Я – человек счастливый. Господь часто посылает встречи с замечательными людьми, многие из которых потом становятся надёжными друзьями. Об одной из таких встреч хочется рассказать.
Случилась она давно. На профессиональных курсах повышения квалификации, которые посещала регулярно, когда работала, встретила удивительную женщину. Нас поселили в одной гостинице. С первого дня родилось чувство, что знакомы всю жизнь. Как здорово жить с Верой! Добрейшей души человек. Чтобы ни делала – всё с заботой, вниманием, любовью.
В наших судьбах, характерах, привычках было много общего. Общая любимая профессия, сотрудничество с районной газетой. Обе – нештатные авторы. Одинаково любим землю, цветы, животных, готовить. Даже отчество у нас одинаковое. И родились в один месяц с разницей всего в один день! Только Вера любит читать детективы, а я – духовную литературу. Мы много гуляли после лекций. Ходили в театр, кино, зоопарк. А однажды я уговорила Веру вместе поехать в Мочище, на престольный праздник иконы Божией Матери «Иверская».
Учёба пролетела как один день. Прощаясь, Вера неожиданно попросила: «Надечка, ты могла бы мне дать какую-нибудь молитву о доме, о детях?». Я с удовольствием протянула листок, который она спрятала в книгу.
После расставания отношения с Верой не прекратились. Мы писали друг другу письма, звонили, пересекались в управлении при сдаче отчётов, встречались на очередных курсах. Вскоре она стала для меня больше чем подруга. Мы были как родные сёстры.
Время летит стремительно быстро. Как золотой песок просыпается сквозь пальцы. Мы стареем, дети взрослеют. И вот уже отгремела у Веры свадьба. Дочь Ира вышла замуж за очень хорошего парня Андрея. Вскоре пришла в дом ещё одна большая радость. Родился первый долгожданный внук Артёмушка. О событиях, связанных с его взрослением – первый зубчик, первые шаги, первые слова – Вера, конечно, рассказывает мне. Дарит возможность порадоваться за них.
Но в дом моей подруги пришла и печаль. Тёмочка, как все его ласково зовут, стал часто болеть.
Когда вместе с Верой жили в гостинице Новосибирска, она видела, что мой день начинается и заканчивается молитвой. Вера хотя и носит такое замечательное имя, ничего о вере не знала. Крестилась уже в сознательном возрасте. На этом всё и закончилось. О православии Вера у меня ничего не спрашивала, а я и не говорила, видя, что человек к этому не проявляет интереса. И только в связи с болезнью Тёмочки стала давать осторожные советы: «Вы бы покрестили ребёнка!..».
– Мы уже думали. Да всё некогда! Столько дел – работа, дом. Кручусь как белка в колесе. Ничего не успеваю! Пойду на пенсию – может, тогда?! – объясняет.
– Вера, а ты хотела бы, чтобы твои дети тебя слушали? – интересуюсь.
– Конечно. Зачем спрашивать-то?!
– А затем, что Господь наш Отец. Он заповедовал: «Шесть дней работай. Совершай в них дела свои. А седьмой посвяти Богу и молитве». Если мы не слушаем его заповеди, то какие же мы дети?
…Тем временем Тёмочка растёт. Растут и прогрессируют болезни. Родители много времени проводят с ним в поликлиниках, стационарах, лабораториях, операционных. При виде людей в белых халатах у мальчика начинается истерика. Дорогущие лекарства, ортопедическая обувь, массажи, физиопроцедуры – вот что стало повседневной жизнью Тёмы.
И вдруг Вера стала рассказывать совершенно удивительные, почти фантастические истории, которые происходят в их семье. Позвонила однажды, поведала взахлёб:
– Помнишь, я тебе говорила, что мы построили дом? Так вот – стали перевозить вещи. Разгружаем с Сёмой (муж) свои пожитки. Вдруг видим – несётся наша собака. Что-то держит в зубах. Я подумала – кость. Она подбежала и бросила к моим ногам книгу. Ту, которую я читала в Новосибирске давно. А из неё выпал листок с твоей молитвой. Я обомлела! Совсем про неё забыла и даже не прочитала ни разу. Как это всё произошло? Что значит? Как ты думаешь?
– Думаю, что пора тебе, Вера Михайловна, в храм сходить! – только и сказала я, поражённая историей.
Тем временем Вера продолжала рассказывать мне о Тёме.
– Сегодня повела его в больницу и встретила знакомую, с которой давно не виделись. Только перебросились парой фраз, гляжу, а Тёмы нет нигде! От страха едва в обморок не упала. Метнулась туда- сюда… Смотрю сквозь приоткрытую дверь, а он – в больничной часовне. Стоит возле батюшки, он ему пальчики сложил и креститься учит. Тёма внимательно, усердно слушает и делает.
С тех пор так и пошло. Пока мама к земному доктору в очереди стоит, Тёма бежит в часовню к «врачу небесному». Из часовни возвращается с полными руками подарков. Тут тебе и молитвослов, и иконки, и свечки. Идёт, улыбается. Счастлив.
Когда проезжают мимо храма, мальчик умоляет туда зайти. Хоть на минутку, только свечку поставить! Но в церкви подолгу стоит у каждой иконы. Внимательно и сосредоточенно взирает на лики святых. Шёпотом произносит только ему ведомую молитву.
– Откуда у него это?! – дивится бабушка, – Мы все не церковные. В храм никто не ходит. Постов не соблюдаем. Да, вообще, почти ничего о духовной жизни не знаем…
Как-то мальчик заболел. Мама давала ему лекарство. А он просит:
– Мамочка, ты дай мне водички той, которую мы с папой со святого ключика привезли.
Однажды Тёма сделал замечание, которое обычно звучит из родительских уст:
– Вот ты, мама, всё в компьютере сидишь. А лучше бы почитала со мной книжечку эту! – и протягивает молитвослов.
В то время как сверстники сидят у экранов «компов» и планшетов, играют в бесполезные игры, этот ребёнок тычет пальчиком в молитвослов и старательно, по слогам читает: «Отче наш…».
Не удерживаюсь от совета:
– Верочка, ты бы его в воскресную школу записала. Там так хорошо детей учат рисовать, рукодельничать и слову Божьему. Глядишь, и ты в храме с внуком постоишь, помолишься…
– Знаешь, Надя, – слышу в ответ, – Бог у меня в душе. Я дома молюсь, а в храм ходить мне некогда.
Кто из нас не слышал подобного? И это хорошо, когда Бог в душе. Только нужно эту душу наполнить молитвою, благодатью. Святые отцы говорили: «Кому церковь не мать – тому Бог не отец».
Храм – небо на земле. Здесь очень сильная соборная молитва. Совершается таинство Евхаристии. Дома ничего этого нет.
Видимо Тёмочка не случайно несёт свои скорби и болезни. Чтобы привести семью к вере. Очень даже возможно – за грехи предков, что жили и живут неправедно, без Бога. А по поводу вечной нехватки времени я рассказала подруге притчу:
– Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопился: «Быстрее, опаздываю на работу!». Тут он увидел, что на одном весле перевозчика написано: «Молись», а на другом: «Трудись».
«Зачем это?», – спросил он. «Для памяти, – ответил рыбак, – чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться». «Что надо трудиться – понятно всем. А вот – молиться?..». Человек махнул рукой – это не обязательно!
«Не нужно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись». Сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на одном месте. «Видишь, какой труд без молитвы? На одном месте кружимся и никакого продвижения вперёд». Отсюда понятно, чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла – молиться и трудиться.
…Не знаю, кем станет Тёма, когда вырастет. Возможно, педагогом, как папа. Финансистом, как мама. Медицинским работником, как бабушка Вера. А, может быть, даже священником. Только я верю, что Тёма будет хорошим человеком, православным, верующим христианином, горячо любящим Бога.
В этом году мальчик пойдёт в первый класс. И для него очень важно быть здоровым, чтобы хорошо учиться. Дорогие друзья! Давайте вместе, соборно, помолимся о пока что младенце Артемии и попросим у Господа милости о его исцелении.
Надежда Бердникович,
нештатный автор.
Черепаново.