Как будить и сохранять историческую память? – ответ на вопрос искали учёные, священники, представители власти
«Бурановский мятеж» станет центральной историей шестой «Книги памяти жертв политических репрессий», которая сейчас готовится к выходу. Речь идёт о массовом восстании против новой власти крестьян села Бураново Черепановского района, после революции, в период жестокой борьбы с православием. Люди не давали «красным комиссарам» закрыть свою церковь и арестовать семью священника. На их защиту встали дружно. Бунт подавили. Но в истории Новосибирской области «бурановский мятеж» остался едва ли ни единственным столь массовым выступлением против советской власти, что войдёт в книжные анналы. Об этом во время работы научно-практической конференции рассказал С. А. Папков – доктор наук, старший научный сотрудник института истории Новосибирска.
На конференции «Сохранение исторической памяти о новомученниках, исповедниках и жертвах репрессий» в конце марта прошедшей в Новосибирске, тема восстановления, хранения, изучения трагических страниц нашего общего прошлого была главенствующей. Эта мысль звучала в речи каждого, выходившего к микрофону.
– Сегодня перед обществом стоит сложнейшая задача духовного возрождения нации. И сохранение памяти жертв политических репрессий как раз и является одним из ключей к её решению. Общество подвергало жестоким гонениям за веру, неугодных садили в тюрьмы, отправляли в лагеря, расстреливали. Многие люди перед лицом смертельной опасности не отрекались от веры, принося себя в жертву Богу, отдавая жизнь «за други своя». И не смотря на все гонения, русская православная церковь выстояла, сохранила чистоту религии, свою иерархию, паству и оказалась единственным институтом дореволюционной России, который смог преодолеть новую богоборческую власть, - приветствуя собравшихся, сказал Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим.
Символично то, что организаторами этой научной встречи стали как представители Митрополии, так и светские структуры – Министерство культуры области, мэрия Новосибирска, Полномочное представительство Президента РФ. Конференция собрала и гостей из других городов.
– Я счастлив быть на обильно политой кровью новомученников сибирской земле, - признался И. В. Горьковский, директор научно-просветительского центра «Бутово».
Его доклад – «Бутовский полигон – русская Голгофа», о месте под Москвой, где мученическую смерть приняли более двадцати тысяч русских людей, произвёл на аудиторию глубокое впечатление. Обстоятельства судеб покоящихся здесь священнослужителей и мирян потрясают. Невозможно не разделить убеждение Игоря Владимировича:
– Создание памяти – это работа. В её основе всегда лежат нравственные усилия.
Правда, немалых душевных усилий требовало даже погружение в повествования докладов участников конференции. Судить о вызываемых у слушателей эмоциях и мыслях, можно по одним темам выступлений: «Храмы как зернохранилища: к вопросу об изгнании верующих из церковных зданий во второй половине 1930-х годов», «Семья православных священнослужителей в контексте репрессивно-дискриминационной политики советского государства», «Память о репрессиях в отношении духовенства и верующих в Новосибирской епархии», «Тюрьмы и лагеря столицы Сибири»…
Накануне конференции её гости побывали на месте одного из самых страшных лагерей губернии – в Ложках. Посетили музей, в котором хранятся, в том числе и личные вещи репрессированных. Помолились в храме, построенном на месте гибели тысяч человек. Большинство из которых были священниками.
Одной из участниц встречи в Новосибирске стала староста православного храма села Шурыгино Н. А. Забиранник. На Надежду Анатольевну атмосфера исторической конференции произвела такое впечатление:
– Тема судеб новомученников и исповедников российских – очень своевременна и актуальна. Основа российской державы зашаталась ещё в предреволюционные времена. Многие наши сограждане были одержимы уничтожением старого мира. Во главе с императором Николаем Вторым была зверски убита царская семья. Дальше, как следствие, заработала страшная кровавая машина, в которую попадали люди разных сословий: архиереи, священники, певчие, старосты храмов, простые миряне. Многие теперь канонизированы. Мы чтим их память, молимся им. Потому что они показали пример твёрдой веры, того, как нужно реагировать на зло, которое пытается сломать нас из вне.
Большой зал областной научной библиотеки был полон и открыт всем желающим. В конце встречи протоиерей Игорь Затолокин обратился к присутствующим с просьбой: если у кого-то есть сведения или какие-то материалы о судьбах репрессированных, пожалуйста, предоставьте их в епархию! Ибо ещё живы те, кто может что-то рассказать нам о страшных именах и событиях.
Думаю, что собрания на эту тему нужно проводить и в районных центрах, и в сельсоветах. Во всех населённых пунктах. Пока не поздно.
…«Книга памяти жертв политических репрессий» в последнее десятилетия создаётся историками в большинстве регионов России. Но в обществе продолжаю возникать звучные дебаты на предмет её нужности сегодня. Специалисты, работающие над этой темой в архивах, испытывают серьёзные трудности с финансированием своего дела. Достаточно сказать, что максимальный тираж местного издания лишь однажды достиг полутысячи экземпляров.
Однако специалисты Новосибирского института истории продолжают часто по буквам собирать имена репрессированных людей. Говорят: «Чтобы не сгинули». Они знают, что сегодня находятся только на середине пути максимально полной антологии «Книги памяти жертв политических репрессий Новосибирской области».
Елена Воликова.
Фото автора.
Лирической строкой
К 100-летию мученической кончины
царственных страстотерпцев
Что знаем лишь из книг, что помнят очевидцы,
Но позабыть нельзя – потомок не простит.
И оживают вновь истории страницы,
И холодеет кровь, и на душе свербит.
И ложь и клевета, предательство, измена
Воздвигли на царя в семнадцатом году.
И разожгли народ злосчастного колена,
Машину запустив, что вызвала грозу.
А узники глядят с архивных документов,
Хотят предупредить? А может быть спасти
Россию ото зла греховных экскрементов,
Молитвенно прося, чтоб к Богу нам идти?
А после был ГУЛАГ и тысячи расстрелов,
Работала машина – движенье не унять.
И мы, потомки тех прошедших беспределов,
Ощутим связь времён, чтоб правильно понять.
Мы смели делать вид, что наша жизнь счастлива,
Не в силах отличить где, правда, а где ложь.
И, мягко говоря, не очень-то красиво
Покрыт стеной террор, архивы не найдёшь.
Какой будет страна? Какими будут дети?
Уроки извлечём трагичных страшных дней,
Воспрянем ото сна прошедшего столетья.
Русь! Верой во Христа ты станешь лишь мощней!
Надежда Забиранник,
село Шурыгино.