Вход

» » Духовные вызовы Запада, и каким может быть наш ответ

Храм во имя св. Алексия митрополита Московского в , Новости


Духовные вызовы Запада, и каким может быть наш ответ


1 дек 2022 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
2

   Свой доклад я назвал «Духовные вызовы Запада, и каким может быть наш ответ».  Почему?

Потому, что в последние годы мы видим, как весь Западный мир буквально ополчился против суверенности нашей самобытной русской цивилизации, нашей  культуры и ее носителя – русского народа, против русского мира.

 Западный мир пошел по пути прогресса отступил от христианства, от Бога, традиционных ценностей и поставил в центр мира человека (идеология гуманизма)

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими», говорит нам Евангелие.

Западный, секулярный мир идет именно широкими вратами, пытаясь построить земной рай. Мы же призываем идти тесными вратами.

 Сегодня надо сделать свой выбор, по какому пути идти, а их всего два: путь ухода  от Бога, по пути прогресса - движение все время вперед, и путь преображения - движение вверх, к небу, к Богу.  

Цивилизация - это, прежде всего, духовное, а не материальное понятие, поэтому под Западом или Западной цивилизацией будем подразумевать культурно-исторический тип, как систему взглядов, определяемую культурными, психологическими, историческими и другими факторами присущими народу или совокупности народов. (Н.Данилевский).

 Решающую роль в отходе от христианского мировоззрения, после эпохи Возрождения, сыграла западная  философия. Это была английская  философия 17 века, французская  18 века (так называемая эпоха Просвещения), немецкая философия 19 века. Приложили к этому руку и всевозможные тайные общества, к которым принадлежали многие из вышеуказанных мыслителей. Возникла секулярная культура, настроенная оппозиционно по отношению к религиозному  взгляду на мир. Подлинным источником истинной культуры является Бог, а не падший греховный человек, который более склонен к чувственности, чем к духовному восприятию.

 Катастрофическое, по своему значению, влияние Запада на Россию началось с 18 века, когда Петр «прорубил  окно в Европу».  С начала это было насильственное введение новшеств, а позднее, уже к концу 18 века, тенденция заимствования стала добровольной со стороны элиты.

Один  из ярких представителей славянофильства Константин Аксаков в своей статье «Публика и народ »  дает характеристику западникам и вводит термин – «публика». Это близко к понятию «элита».

 «Было время, когда у нас не было публики, а был народ. Это было еще до построения Петербурга. Публика – это явление чисто западное: часть народа отказалась от русской жизни, языка, одежды. Она, публика, составляет нашу постоянную связь с Западом, преклоняются перед ним, как перед учителем, занимает у него и мысли, и чувства. Публика подражает и не имеет самостоятельности. Народ совершенно самостоятелен. Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из народного источника, публика говорит по  французски, народ по русски. Публика ходит в немецком платье, народ в русском. Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика презирает народ, народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу- годов не сочтешь».

Характеристика, данная  К. Аксаковым публике, очень близка к определению интеллигенции,  по своему духу – западнической. Есть интеллигенция творческая, созидающая, просвещающая, а есть интеллигенция, отрекшаяся от своего, разрушающая свое. Именно последняя, на протяжении многих десятилетий, подтачивала основы Российской империи.  Ее хорошо описал Федор Михайлович Достоевский в своем романе « Бесы». Для них Бога нет, а если Бога нет, то все позволено.

Еще два примера сильного влияния философского учения на жизнь общества и судьбы народов. Идея Ницше о   сверхчеловеке была взята на вооружение Гитлером и третьим Рейхом, а  учение Маркса - воплотилось в России, и многие  десятилетия сокрушало основы жизни русского народа и веру, насаждая материализм.

 Отход от Бога, в результате воздействия философских учений, направил внутреннею энергию человека, от духовной работы над собой -  к устроению своей внешней земной жизни, созданию материальных благ.

В эпоху капитализма сформировался человек хомоэкономикус, человек экономический. Приведем  мнение авторитетного русского экономиста В.Ю. Катасонова: «Окончательная и полная победа капитализма возможна лишь при полном уничтожении в народе христианских духовно - нравственных ценностей, и замещение их мировоззрением не просто атеистическим, а сугубо антихристианским. Современный капитализм представляет собой, прежде всего, не экономическое, а духовное явление. Он имеет все признаки религии. Эта незримо существующая «религия», по своим основным установкам, диаметрально противоположна христианству». 

Западные философские, социально-экономические учения, во всем их разнообразии,  проникшие в образование и культуру России негативно влияли и влияют на жизнь общества и отдельного человека и являются своеобразным ментальным оружием.

Теперь перечислим духовные вызовы Запада.

1.Глобализация – это идеология, которую надо рассматривать не только с экономической или геополитической точек зрения, но и с духовной. Мы помним, из Евангелия, как Христос был искушаем диаволом, предлагавшим ему власть над всем миром. Господь отверг это искушение, глобалисты –это искушение принимают.

Патриарх Кирилл говорит: «С точки зрения христианской эсхатологии (конечной судьбы мира), мы знаем, что …без глобального универсализма не появится некто, кто будет претендовать на глобальную власть и с именем которого будет связан конец света». Здесь Патриарх говорит о пришествии Антихриста.

Наш ответ, на  вызов глобализма, будет сформулирован в конце доклада.

        2.Материализм. Чрезмерное увлечение внешними знаниями, упование на науку и технологии. 

Без моральных, нравственных ограничений, материализм   разрушает мир и приводит к деградации  человека. Должно быть, преобладание духа над материей.

3.Гедонизм (греч. наслаждение, удовольствие) - учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни. Воспитывается культ потребительства.

Мы же считаем, что высшим благом и смыслом жизни является любовь к Богу и ближнему, что не возможно без самопожертвования.

4.Культ денег, а фактически религия денег, поклонение мамоне. Целью ставится накопление богатства.

Человек и общество должны жить в разумном  достатке, и даже  в некотором самоограничении.

«Ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам». Подтверждением этому являются слова Христа, искушаемого диаволом в пустыне, когда Господь ответил диаволу, что «Не хлебом единым  будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»

5.Либерализм, отказ от христианских ценностей, абсолютизация свободы, как возможность делать все, что захочется.

Понятию свободы противостоит понятие рабства. Кто на кого работает – тот того и раб. Работать на Бога- быть рабом Божиим. Работать на грех и диавола - быть рабом греха и диавола. Третьего не дано.

6.Индивидуализм, эгоизм как способ жизни.

Бог сотворил человека личностью, а после грехопадения человек стал индивидуумом.  Чтобы стать личностью – надо преодолеть обособленность и достичь единства во взаимодействии с другими личностями. Это возможно только при  помощи Бога.

7.Разрушение семьи. Навязывание нетрадиционных, извращенных отношений в сфере пола и в вопросе воспитания.

Брак должен быть сакральным,  священным союзом мужчины и женщины.

И. Ильин пишет: «История показала - великие крушения, и исчезновение народов возникают из духовно - нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи»

8.Трансгуманизм – это идеология радикального изменения человеческой природы, ставящая  целью изменение, «улучшение» природы человека через технологии биологических, информационных, медицинских достижений. Изменение Богом созданной природы человека, фактически является расчеловечеванием человека. Это цель диавола.

Человек создан по образу Божию, и попытка изменить его – это богоборчество, неприемлемое  для нас.

 Что делать? 

Приведем интересные цитаты: «Пока темная основа нашей природы, злая в своем исключительном эгоизме и стремящаяся все отнести к себе и все определить собою – пока эта темная основа не обращена и этот первородный грех не сокрушен – до тех пор невозможно для нас никакое дело. Представьте себе толпу людей, слепых, глухих увечных, бесноватых, и вдруг их этой толпы раздается вопрос: что делать? Единственный разумный ответ: ищите исцеления; пока вы не исцелитесь, для вас нет дела, а пока вы выдаете себя за здоровых, для вас нет исцеления». После исцеления души, возможно, ее преображение.

Что может дать миру Россия? 

При условии, если только Россия исполнит возложенную на нее Богом историческую миссию, быть хранительницей Истины, то есть Православия, то ей надлежит исполнить важную роль в истории человечества.

 Россия может стать на некоторое время   препятствием окончательному торжеству зла, построению нового мирового порядка и приходу Антихриста.  Об этом говорит патриарх Кирилл: « Наше  отечество будет островом свободы, будет и у остального мира … знак надежды на возможность изменить течение истории и предотвратить глобальный апокалипсический конец – по крайней мере, отодвинуть его..».

        В наступившую эпоху лжи, мировое зло  обрушивается на Россию именно потому, что в ней еще не угасла православная вера. Не против России просто, но против Православия в России направлена вражда мирового зла.

Это вражда Запада есть выражение бунта тела против духа и Бога, есть стремление тела окончательно утвердить власть над Духом, есть восстание адских сил против человечества. А если так, то мы должны молиться: «Восстани Боже в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу».

Дух славянина, русского человека, всегда определялся  религиозным идеалом православия, а идеал православия – не прогресс, а преображение. Новый Завет не говорит о прогрессе, а говорит о преображении человека (через победу над  грехом).

Прогресс, в европейском смысле -  это движение вперед, в одной  и той же плоскости, а православие говорит о движении вверх, к небу, к Богу. Это идеал внутреннего преображения, а не внешнего - прогресса. 

И в заключении.Человеку надо иметь правильное мировоззрение. И мы считаем, что оно заключено в православии. Запад очень гордится своей культурой, своей демократией, техническими достижениями. В России всегда ценилось: вера в Бога, утверждение добра, правды, справедливости, самоотверженность, чувства милосердия, сострадания, бескорыстия-то, что воплощается в понятии Святая Русь. Во многом эти качества у нас утеряны, но будем воспитывать их в себе, чтобы быть достойными потомками наших благочестивых предков.

Два сына было у Тараса Бульбы. Андрий влюбляется в полячку (образ влюбленности в Запад), отрекается от Родины и бесславно погибает. Остап, оставаясь верным своему Отечеству, умирает мужественно, укрепляемый своим отцом.

Обращаюсь к вам, участники конференции: даже если вы не принимаете в полноте Православия, то живите по совести, по нравственным заповедям, имея примером наших святых. Если увидите в себе недостатки и грехи - начните исправление. И когда мы сокрушим врага внутри нас, то Бог поможет противостоять и внешнему врагу. Имейте в себе ощущение принадлежности и сопричастности к великой истории России, ее духовности и культуре, к ее судьбе, любите свое Отечество. Спаси Вас Господь!

Доклад игумена Кирилла (Скакальского) на пленарном заседании

 

 

 

 

 

  


Фоторепортаж:



html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

На главную страницу
На главную страницу

Поиск по сайту