Великая суббота – совершенно особенный день в церковном году, канун и предвестник Воскресения Христова. В церковных книгах он называется Святой и Великой субботой, Преблагословенной субботой. А синаксарь, который должны читать в этот день после шестой песни канона, приводит такое сравнение: Великий пост – вершина церковного года; вершина Великого поста – Страстная седмица, а вершина Страстной седмицы – Великая суббота. Так что можно сказать, что Великая суббота – важнейший день церковного года.
Темы Великой субботы
Сам по себе день субботы у иудеев – «шаббат» – день покоя. И в пасхальной хронологии Великая суббота, в которой Христос, «уснув, воскреснет тридневен», является днем покоя Творца, Который претерпел Крестное страдание, смерть по Своей человеческой природе ради спасения людей. Теперь же Иосиф и Никодим погребли Его пречистое тело, привалили камень к дверям гроба, жены-мироносицы увидели, куда Его положили, но умолчали по заповеди наступающего субботнего дня. В саму же субботу иудеи нарушают Закон о субботе, идя к Пилату и прося его поставить стражу ко гробу, чтобы ученики не смогли украсть Тело Спасителя. Тем самым они помогли дальнейшей проповеди о Воскресении. Все эти события освещаются в службах Великой субботы.
По учению Церкви, Христос после смерти сошел в ад, где разрушил его власть, и вывел оттуда праведников, которые все до этого дня попадали именно туда. А Своей смертью и Воскресением Христос открыл врата рая, куда, кстати, первым вошел именно разбойник! И эта тема освещается в богослужениях Великой субботы.
Христос, находясь во гробе и воскресая, как бы заново творит человека, обновляет его
И еще две важные темы этого дня – новотворение человека и ожидание Воскресения Христова. Иисус Христос, находясь во гробе и воскресая, как бы заново творит человека, обновляет его. Принимая крещение во Христа, человек обновляется, снимая с себя греховную ветхость. Во многом из-за этой связи Крещения с Погребением и Воскресением с древних времен сложилась традиция совершать это Таинство вхождения в Церковь именно перед Пасхой.
Расположение служб
Исторически службы Великой субботы развивались непросто, наш нынешний Устав предписывает расположение служб, отличное от того, что есть на практике.
Первая служба Великой субботы – утреня с чином Погребения Плащаницы. Согласно Уставу, она должна начинаться около 1 часа ночи с пятницы на субботу. На практике же она совершается вечером в Великую пятницу около 18:00.
Далее Устав предписывает совершение часов в обычное их время. Литургии с утра в этот день не предполагается, так как по-прежнему продолжается древнейший строгий предпасхальный пост (полное воздержание от пищи в эти пятницу и субботу). А уже днем, ближе к вечеру, около 16 часов полагается совершение вечерни с Литургией святителя Василия Великого. После ее окончания совершается лития (освящение хлеба и вина), далее предполагается, что все сидят в храме, слушают чтение Деяний святых апостолов и никуда не расходятся. После этого совершается Пасхальная полунощница с чтением канона Великой субботы и святоотеческим поучением, а через некоторое время «об часе утреннем» начинается Пасхальная заутреня, часы и Литургия святителя Иоанна Златоуста. Данная служба предполагается как самое длинное богослужение в году.
Таким образом, мы видим, что Устав сохраняет прежнюю форму древнего пасхального бдения, которое берет свое начало из храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Там служилась вечерня, на которой во время чтения паремий из Ветхого Завета патриарх в специальной крестильне совершал крещение оглашенных, после чего их вводили в храм в белых одеждах, они подходили ко Гробу Господню, а затем в основной части храма (мартириуме) совершалась первая Литургия. По ее окончании процессия шла с пением гимнов ко Гробу Господню, где читалось Евангелие (этот небольшой праздничный элемент вырос в современную Пасхальную утреню) и служилась вторая Литургия.
Что же мы теперь видим на практике? С утра около 7–8 часов читаются часы, после которых сразу начинается вечерня с Литургией святителя Василия Великого, в конце которой в некоторых храмах освящаются хлеб и вино (лития). После этого люди расходятся по домам, а в храмах или возле них совершается освящение пасхальных яств (куличей, пасок и яиц), что вообще должно совершаться только после Пасхальной Литургии. А уже вечером в храмах проходит исповедь, во время которой читается книга Деяний святых апостолов, затем совершаются полунощница, крестный ход, утреня и Литургия святителя Иоанна Златоуста.
Утреня с чином Погребения Плащаницы
Рассмотрим первое богослужение Великой субботы – утреню с чином Погребения Плащаницы. Само по себе использование Плащаницы появляется в нашем богослужении только с XVI века, а обнесение ее вокруг храма и того позже. Однако теперь Плащаница лежит в центре храма до вечера субботы, а все молитвословия совершаются перед ней.
Начинается утреня как обычно: после шестопсалмия и мирной ектении поется «Бог Господь» со стихами 117-го псалма, после чего хор со сладкопением исполняет тропари Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем», «Егда снизшел еси к смерти» (воскресный тропарь 2-го гласа) и «Мироносицам женам» (которые мы уже встречали в конце вечерни Великой пятницы). Духовенство в это время выходит в центр храма, где уже лежит Плащаница, и предстоятель совершает каждение.
Важная часть службы – пение «Непорочных» со специальными «похвалами»: это погребальный плач по Господу
После этого начинается важная часть сегодняшней службы – пение «Непорочных» (17-й кафизмы) со специальными «похвалами», то есть краткими тропарями, которые соответствуют тематике Великой субботы. Это занимает достаточное количество времени. Обычно хор поет стихи кафизмы, а священники читают «похвалы». Кафизма при этом делится на три части. Сам по себе 118-й псалом является атрибутом любого субботнего богослужения, однако Устав предполагает его пение и в воскресенье. Кроме того, именно он исполняется на отпевании человека. В этот же день «Непорочны» с «похвалами» представляют надгробный погребальный плач по Господу.
Все «похвалы» по-своему уникальны и трогательны:
«Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши, и от ада мертвыя возставляеши?».
В переводе на русский язык[1]:
«Жизнь, как Ты умираешь? И как во гробе обитаешь, но царство смерти разрушаешь и из ада мертвых воскрешаешь?»
Вновь и вновь оплакиваем мы тело Господа, которое скрылось в темном гробе:
«Иисусе, сладкий мой и спасительный Свете, како во гробе темнем скрылся еси? О несказаннаго и неизреченнаго терпения!»
В переводе на русский язык:
«Иисус, сладкий мой и спасительный Свет, как Ты во мрачном гробе скрылся? О, невыразимое и несказанное терпение!».
Подобные образы мы видели неделю назад, вспоминая Лазаря. Теперь же уже мы видим, что ад извергнул не только одного человека, а всех мертвых:
«Живота камень во чреве прием, ад всеядец, изблева, от века яже поглоти мертвыя».
В переводе на русский язык:
«Приняв во чрево Камень Жизни, всепожирающий ад извергнул мертвых, которых поглотил от века».
Здесь же приводится очень глубокий образ великой любви Бога к человеку. Бог, придя на землю, чтобы спасти Адама, не находит его здесь и, ища его, сходит в ад:
«На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищяй».
Интересно также, что в начале «похвал» в основном говорится про плач, про то, что Господь сошел в ад и т.д. В конце же всё больше поднимается тема жен-мироносиц, а также как во время рассвета солнце потихоньку начинает пробиваться сквозь тучи, начинает проскальзывать упоминания о Воскресении:
«Мир Церкви, людем Твоим спасение даруй восстанием Твоим», «Видети Твоего Сына Воскресение, Дево, сподоби Твоя рабы».
После этого наступает кульминация этой части службы – поются воскресные тропари по Непорочных: «Ангельский собор удивися», которые мы слышим еженедельно в субботу вечером. Но здесь после нескольких дней печали и скорби эти слова звучат особо ярко.
Наконец наступает следующая значимая часть этой службы – канон Великой субботы, который многими считается самым лучшим и глубоким произведением церковной гимнографии. Его история необычна: изначально в VIII веке преподобный Косма Маюмский написал четверопеснец (канон из четырех песен с 6-й по 9-ю). Потом в IX веке одна из немногих песнописцев-женщин Кассия дописала с 1-й по 5-ю песни канона. На этом дело не закончилось, Так как уже в X веке святой Марк Идрунтский заменил ее тропари на написанные им самим, оставив только ее ирмосы.
Этот канон представляет собой глубочайшее по содержанию произведение – именно в нем во многом раскрывается тема новотворения человека:
«Новотвориши земныя, Создателю, перстен быв, и плащаница и гроб являют еже в Тебе, Слове, таинство. Благообразный бо советник Тебе Рождшаго совет образует, в Тебе велелепно новотворящаго мя».
В переводе на русский язык:
«Ты обновляешь рожденных на земле, Создатель, Сам явившись созданным из праха, и полотно и гроб указывают, Слово, на связанное с Тобою таинство; ибо почтенный член совета представляет замысел Твоего Родителя, в Тебе величественно обновляющего меня».
По шестой песни канона читается кондак Великой субботы, в котором говорится о значении этого дня:
«Бездну заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается яко смертный Безсмертный: жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен».
В переводе на русский язык:
«Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: "Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть”».
После канона произносится воскресный эксапостиларий «Свят Господь Бог наш» и поются хвалитные стихиры, в которых раскрываются также темы Великой субботы. На «Слава» в качестве предпоследней стихиры поется важный текст, подчеркивающий связь происходящих ныне событий с Ветхим Заветом и раскрывающий тему покоя Сына Божия в этот день:
Это – благословенная суббота. Она – упокоения день, в который почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий
«Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый, сия бо есть благословенная суббота. Сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращься Воскресением, дарова нам живот вечный, яко Един Благ и Человеколюбец».
В переводе на русский язык:
«Сей день таинственно прообразовал великий Моисей, говоря: "И благословил Бог день седьмой”, ибо это – благословенная суббота. Она – упокоения день, в который почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Через промыслительную смерть плотию упокоившись и вновь вернувшись к тому, чем был через воскресение, Он даровал нам вечную жизнь, как единственно Благой и Человеколюбец».
Наконец поется воскресная стихира «Преблагословенна еси Богородице Дево» и начинается пение Великого славословия. В это время духовенство снова выходит к Плащанице, совершается каждение, а в конце славословия Плащаницу обносят вокруг храма. По древним уставам в этот момент совершался вход с Евангелием.
После возвращения процессии в храм произносятся воскресные прокимны, читается паремия из книги пророка Иезекииля – Иез. 37: 1–14 – про видение ему воскрешения дома Израилева, которое является пророчеством о всеобщем Воскресении. Затем читается составное Апостольское чтение из посланий апостола Павла к Коринфянам и Галатам, в котором говорится об искуплении, о том, что Христос – Пасха наша. Произносится аллилуарий с воскресными стихами. Наконец читается Евангелие – Мф: 27: 62–66 – об инициативе Синедриона поставить стражу у гроба Господня.
После этого утреня заканчивается как обычно, только в конце совершается целование Плащаницы при пении трогательной стихиры, в которой мы снова вспоминаем о скорби, но в конце говорим о Воскресении. Она построена по следующей логике: сначала идут слова от лица Иосифа, а потом от лица Богородицы:
«Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго, и Живота всех испросившаго.
Иосиф: Даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити; даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на Кресте висяща, рыдающи вопияше, и матерски восклицаше:
Богородица:увы Мне, Чадо Мое! Увы Мне, Свете Мой, и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость Воскресения Твоего плач преложи.
Покланяемся Страстем Твоим, Христе; покланяемся Страстем Твоим, Христе; покланяемся Страстем Твоим, Христе, и Святому Воскресению».
На этом служба заканчивается.
Вечерня с Литургией святителя Василия Великого
С утра служба начинается с чтения часов, после которых сразу начинается вечерня. Читается 103-й предначинательный псалом, произносится мирная ектения, после которой поются вечерние псалмы «Господи, воззвах» со стихирами. Сначала поется несколько воскресных стихир 1-го гласа из Октоиха, что еще раз подчеркивает, что уже началось Воскресение:
«Вечерняя наша молитвы приими, Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко Един еси, явлей в мире Воскресение».
В переводе на русский язык:
«Вечерние наши молитвы приими, Святой Господи, и даруй нам прощение грехов, ибо Ты Один, явивший миру воскресение».
После воскресных поется цикл стихир Великой субботы, написанных от лица ада, в которых он плачет о потере своей власти над мертвыми:
«Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял: пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши: души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему».
В переводе на русский язык:
«В сей день ад со стоном вопит: "Лучше было бы мне, если бы я Родившегося от Марии не принял, ибо Он, придя ко мне, могущество мое уничтожил, врата медные сокрушил, а души, которыми владел я прежде, как Бог воскресил!” Слава, Господи, Кресту Твоему и воскресению Твоему!».
Эта стихира, как и другие две, хорошо передает эмоциональное возмущение ада, где он стонет и жалуется на лишение своего могущества и власти.
На «Слава» вновь поется вышеупомянутая стихира «Днешний день тайно» о покое Сына Божия и Преблагословенной субботе, на «И ныне» поется воскресный догматик 1-го гласа «Всемирную славу, от человек прозябшую». Совершается вход с Евангелием, после чего начинается запоминающаяся часть – продолжительное чтение пятнадцати паремий.
Количество этих паремий имеет историческое практическое предназначение, так как в древности патриарх переоблачался в белое и после второй паремии уходил в крестильню для совершения Таинства Крещения. Поэтому нужно было заполнить чем-то назидательным это время. При входе патриарха с новокрещеными читалась последняя паремия и пелась песнь трех отроков, во время которой остальное духовенство переоблачалось в белые одежды.
В настоящее время Крещение по такому обычаю не совершается, однако все эти ветхозаветные отрывки имеют прямую связь с тематикой Великой субботы, поэтому их чтение заставляет вспомнить древние пророчества и прообразы Воскресения Христова, сошествия во ад и другие.
Паремия из книги пророка Исаии «Светися, светися Иерусалиме» указывает на древний обряд – возжигание вечернего света
Вторая же паремия из книги пророка Исаии «Светися, светися Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» указывает на еще один древний обряд пасхального бдения – возжигание вечернего света. Епископ Иерусалима заходил в часовню Гроба Господня при пении псалмов и гимнов, где возжигал огонь и раздавал его народу. Собственно нынешняя церемония Схождения Благодатного Огня является продолжением этого древнего и символического обряда пасхального бдения.
Шестая паремия из книги Исхода повествует об избавлении еврейского народа от египтян после перехода по морю как по суше. Это погружение еврейского народа в море – символ Воскресения Христова и Крещения. В конце этой паремии открываются царские врата и произносится песнь Моисея с припевом, который поется хором: «Славно бо прославися», который как выражает радость евреев из-за спасения от египтян, так и указывает на Воскресение Христово.
После пятнадцатой паремии из книги пророка Даниила, которая рассказывает про подвиг трех отроков, не сгоревших в печи, что также указывает на прообраз Воскресения Христа, также открываются царские врата и исполняется песнь трех отроков с припевом: «Господа пойте и превозносите Его во веки».
Затем хор вместо Трисвятого поет крещальный гимн «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия», во время него раньше новокрещеные входили в храм. Читается крещальный Апостол Рим. 6: 3–11, в котором говорится о «спогребении» Христу, чтобы с Ним воскреснуть для новой жизни.
После Апостола закрываются царские врата и вместо Аллилуария исполняются стихи 81-го псалма с припевом «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». В этот момент духовенство, престол, аналои переоблачаются в белые облачения. После этого открываются царские врата и из алтаря в центр храма диаконом в белом облачении выносится для чтения Евангелие. Этот отрывок – Мф. 28: 1–20 – полностью читается только один раз в год – в этот день. Последние же его стихи читаются как первое воскресное Евангелие на всенощных бдениях в течение всего года. В этом Евангелии рассказывается о том, как Ангел отвалил камень от дверей Гроба Господня и встретил жен-мироносиц, как старейшины иудейские предлагают сказать стражникам гроба, что ученики украли тело Иисуса, пока они спали, а также об отправлении учеников на проповедь Евангелия.
Дальше Литургия идет по своему чину, однако вместо обычной Херувимской песни «Иже Херувимы» поется другой текст, который очень актуален для Великой субботы: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом». А после освящения Святых Даров, после возгласа «Изрядно о Пресвятей» поется ирмос 9-й песни канона Великой субботы «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе».
В конце службы совершается, как уже говорилось раньше, освящение хлеба и вина, как на литии, для подкрепления сил молящихся.
Днем в Великую субботу происходит окончательная подготовка храма и жилищ к Пасхе. А сам день наполнен какой-то необычайной легкостью и ожиданием Воскресения Христова.
При написании статьи использовались следующие материалы:
1. Великая суббота // Православная энциклопедия. Т. 7. С. 431–443 // https://www.pravenc.ru/text/150073.html.
2. Дебольский Г.С., протоиерей. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1846.
3. Мансветов И.Д. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886.
4. Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. Гл. 3. Редакции и славянские переводы Постной Триоди. М.: Ихтиос, 2004.
5. Кашкин А. Литургика. Ч. 2: Постная и Цветная Триоди. Саратов, 2017.
-----------------------
[1] Здесь и далее песнопения даны в переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота).