциплин с этапа дошкольного образования до этапа высшего и пост дипломного образования.
На каждом образовательном этапе требуется свой подход к разработке семейных предметов, выстроенный в соответствии с возрастно-нормативной моделью развития человека. Однако все эти подходы должны быть объединены общим концептуальным видением и отвечать на главные вопросы:
-каким образом проходит процесс становления человека как семьянина?
-каковы его внутренние закономерности?
-каковы внешние условия, которые на него влияют?
-каковы главные его особенности, критические и литические стадии развития?
Необходима разработка и обсуждение общих принципов обучения основам семейной жизни и воспитания семейных ценностей – как в рамках школьной системы образования, так и в рамках семьи как образовательного института.
V.Сложность построения семейно-ориентированного образования заключается в том, что оба типа цивилизации присутствуют в жизни современного российского общества. И обе эти тенденции – к семейному образу жизни и к индивидуалистическому образу жизни конкурируют, соперничают друг с другом.
Развитие мотивации к позитивному созиданию семьи, связанному с трудом, самоограничением и жертвенностью – непростая педагогическая задача в силу действия многих факторов, мотивирующих человека в противоположном направлении – на вне-семейный образ жизни.
[1]Тезисы для Форума «Святость материнства в Санкт-Петербурге 24-25 ноября 2016
[2]Когда человек ведёт себя согласно природному началу можно говорить о явленности природной. Когда поступает сверх естества (избирает добро, благое) или против естества (избирает злое), тогда можно говорить о явленностиличностно-ипостасной.
[3]"...ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком" (В подлиннике:"Iln'estqu'unluxeveritable, etc'estceluidesrelationshumaines") Антуан де Сент-Экзюпери, «Планета людей».