Вход

Храм во имя св. Алексия митрополита Московского в , Новости


Ухожу в монастырь!


1 фев 2016 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.
1
История единственной в Черепаново инокини.

 

17 апреля 2008-го из своей квартиры в центре Черепаново вышла старушка, каких вокруг, кажется, тысячи! Седые волосы уложены в «шишечку», скромная одежда, простое лицо… Её звали Галина Ивановна Проханова. В тот же день, сюда же, женщина вернулась совсем иным человеком. Чёрное одеяние до пят. Угольного цвета непривычный головной убор, скрывший белизну причёски… Отныне она стала Софией. 

Путь в церковь

Инокиня София. Единственная в нашем городе женщина по православным канонам выбравшая монашество, как образ жизни.

Больше двух последних десятилетий длилось её внутреннее «перерождение». А, может, все сознательно прожитые годы… 

В 83-м в Черепаново началось строительство первого в постсоветские времена храма – Всех Сибирских святых, что по иронии судьбы стоит на улице под названием Социалистическая. 

Тогда «ветер перемен», после до неузнаваемости изменивший всю страну, ещё не набрал силы. Появлению в городке храма негодуя, сопротивлялась местная власть. На священника (диковинную, учитывая обстоятельства, фигуру) писали кляузы и доносы. Пьющь, мол, и личность подозрительная… О месте, выбранном для церкви, ходила недобрая молва. Когда-то здесь, в болотине, стоял дом, где свёл счёты с жизнью человек… Но вопреки всему наносному, храм, в котором очень нуждались люди, потихоньку рос. В его-то стены впервые и вошла секретарь-машинистка приёмной райсовета Галина Ивановна Проханова.  

 Пора домой… 

Был в её натуре «пунктик», который и теперь отчасти имеется – тяжело сходится с людьми. Характер властный, требовательный к себе и тем, кто рядом. Для профессиональной деятельности – лучше не придумаешь. Через печатную машинку Прохановой проходили все самые важные и секретные документы района, доклады первых лиц. Грамотность, владение словом, внимание – безукоризненные. А уж, что язык умеет за зубами держать – про то все знали. 

И вдруг посыпались невзгоды – умер муж. Сама заболела, да в придачу ещё и ногу обожгла так, что осталась почти без движения. Попросила знакомую: «Принеси что-нибудь почитать, пока дома лежу!». Она была человеком верующим и принесла Псалтырь. Галина Ивановна подивилась неведомой литературе. Но прикинув толщину, пообещала:

– За месяц, пока заживает, прочту! 

На таком житейском фоне и ввела её судьба в строящийся храм. Словно, позвал кто-то неведомый сюда и сейчас…

Вот диво: то самое – «тяжело схожусь», вмиг исчезло. Раз на службу заглянула, второй… А женщина церковным хозяйством занимавшаяся, уже просит, как между прочим:

– Галя, свечечку, поди, продай! 

Галина Ивановна в лёгком шоке: какая свечечка? Она тут ничего не знает! 

Но это разум говорил. Душа сразу прошептала: ты пришла домой…

Правда, вникла в происходящее без усилий. Всё радовало. Словно, её здесь только и не хватало! До такой степени новые краски у жизни открылись, что само существование в другом свете предстало.

Только через два года та знакомая о Псалтыре поинтересовалась: «Прочла?». Проханова застыдилась былой самоуверенности: «Такое десятилетиями постигать будешь…». 

Теперь-то точно знает – она бы и раньше к храму приникла. Да не было их в нашем городе.

«Святая наша пошагала…»

Твёрдость характера умноженная на твёрдость веры в новоночальный период особенно помогли. Работу со временем пришлось сменить. Благо, пенсионный возраст подоспел. От людей косые взгляды нужно было суметь выдержать. Насмешки, ироничные замечания: «Вон святая наша пошагала! Айда на лавочку! Посидим, поговорим…».

У неё не было на подобное ни времени, ни желания. Зато имелась закалка, привитая разными житейскими обстоятельствами. 

…Гале 7 лет. На дворе – Великая Отечественная война. Что это такое,  девочка до конца не осознаёт. В памяти навсегда селится тревога, бедность, тяжесть каждого нового дня. Мама, оставшаяся с ними тремя,  забыла на военное лихолетье любые чувства кроме усталости от неженского труда. Отец, вернувшийся с фронта израненным, вскоре умер…  

В школе слабая здоровьем Галя имела бессрочное освобождение от физкультуры. Она состояла на учёте в поликлинике в связи с неизлечимым заболеванием, название которого с годами забылось. 

Но девочка принципиально и без разрешения вставала на лыжи, чтобы с особенным удовольствием лететь с трамплина. Хорошо! 

Активисткой была, и пионеркой-комсомолкой. Молитв в их доме не звучало, зато жили не по лжи. Мама – умница великая! – четыре класса церковно-приходской школы окончила, а своим ребятишкам математику и в 8-м решать помогала. 

Учиться из родного Мошково Галя приехала в Новосибирск. В полиграфическое училище, на корректора. В 20 лет осознанно покрестилась. Пришла в Воскресенский собор и попросила о принятии крещения. Хотя не безопасно было религиозные обряды соблюдать. Батюшка таинство совершил. А крестик она не на груди – за пазухой носила. 

 С Божьей помощью

Теперь храма Всех сибирских святых без матушки Софии не представить. Сменялись настоятели. Только она всё при одном месте - в церковной лавке трудится, порядок в зале наводит, открывает двери Божьего дома людям. Каждому готовая помочь словом и делом. Но главное – молится. Беспрестанно, согласно строгому своему иноческому правилу. Принятие его произошло с благословение сегодняшнего батюшки, любимого прихожанами благоустроителя и молитвенника отца Кирилла (Скакальского). Духовной мудростью узрел – настала пора Галине Ивановне стать матушкой Софией. 

Больше десяти лет она – гуманитарий до мозга костей! – вела бухгалтерию не только черепановского прихода, но и некоторых окрестных храмов – в Маслянино, Сузуне. Как справлялась с неведомой наукой – неизвестно! 

– Господь, - не сомневается, - помогал! 

Правда, складывалось так, что отчёты первая и лучше многих профессионалов делала. С «эрой всеобщей компьютеризации» от финансового «послушания» пришлось отказаться. Недосуг на склоне лет погружаться в виртуальную реальность… Возраст у матушки Софии солидный – за 80 ей уже. 

Физических сил, понятно, поубавилось. Раньше 100 поклонов играючи отбивала. Теперь сразу не справляется… И генеральную уборку в родной своей церкви каждый четверг проводила безотлагательно. Сегодня работу распределила на каждый день. И трудится потихоньку. 

Забота о храме символом, которого стала, не уберегла от испытаний и бед. Но вера не поколебалась. Болезнь отняла у неё одного из любимых сыновей. Второй перебрался с семьёю на жительство в Новосибирск. И матушку зовёт: «У нас тоже церковь рядом!»… 

Плечами поводит решительно:

– Болезни одолевают… Порой так тяжело! Но дома не лежится. Иду в свой храм. Хоть одна, а лучше тут буду! Стою, молюсь…И вдруг чувствую – наполняется душа светом и радостью. Нет, не одна я! 

Елена Воликова.

Фото автора. 

В тему

Инок – «иной», не от мира сего. Принимающий иночество (первоначальная ступень монашества), даёт обет вести аскетический образ жизни, отвернувшись от мирского. Цель – достижение высшего нравственного совершенства. Монашествующий может находиться по благословению вне монастыря. Иноки духовно и, если надо, вещественно, помогают ближним. Но главная их заслуга для общества – в непрестанно творимой молитве. О церкви, Отечестве, о живых и мёртвых. 



html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

На главную страницу
На главную страницу

Поиск по сайту