В виде календаря

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

В виде списка

Апрель 2024 (12)
Март 2024 (58)
Февраль 2024 (34)
Январь 2024 (43)
Декабрь 2023 (39)
Ноябрь 2023 (46)

 



 

Новости епархии, Видеоканал Искитимской епархии


"Психология идеала в контексте святоотеческого учения о человеке"



30 дек 2012 -|- Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.

Доклад доктора психологических наук М.Я Дворецкой на II Искитимских Рождественских образовательных чтениях.

Жизнь человека, его поведение и поступки определяются совокупностью представлений, которые принято называть мировоззрением. Мировоззрение фиксирует единство, слитность объективного и субъективного мира человека благодаря выбору идеального бытия (онтология), которое, в свою очередь, определяет способ его познания (гносеология).[1]

Внешнее и внутреннее в человеке взаимосвязано идеалом, доступным для осознания, анализа и преобразования. Подтверждение этому положению можно найти не только в религиозно-философских представлениях, но и в трудах академических психологов. Например, такая далекая от религиозного мировоззрения область знания, как генетическая психология, позволяет на материалах эмпирических исследований проследить влияние избираемого идеала на физическое и психическое развитие человека.

Более того, еще в прошлом веке зоопсихологи, в частности, Торндайк, открыли явление импринтинга у птиц и доказали, что исходное несоответствие фиксируемого образца для подражания лишает зрелую особь возможности продолжения рода. Все осуществляемые ею попытки произвести потомство направлялись только на «партнеров», соответствующих идеальному образу, запечатленному в первые минуты жизни после рождения.

Невозможно себе представить жестокость подобного эксперимента по отношению к человеку, но иногда жизнь, для нашего вразумления, предоставляет такого рода свидетельства. И мы видим, что последствия  очень неутешительны. Дети, воспитанные животными, оставленные без должного родительского попечения или взаимодействия с социальным окружением, оказываются либо совершенно неспособными к жизни в обществе себе подобных, либо проявляют такую безмерную агрессивность по отношению к окружающим, что общество само становится вынужденным изолировать их. Значение воспитания для ребенка подробно описано в многочисленных популярных, научных и учебных изданиях, но все они мало акцентируют внимание на сущности педагогического процесса – условиях, определяющих содержание и трансляцию истинного[2] идеального образа, а также не дают должного понимания всей важности идеала для жизни человека.

Для святоотеческой психологии учение об Идеале является основополагающим. Священное Писание и святые отцы свидетельствовали, что любой идеал, принимаемый человеком с доверием, становится для него нормой и, следовательно, конечной инстанцией, определяющей выбор и оценку поведения. Совершенный идеал может мыслиться только как «неизменный идеал», содержание которого предполагает установление полной гармонии между человеком и обществом, человеком и Богом. Чтобы понять, как избираемый нами идеал влияет на представление об истине, обратимся к психологии идеала. Идеал человека имеет сложную, иерархическую структуру, в которой отражены все присущие человеку  природы – духовная, душевная и телесная - с их потребностями как врожденными, так и приобретенными.

Духовный компонент идеала, организуя всю жизнь человека через направленность развития личности, необходим для реализации экзистенциальных потребностей в любви и в свободе, в смысле жизни и смерти, в духовно-нравственном совершенствовании. Носителем этих потребностей является личность, постепенно отображающая в себе образ Божий по мере духовно-нравственного становления человека. Как мы указывали выше, если духовные потребности реализуются в соответствии с естественным нравственным законом – совестью, способствуя уподоблению человека Богу, то наблюдается духовно-нравственное совершенствование личности. Если направленность развития подчинена любым другим этическим законам, то наблюдается редукция духовного начала. Об этом свидетельствует не только духовная практика святых отцов, но и религиозно-философские учения православных мыслителей: в частности, В.А. Снегирева, К.Н. Сильченкова, В.Н. Лосского, В.В. Зеньковского, В.И. Несмелова и многих других.

Святые отцы свидетельствовали своей жизнью, что в каждом человеке присутствует первоначальный идеал, носителем которого является духовная личность. Его наличие и этапы последующей реализации изначально заложены в природу человека, так же как и способность к мышлению или переживанию. Первоначальный идеал, основополагающие элементы которого в своей потенциальной форме привносятся в человеческую природу Духом в момент зачатия новой жизни, является носителем образа Божия, в процессе деятельного уподобления Первообразу по-разному реализующегося в каждом конкретном человеке. Первоначальным идеалом определяется вечное и неизменное в человеческой природе, то, чем она должна быть по замыслу Творца. Совесть рассматривалась святыми отцами как врожденное образование, являющееся выразителем воли Божьей. Она призванна отслеживать содержание и реализацию принятого идеала в практической деятельности. Свобода выбора, присущая гномической воле, занявшей доминирующее положение в душе человека после грехопадения, позволяет произвольно искажать  совесть при ориентации на ложные идеалы и ценности, что особенно наглядно проявляется в несостоятельности и бессилии при осуществлении нравственного выбора. Поэтому у человека, не знающего и не соблюдающего нравственный закон, изложенный в библейских заповедях, совесть перестает быть надежным ориентиром в духовно-нравственном становлении личности и нуждается в «лечении». Исцеление ее возможно только при обретении истинного Идеала и восстановлении ценностей, определенных божественным законом, явленном зримо в жизни Богочеловека Иисуса Христа. Так как образ Бога являет истинный Идеал, не всегда доступный человеку для осознания и подражания, то его содержание получило четкое определение в Догматическом учении и в Правилах веры Православной Церкви. Духовный Идеал постепенно, по мере очищения сердца христианина, раскрывает перед человеком  высшие смыслы, при реализации которых человек реально приближается к Богу и вступает с Ним в новые отношения, основанные на чувстве сыновней любви. В православном христианстве конечное назначение, цель духовно-нравственного совершенствования – это спасение всего человека для вечного пребывания в Боге и с Богом. Спасение происходит по мере стяжания и умножения Божественной Любви. Эта Любовь не знает разделений, снимает сомнения, упраздняет гордость, зависть, обман, ненависть, смерть, все зло, приводящее к разрушению и гибели мира и человека. Источник любви – Бог, так как Бог и есть Любовь. В.И. Несмелов считал, что величие такого духовного Идеала с одной стороны, порождает смирение, а с другой - вызывает в человеке переживание чувства вечного продолжения и бессмертия личности.

Итак, идеальный духовный образ, призванный направлять к личному нравственному совершенствованию каждого человека, сопряжен с исполнением «наибольшей» заповеди в законе: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 23,27). Смысловое содержание идеала является важным условием не только для личного спасения каждого человека, но и определяет обстоятельства спасения всего мира. Оно раскрывает истинный образ любви, в котором личное спасение каждого человека становится залогом спасения многих. Преп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся рядом с тобой». В свете духовного Идеала становятся понятными слова Спасителя: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк 17:33). Земная жизнь Христа явилась ярким свидетельством Божественной Любви, жертвенной и благотворящей для всех людей, даже неблагодарных и убивающих Его. Богочеловек, принимая Крестные страдания, «погубил» Свою душу, спасая тем все человечество. Жизнь и смерть Иисуса Христа открыли три «главных дела» в человеческой жизни, определяемых любовью к Богу и ближнему: благотворение, долготерпение, немысление зла ни о ком (Преп. Максим Исповедник, 1993, с. 140). Человек "по природе дурной, но подражающий благому по природе Богу и соединяющийся с Ним во взаимной любви, делается благим по своей воле: когда его злословят – он благословляет, когда его гонят – терпит, когда хулят – утешает, когда убивают – молится за убивающих. Все делает, чтобы не отпасть от своей цели – Любви, которая есть Сам Бог" (Там же, с. 144).

Душевная составляющая идеала в норме должна раскрывать во всей полноте вторую часть евангельской заповеди любви: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мр. 12:31), и отражать социальные потребности человека в этической нормативности, трудолюбии, сотрудничестве и общении. Это способ вхождения в культуру, раскрывающийся в образе идеального соборного взаимодействия, позволяющего каждому человеку с максимальной отдачей обнаружить и реализовать свои таланты в деле служения ближним, а так же в осуществлении замысла Бога о мире и человеке. Нормативные критерии этого элемента идеала содержатся в Церковном уставе, государственном и правовом законодательстве, определяя совокупную систему нравственных, моральных и правовых ценностей. Но при этом должно выполняться обязательное условие – подчинение всех норм, регламентирующих социальную жизнь человека, высшим духовным ценностям и естественному нравственному закону. Если это условие не исполняется, подменяясь другими нормативными требованиями, то душевная природа - чувства, воля и разум - прекращают свое развитие, и, постепенно деградируя, разрушаются, так как человеком усваиваются формы поведения, не соответствующие его целевому назначению и не способствующие реализации того Божественного смысла, носителем которого он является.

Если мы производим подмену духовного смысла социальным идеалом, то тем самым заменяем Божественную Любовь или гуманистической, которая являет собой «хилиастическую жажду “Царства Божия на земле”» (Флоровский Г.В., 2002, с. 89); или пантеистической, обожествляющей и наделяющей сознанием, присущим только личному началу, всю материю; или прагматической, руководствующей деятельностью человека ради собственной пользы. Человек уже пытался устроить на земле рай без Бога. Но даже если получится достигнуть полного материального благополучия, человек без Бога будет обречен на духовное одиночество. И это состояние будет преследовать его до тех пор, пока он, как "блудный сын", не возвратится в Отчий дом, где любящий Отец возврати ему, как самое большое богатство, сердечную радость, любовь, покой и осмысленность бытия. Без личного образа Бога теряется главный ориентир спасения, возможность возвращения к божественной норме через покаяние. Именно здесь кроется причина тотального одиночества. Даже в окружении себе подобных это чувство только притупляется, но не исчезает, порождая экзистенциальный вакуум и страх перед лицом смерти, которую гордый человек всегда встречает один на один, без упования на Бога.

Телесный компонент идеала, используемый чаще всего для удовлетворения витальных потребностей, призван, по мнению святых отцов, раскрывать сущностное назначение телесной природы в соответствии с духовной целью. Святые отцы учили, что тело – это орган духа. Оно и творится Духом для реализации высших смыслов человеческой жизни. Поэтому каждый его орган, любая его потребность должны рассматриваться не изолированно, а с точки зрения служения духу в деле спасения. Нормативное состояние тела, его здоровье, отслеживается телесным иммунитетом, который, с одной стороны, вплотную связан с естественным нравственным законом – совестью, а с другой - с генетическим кодом, определяющим и развитие, и функционирование каждого органа и каждой клетки человеческого тела. Доминирование витального компонента в структуре идеала делает любовь эгоистической, низвергая человека «в распущенность, ненависть и неведение» (Преп. Максим Исповедник, 1993, с. 121). Себялюбие, как неразумная любовь к телу, порождает страсти чревоугодия, сребролюбия и тщеславия, которые при отсутствии навыка в воздержании и любви модифицируются во все остальные пороки и приводятся в движение посредством чувств. Нормальное отношение к плоти заключается в бесстрастной заботе о ней, как служанке духа (Преп. Максим Исповедник, 1993, с. 102, 108, 115). Преподобный Максим Исповедник писал, что из неведения Бога рождается себялюбие; из себялюбия – тирания над сродным, а основанием всех пороков является злоупотребление собственными силами (разумом, желаниями и яростным началом). Вместо неведения человеку должно "разумом устремляться на поиски Бога; желанием, чистым от страсти себялюбия, возбуждаться в любовном томлении к одному Богу, яростным началом, отделенным от тирании, бороться за единого Бога"(Преп. Максим Исповедник, 1993, с. 148). Из этих устремлений души рождается Божественная Любовь, которая соединяет человека с Богом, являя его самого богом.

Известный богослов ХХ века протоиерей Георгий Флоровский размышлял так: «Есть бесконечное расстояние между Богом и тварью, и это расстояние природа. Все удалено от Бога и отстоит от Него не местом, но природой <…>. И это расстояние никогда не снимается, но только как бы перекрывается безмерной Любовью Божьей» (Флоровский Г.В., 2002, с. 283). Любовь, не приводящая к воссоединению человека и Бога, подменяющая Творца природой в пантеизме, государством в этатизме, человеком в гуманизме или самосознанием «Я» в эгоизме, делает невозможным духовно-нравственное совершенствование человека и его спасение.

Потребность в существовании не только внутреннего, но и соответствующего ему внешнего идеального образа является врожденной. Об этом свидетельствует присутствие определенных психологических механизмов, активизирующихся после рождения ребенка в определенной последовательности, в разные периоды его жизни: импринтинг, идентификация, целеполагание, смысложизненное самоопределение. Без их реализации произвольное поведение человека становится просто невозможным, и если они не актуализируются, то под угрозой находится жизнь человека, а не только его развитие. Любое поведение, даже инстинктивное, ориентировано на достижение цели. Уничтожение «конечной цели» обессмысливает действие. Поэтому отсутствие истинного идеала у человека приводит к острому переживанию утраты смысла, скуке, унынию, апатии в зависимости от характерологических особенностей, определяемых ведущей страстью. Вследствие этого начинается активный поиск развлечений и острых ощущений, заглушающих чувство тоски и одиночества. Если человек пресыщается удовольствиями, или они становятся недоступными для него, или в ситуации психической патологии, то активизируется деятельность мозга, искусственно восполняющая дефицит целевых стимулов, реализующихся в фантазиях и галлюцинациях. Причину деструктивного поведения подростков можно объяснить тратой или частой сменой кумиров. У взрослых, переживающих мировоззренческий кризис, задействованы те же механизмы. Так или иначе, все кризисы развития  можно рассматривать как следствие изменения идеального образа, соотносимого с авторитетной личностью, значимым взрослым у детей и с авторитетом, кумиром или идеалом у молодежи и взрослых. Частая смена идеального образа, при условии его легкой доступности и быстрой реализации, порождает иногда  тяжелые неврозы «достижения цели», что, при отсутствии активной занятости и возможности сформировать новую цель, переходит в тяжелые психосоматические заболевания, а у лиц пожилого возраста может приводить и к летальному исходу. Человек саморазрушается, утрачивая смысл своего существования. Изменяя вечный образ Истины, подменяя его кумиром, человек тем самым, незаметно для себя, искажает свой собственный первоначальный образ, смысл жизни, правды и добра.

Предупреждая подобные явления в жизни человека, Священное Писание гласит: «не сотвори себе кумира». Все, что несовершенно и быстро достижимо, не должно становится главным жизненным ориентиром. Подобный обман отнимает силы и время от истинного дела, ради которого все приходят в этот мир, от единственно значимой смысложизненной цели – спасения. Осуществление любых целей вне этой главной, собирающей жизнь человека в единое целое, приводит к нарушению внутренней и внешней гармонии. Как и в ситуации с птенцами Тондайка, «идол» или «кумир», дезориентируя поведение человека на достижение  ложного образа желаемого будущего, нарушает внутренний порядок, приводит в рассогласование все способности человеческой души, что сказывается и на физической природе человека, на его здоровье. Так как целостность природной организации человека подразумевает синхронное развитие и тела, и души, и духа. Следовательно, способность к познанию, любое принимаемое с доверием знание, имеет непосредственное отношение к телесной организации человека, что было отмечено не только святыми отцами, но и психологами. Кстати, первым о единстве и синхронности психофизического развития высказался православный мыслитель - святитель Григорий Нисский. Из главенствующего положения ума в теле он сделал вывод о том, что тело необходимо для развития разумного начала в человеке. В этом и заключается причина жизни души в теле: по мере телесного возрастания душа приобретает большую разумность. Так в святоотеческой психологии появляется идея развития психических функций человека в соотнесении с его физической природой. Подтверждение этой идее можно найти и в трудах известного психофизиолога А.А.Ухтомского. Данные многих эмпирических исследований современной психологии позволяют найти подтверждение мудрости православных мыслителей.

            Литература:

  1. Максим Исповедник, преп. Творения в 2-х томах, Т.1. О любви в четырех сотнях. – СПб., 1993.
  2. Флоровский сб. Вера и культура// Хитрость разума, - СПБ. Изд. РХГИ, 2002.
  3. Несмелов В.И. Наука о человеке. – СПб., 2000.
  4. О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым. – Сергиев Посад, 1914.
  5. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология. – СПб., 2003.

 



[1] Дворецкая М.Я. Интегративная антропология. – СПб., 2003.

[2]  Нормативного для человека, соответствующего сущностному назначению его природ и смыслу жизни.

Источник - Информационно-издательский отдел Искитимской епархии




Теги: видео


 

© iskitimeparhia.ru 2013 – 2024

По благословению Преосвященнейшего Леонида, епископа Искитимского и Черепановского

Епархиальное управление работает с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00.
Адрес: 633227 г. Искитим ул.Коллективная,1
Телефоны Епархиального управления:
приёмная - 8(383-43)91-081
канцелярия - 8(383-43)91-083
Адрес электронной почты: iskitimeparhia@yandex.ru