В виде календаря

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

В виде списка

Апрель 2024 (20)
Март 2024 (58)
Февраль 2024 (34)
Январь 2024 (43)
Декабрь 2023 (39)
Ноябрь 2023 (46)

 



 

Новости епархии, Военно-патриотические клубы


В учебном центре казачьей молодежи состоялась лекция о церковной реформе Петра I



23 ноя 2021 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.

В учебном центре казачьей молодежи состоялась лекция о церковной реформе Петра I

21 ноября 2021 года в рамках Искитимских Рождественских Чтений на базе учебного центра казачьей молодежи Сибири при Искитимской епархии была прочитана лекция «Аспекты влияния церковной реформы императора Петра I на Русскую Православную Церковь».

Мероприятие было проведено по благословению руководителя отдела по делам молодежи Искитимской епархии, иерея Максима Игнатьева для участников православного молодежного клуба «Симфония». В мероприятии принимал участие Андрей Оборкин, член «Российского военно-исторического общества», руководитель отдела по делам молодежи Искитимской епархии иерей Максим Игнатьев, группа старших кадет Учебного центра.

Во вводной части слушатели узнали, что только реформы развития тяжелой, легкой промышленности, торговли, государственного управления не критикуются современными историками. Однако, несмотря на создание специальных карательных органов, Петру Алексеевичу не удалось установить контроль над деятельностью новоиспеченных чиновников: казнокрадство, взяточничество процветало в государстве. За воровство царю приходилось неоднократно бить дубинкой даже своего ближайшего сподвижника, светлейшего князя А.Д. Меншикова.

Специалисты по русской истории XVII-XVIII вв. указывают на противоречивость петровских реформ в других сферах народной жизни. Так, последний царь из династии Романовых, ставший первым русским императором, упразднил русскую пехоту – стрелецкое войско, созданное государем Иваном Васильевичем Грозным, и конное дворянское войско, веками защищавшее Русское государство, уменьшил численность команд служилых городовых казаков в гарнизонах, в том числе и в Сибири. Военно-служилые люди «по прибору» и «по отечеству» служили в этих родах войск добровольно, получали земельные наделы, денежное и другие виды жалованья, а дворяне и дети боярские – еще и поместья. Создание полков нового строя (солдатских, рейтарских, драгунских) на добровольной основе в России начал еще царь Алексей Михайлович. Петр начал создавать массовую армию из насильно призываемых, обязанных служить пожизненно, без жалованья, рекрутов из податного городского и сельского населения.

Рядовыми солдатскую или матросскую службу должны были нести все русские дворяне, а также казачьи дети. Петр Алексеевич уничтожил как таковую систему землевладения служилых дворян, хотя в течение XVIII столетия пожалование земель с крепостными крестьянами (зачастую больших размеров) отдельным представителям высшего дворянства императорским фаворитам практиковалось.

Император учредил «Табель о рангах», предусматривавшую право выслуги потомственного дворянства представителями различных сословий, но древнее русское дворянство, верой и правдой служившее великим князьям Владимиро-Суздальским, Московским, русским царям из династий Рюриковичей и Романовых, начало приходить в упадок.

Государь Петр Алексеевич отменил прежний порядок престолонаследия, и после его смерти началась чехарда на русском престоле.

Многие казаки и их потомки в различных местностях были лишены службы, постепенно перешли в другие сословия, крестьянское, мещанство, купеческое.

Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский так охарактеризовал царствование первого Императора: «Судорожная эпоха Петра, разметавшая русскую старину в погоне за европейскими новшествами, сменилась господством чреды временщиков, мало любивших Россию и еще меньше понимавших неповторимые особенности ее характера мировоззрения… Православная Церковь была унижена и ослаблена: ликвидирована каноническая форма ее управления (патриархат), изъятием церковных земель подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сокращено количество монастырей – светочей христианской духовности и православного образования».

При подготовке вопроса о церковной реформе первой четверти XVIII века нами были получены методические рекомендации церковного историка, руководителя информационно-издательского отдела Искитимской епархии, протоиерея Игоря Затолокина. Отец Игорь сообщил и некоторые малоизвестные сведения по истории Церкви.

Историки Церкви не могут однозначно оценить эту реформу, ведь в царствование Петра исчезло даже само название «Русская Православная Церковь»: в официальных документах упоминалось только «ведомство православного вероисповедания», наряду с ведомствами католического, магометанского вероисповеданий. Судя по всему, для Петра образцом взаимоотношений церкви и государства было Английское королевство, в котором монарх до сих пор является главой англиканской церкви.

То, что по приказу царя с колоколен снимали церковные колокола и переливали их в пушки для армии, известно из школьных учебников. Но после кончины Патриарха Адриана Петр постепенно упразднил патриаршество, заменив его церковно-государственной формой управления Церковью – Святейшим правительствующим Синодом. Численность духовенства, как и древнего русского дворянства, служилого казачества, была сокращена. В петровскую армию «мобилизовали» на пожизненную солдатскую службу и священнослужителей, в том числе монашествующих. Императорское правительство так вошло во вкус, что в правление государыни Анны Ивановны в армию было направлено даже больше лиц духовного звания, чем при самом Петре. Опустели многие монастыри, так как первый император разрешил постригать в монастыри только отставных солдат-инвалидов и вдов. В то же время благотворительность была целиком возложена на Церковь.

Но в синодальный период истории Церкви священники получали государственное жалованье, правительство содержало духовные учебные заведения, строило храмы. К примеру, более 200 лет назад на территории современного Искитимского района был построен первый каменный храм – во имя Михаила архистратига Божия в селе Легостаевском.

В чем же были причины «судорожного» характера петровских реформ? И его современники, и историки указывают на отсутствие у Петра духовных наставников и серьезных учителей. Он был четырнадцатым ребенком в семье Алексея Михайловича Тишайшего. Петрушу не готовили к царствованию. Его просвещением по приказу вдовствующей Царицы Наталии Кирилловны занимался дьяк Никита Зотов, позднее назначенный самим Петром «папой» всешутейного и всепьянейшего собора на петровских ассамблеях. Но, не успев унаследовать родительский престол, умер Царевич Алексей Алексеевич, почил в бозе недолго царствовавший Феодор Алексеевич. Оба этих старших царевича были хорошо образованы, именно они стали «наследниками первой очереди».

Царевич Петр хорошо читал и пел на клиросе, на память знал Евангелие. По его приказу в Петербург были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского. Но Петр так и не понял духовной основы и политической физиологии народной жизни. «Петр I был убежден, что силой и принуждением можно навязать народу недостающие ему блага». Этим и объясняется зачастую непоследовательность и противоречивость его реформ.

После окончания лекции по благословению отца Максима группа участников клуба «Симфония» приняла участие в открытых соревнованиях Искитимской епархии по стрельбе.

Иллюстрации, фоторепродукции портретов:

Царь Алексей Михайлович, 1670-е гг. (PtujOrmožRegionalMuseum);

Погрудный портрет царя Федора Алексеевича с державой и скипетром, 1676 год (Государственный Эрмитаж);

Петр I в одежде корабельного плотника во время Великого посольства (GettyImages);

Портрет царевича Алексея Петровича в латах. Картина Кристофа Бернарда Франке,1710–1718гг. (WikimediaCommons);

Семья Петра I. Миниатюра на эмали Григория Мусикийского, 1716–1717 гг. (Государственный Эрмитаж).

 

Андрей Оборкин, член «Российского военно-исторического общества»


Фоторепортаж:

Источник - Информационно-издательский отдел Искитимской епархии




 

© iskitimeparhia.ru 2013 – 2024

По благословению Преосвященнейшего Леонида, епископа Искитимского и Черепановского

Епархиальное управление работает с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00.
Адрес: 633227 г. Искитим ул.Коллективная,1
Телефоны Епархиального управления:
приёмная - 8(383-43)91-081
канцелярия - 8(383-43)91-083
Адрес электронной почты: iskitimeparhia@yandex.ru