Они родились весом в 3 килограмма. На двоих. Бабушка бережно положила внучек-двойняшек в сито, и поставило его на русскую печь: «Выживут – Бог дал!». Это единственное, что шесть десятилетий назад в далёком алтайском селе она могла сделать для своих малышей. Серьёзная медицина где-то там… А жизнь – вот она. Спешит своим чередом.
В семье возможность появления двоен передавалась из поколения в поколение. УЗИ, углубленные исследования и прогнозы – всё это ещё в далёком будущем. Только мама крох, едва на свет появилась первая дочка, вдруг предупредила принимавших роды: «Сейчас вторую рожать буду!». Изумись: «Ты откуда знаешь?!».
Знала. Родила. Галя и Валя выжили. Выросли. Создали свои судьбы. Но у каждой из них в жизни одно на двоих было и остаётся главное – мама. Они сами стали образцом терпения, преодоления, смирения, высокой любви.
Вода терпения
А пока – детство… Позже в семье родится братик. Отец – плотник, уедет в далёкий солнечный край, восстанавливать разрушенный землетрясением городок недалеко от Ташкента. Туда вскорости переберётся вся семья. Галя и Валя повзрослеют в Узбекистане. Проникнутся его зеленью, щедростью красок, открытостью. Здесь они получат профессии, которым теперь и названия вспоминают с трудом. Потому что работать по специальностям почти не пришлось. Наступила юность. А вместе с ней – новое начало. За пять лет замужества у Валентины родилось трое деток. Она стала Земель.
Всегда сёстры были неразлучны, как это часто случается у двоен. Даже если оказываются на расстоянии, то чувствуют друг друга как саму себя здесь и сейчас. Хорошо, плохо – всё приходит единодушно. Одно на двоих. А время приближалось тревожное. Что-то уже надломилось в Советском Союзе, пошатывалось. Неизбежность перемен витала в воздухе.
Чувствовала её в своей судьбе и кроткая, всегда добрая, со всеми приветливая Галя. На старте перестроечных лет она переезжает в Сибирь, где оставалось немало родственников. Но не в Алтай, в Черепаново, приводят обстоятельства. Здесь стала Солодовщиковой.
Маленькому сибирскому городу, словно, довелось развивать в этом женском характере великое терпение. Как вода пробивается сквозь толщу почвы, всё пропитывая, воспитывали Галину жизненные перипетии. Параллельно, меняли и Валентину. У их сестринского дуэта только так и бывает.
Ещё недолго пожив в Узбекистане, Валентина Земель, с частью семьи тоже перебралась в Черепаново. Кто бы сомневался: долго вдалеке одна от другой они не смогут! Вначале многое здесь родило отторжение: неласковая погода, непривычный пейзаж за окном, грязь на улице, которой ещё так недавно были богаты местные окрестности. Нравы людей – часто закрытые, суровые, недоверчивые, подозрительные. Но мама, сестра, племянники рядом. Своя семья у Галины появилась.
В это время – больших житейских перемен вера в мудрость Всевышнего вспыхнула с новой силой. Раньше она робким ручейком омывала души.
Это – мамино. Она – тихая, неприметная, всегда была в семье незыблемым центром истинного христианского мироздания. Дочерняя любовь к матери не знала границ. Женщина знала всё, что происходило в жизни и душах её девочек. Умела ненавязчиво так дать мудрый совет, что не выполнить его было бы кощунством. Поэтому все дороги каждого нового дня вели Галю с Валей к маме. А далеко и ходить не нужно было. В доме одной из дочерей мама жила. Это было так естественно, так нужно, что прибегая к Галине, Валентина первым делом прижималась к родному маминому плечу и шептала: «Ты – мой цветочек!». Рядом с нею дочек всегда ждало одно душевное удовольствие! Осознавали тогда. Признаются и теперь.
Особенные люди
Эти понимание и неиссякаемая душевная близость давали силы. В жизни-то не всё было гладко… Не всегда ладились отношения с супругом. Но у Галины Солодовщиковой родилась любимая дочка Оля. Наблюдая за взрослением малышки, женщина в душе не переставала дивиться: какая-то она особенная! Не по-современному тихая, задумчивая. И, будто, знает что-то неведомое остальным людям. Порою такие вещи говорит! Неземная девочка…
К этому времени чудо уже заглянуло в сердца Гали и Вали. Одна при переезде привезла с собою в Черепаново листочек с важнейшей православной молитвой «Живые Помощи». Времена наступили неустойчивые. Перемены поджидали человека каждый новый день. Нелёгкие. И сёстры стали молиться. «Живые Помощи», он же 90-й псалом, обе наизусть выучили первым. За одну ночь. Не прикладывая специальных усилий. Проснулись – каждое слово в памяти. Уже навсегда.
Они припали к черепановским храмам, как наконец, к обретённому долгожданному целительному источнику. В общество явилось возвращение веры. Когда привычные устои жизни зашатались и стали рушиться, многие люди почувствовали, что в православии спасительная твердь. Галя с Валей из их числа. Они никого не агитировали за религию и никому ничего не навязывали. Стали просто ходить на службы. В храме не заметить всегда приветливых сестёр было невозможно. Как полевые цветы украшают женщины его зал. Неброские, неяркие, но такие тонкие, понимающие, настоящие. И вот уже просили о помощи батюшки. Тянулись за поддержкой, утешением прихожане.
Скоро нечеловеческое утешение потребовалось и Галине Солодовщиковой. Страшно, нелепо погибла под колёсами машины её дочка Ольга. Девушке было всего 20 лет. Сломалась бы под гнётом непереживаемого горя её мама, сгорела от навалившихся болезней…
Устояла. Говорит тихо и просто, словно, не понимая, как этого можно не чувствовать:
– Меня церковь спасла…
Крепким своим духовным корнем уцепилась за самое главное: у Бога нет мёртвых. Значит – разлука временная. Надо ждать и верить.
Сестра Валя скорбела и плакала о племяннице, как о собственном дитя. А сегодня её дочка смущённо улыбается признанию из сердца:
– У меня две мамы! Таких людей, наверное, больше нет на земле…
Жизнь верующих богата не только на испытания. Она не устаёт поддерживать утешительными чудесами. Скоро Галина Солодовщикова вновь стала мамой. У неё родился сын Фёдор.
Всё делать с любовью
Дорога их судьбы давно освещена православием. И нет в ней тёмных уголков, уводящих в сторону тропинок. Порою кажется, что лучезарный свет исходит от этих простых с виду женщин с удивительно чистыми глазами.
– Нам по 60 лет, а сами – как дети малые… – смущаются.
За эту правдивую «детскость», умение помочь, по-матерински поддержать, утешить Галю и Валю очень любят люди. Юбилей, пришедшийся на цветущий май, им отмечали всем церковным приходом. Сделали фильм из фотографий сестёр разных лет. Звучало много слов. Все они были искренни. Мало с кем можно сравнить таких тружениц, без раздумий и привычной людям денежной платы, берущихся за любую работу. Справляющихся с храмовыми нуждами так, что у смотрящего после на результат, обязательно радуется сердце.
Несколько лет назад не стало их мамы. Мир она покинула тихо. После себя оставив живую благодать. Её безошибочно почувствовали дочери, после расставания войдя в комнату, где много лет прожил их самый родной человек. Здесь было так уютно, хорошо и мирно! Словно её оставили ради лучшего из миров.
Своим Гале и Вале их мама передала главный клад – любовь. Дочери знают, что только это чувство однажды смиряет самых горделивых, отпирает любые двери и решает все проблемы.
– Скажи человеку два слова с любовью, и он изменится! – такова их наука жизни.
…Самое сложное в её постижении то, что любовь должна быть высокой. Настоящей.
Воликова Елена, корреспондент газеты "Черепановские вести"