8 марта 2020 года кадеты Учебного центра казачьей молодежи Сибири при Искитимской епархии перед началом занятий отслужили мирским чином литию о упокоении казаков Ермаковой дружины за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших в Сибирском походе в 1582-1585 г.г.
Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами Православия – иконоборцами. В России чин Православия введен в XIV столетии.
В 1621 году Высокопреосвященнейший Киприан (Старорусенков), первый архиепископ Сибирский и Тобольский, повелел имена атамана Ермака Тимофеевича Поволжского и казаков его Сибирской дружины, убитых при покорении Сибири, записать в Синодик соборной Софийской церкви и заповедовал каждый год в неделю Торжества Православия в соборе возглашать им вечную память. Позднее владыка Киприан добился в Патриархии Всероссийского поминовения Ермаковых казаков. Именно он составил первую сибирскую летопись, которая описывала походы Ермака в Сибирь и которая положила начало развитию сибирской литературы и историографии.
Казаки Ермаковой дружины – первые православные миссионеры в Сибири
В первые годы освоения Сибири православная вера была чужда издревле населявшим эту территорию народам. Созданная архиепископом Киприаном летопись должна была не только осветить историю новой земли, но и познакомить народы Сибири с христианством. Героем легендарного сказания по праву стал Ермак и его дружина, снискавшие себе славу и любовь народа в походах. Сибирь жила и дышала легендами о безстрашном Ермаке – рыцаре Православия, умершем в покаянии в борьбе против татар и принесшим благодать на землю Сибирскую: « И озарилась Сибирь светом такой несказанной радости во исцеление сибирянам и просветилась просвещением Всесвятого и Животворящего Духа во образе орла: словно орел, покрыл гнездо Свое, Сибирь, с птенцами, и всем селениям и граду дал по перу славы своей. Благодать воссияла везде, и все ею наполнилось и прославилось во всех сибирских краях ».
В.И. Лысов отмечает, что покорение Сибири «совершили люди, не отягощенные мирскими делами, смирившие и поправшие свою гордыню и славолюбие. Только такие люди могли получить великую помощь от Бога». Летописец Савва Есипов обращает внимание на духовное настроение казаков: «Забыли они света этого честь и славу, смерть в жизнь себе вменили и взяли щит истинныя веры, и утвердились мужеством, и показали храбрость перед нечестивыми. Не скорбели о суетных пищах, сладкое и спокойное житие не возлюбили, а жестокое избранное дело, оружия и щиты возлюбили…помощь Божию получили на окаянных бесермен. Обильное излитие крови своей претерпевали, положили упование на Бога твердое, и все сказали: «Умрем за истинную веру христианскую, пострадаем за православие, и благочестивому царю послужим; не от многих войск бывает победа, но от Бога свыше». И по всей Сибирской земле свободными стопами ходили, не имея препятствия».
Автор «Сибирской истории с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием…» (СПб. – 1774) И.Э. Фишер, сподвижник Г.Ф. Миллера по Второй Камчатской экспедиции, указывает: «Ермак…имел при себе пять священников и одного монаха, которые отправляли Божью службу». В Сибирь ермаковцы принесли несколько икон: «Спаса Нерукотворенного, Господа Вседержителя «Царя Славы» на троне, Богоматери с Предвечным Младенцем, Честного Животворящего Креста, знамения победы, Архистратига Михаила,..», – а также «честную икону Святителя, победы тезоименитого, Николы Угодника в виде образа его Можайского, наиболее приличествующего христианской дружине, то есть с мечом в одной руке и с Божиим храмом в другой… Где бы ни выбирали себе первые завоеватели Сибири стоянку, когда они строили для нее острог, первые удары их топоров вырубали крест, а потом часовню для Божия благословения» (Дмитрук Анатолий, протоиерей. Патерик Сибирских Святых и подвижников благочестия. – М. – 2006).
Святыни первых сибирских казаков почитались и в Российской империи: «Иконы из походного храма Ермака Тимофеевича подносились в дар царствующим особам. Историк А.И. Сулоцкий писал, что к шестидесятым годам 19 столетия «Ермаковых икон» в Тобольском соборе… сохранилось до семи, одна из них – икона Христа Спасителя с предстоящими в серебряных венцах. Другие были отправлены государям императорам по случаю их восшествия на престол, коронования, а также розданы в благословение важным лицам, например, сибирским губернаторам и воеводам... Например, образ Николая Чудотворца из часовни Ермака, в 1826 году поднесен в день коронации императору Николаю Павловичу» (Лысов В.И. Духовный путь атамана Ермака Тимофеевича).
Синодик Ермаковым казакам
Высокопреосвященнейший Киприан призвал в свидетели оставшихся в живых дружинников Ермака, которые по памяти помогли восстановить события, прославившие их атамана и все казачье войско. Первую Сибирскую летопись владыка дополнил Синодиком, куда записал имена Ермака и казаков, убиенных в жестоких сражениях с татарами при покорении Сибири.
« 16 февраля 1621 года по решению Освященного собора, святейший патриарх Филарет и государь всея Руси царь Михаил Федорович в грамоте первому архиепископу сибирскому Киприану указали по уставу возглашать вечную память (казакам) и Ермаку Ттимофееву сыну Повольскому там, где (они) убиты были:
23 октября 1579 года ста семи человекам, убитым Кучумом под Чувашами, – вечная память большая;
во второй год (по взятии Сибири) – 5 ноября 1580 года двадцати человекам, убитым на Абалацком озере на рыбной ловле во сне, – вечная память меньшая;
в июне-июле месяцах 1581 года, воевавшим в низовьях Иртыша, по Оби и по Тавде, взявшим Назымский, Кодский и Лабутинский городки, – вечная память средняя;
в третий год (по взятии Сибири), 17 апреля 1582 года, атаману Ивану Кольцову с сорока человеками, обманутым и убитым хитрым Карачей, – вечная память большая;
в четвертый год (по взятии Сибири), 6 августа 1583 года, Ермаку Тимофееву стремястами человеками, (погибшими), – вечная память, возглас больший.
И с тех пор до нынешнего дня установилось всеобщее поминовение и в Москве, и здесь, в Тобольске. Ермаку и подобным ему ныне верно служащим – вечная память, убиваемым за православие, возглас больший » (использованы материалы сайта «Атаман Ермак – Князь Сибирский». – Режим доступа: http://www.ataman-ermak.ru/ermak-apotheosis.html ).
В середине XX века рукопись «Синодика Ермаковым казакам» была найдена в фондах Государственного исторического музея и впервые опубликована сибирским филологом Е.К. Ромодановской (Синодик ермаковым казакам (предварительное сообщение). // Известия СО АН СССР. – Новосибирск. – 1970. – № 11. – Вып. 3. – С.С. 20, 21) в следующем виде:
«(л. 84) В лето 7089-го (1581), при державе благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Росии, еже избра Бог и посла не от славных муж, ни от царьскаго повеления воевод очистити место святыни и победити бесерменскаго царя Кучюма, и разорите их богомерская и нечестивая капища, но и еще быша вогнеждение зверем и водворение сирином. Но на тех местех поставишася грады и соделашася святыя Божия церкви в прибежище православным христианом, а во славословие Отцу и Сыну и Святому Духу. Но от простых людей избра и вооружи Бог славою и ратоборьством и волностию отомана Ермака Тимофеева сына Поволъскаго со единомысленою и с предоблею дружиною храбръствовавьшею. Забыша века сего всю земную честь и славу и плотскую сладость, но подвигшеся и крепко вооружившеся сердцы своими на волныя раны и излияти кровь (л. 84 об.) свою и смерть в живот предложите. Но восприемше щит истинныя веры и утвердишася мужественно, и показаше храбръство свое пред нечестивыми, но вси глаголюща: «достоини умрети за святыя Божия церкви и за православъную истинную християнъскую веру пострадати, и благоверному Царю послужим, и всю надежу свою на Господа тверда положим, яко не во множестве воин победа бывает, но свыше от Бога, и может безспомощным помощи на противляющихся агарян». – И вся сия совершишася Божиим промыслом.
И приидоша сии воини бестрашни в Сибирскую землю, в их нечестивыя улусы, и противнии собрашася агаряне и безбожныя татарове во уреченном месте, у реки Иртиша, на брегу под Чювашею. И насяшеся множеством их, яко травы селныя. И бысть (л. 85) с ними первой бой охтебря в 26 день, и жнуще православное воинство Божиею помощию нечестивых, яко ж класы. И на том деле убиенным Околу, Ивану, Карчиге, Богдану Брязге и с их дружиною вечная память большая.
Toe же зимы бысть бой с нечестивыми под Обалаком декабря в 5 день, и на том деле убиенным Сергею, Ивану, Андрею, Тимофею и с их дружиною вечная память средняя.
Toe же зимы Ермакове и дружине, безо опасения им идущим к рыбной ловле под Обалак декабря в 5 день. И внезапу приидоша на них нечестивыя воинством и побиша на том деле Окула, Ивана, Карчигу, Богдана Брязгу и с их дружиною. Вечная память малая.
(л. 85 об.) Во второе же лето Сибирскаго взятя Божиею помощию еще храбръствовавши Ермаку своею дружиною и обнаживше мечи на нечестивыя, воеваше по Иртишу и по великой Оби, их нечестивыя улусы и городки татарския и остяцкия до Назима воеваше, и Назим городок остяцкой взяша со князком их и со многими их остяками, поплениша и в плен поимаша. И на тех делех в хождении Ермаковым товарыщем отоману Никите, Тимофею, Ивану, Анане, Анцыфору, Ивану, Григорию, Андрею, Алексею, Никону, Михаилу, Титу ин, Феодору, Ивану, Артемия, Логину и прочей дружине их, пострадавшим и избиенным и всячески нужно скончавшимся от нечестивых вечная память средняя.
(л. 86) В третие же лето по Сибирском взяте присылал нечестивый Корача, думчей царев, послов своих к Ермаку с товарыщи по люди, обороняти я от Казачи орды. И по приговору всего товарства, а повериша их нечестивому безверному шерстованию и отпустиша к тому Кораче с приговору отомана Ивана Кольца, а с ним 40 человек товарства. И предашеся неволне судом Божиим в руки нечестивых. Отоману Ивану Колцу, Владимеру, Василию 2, Лукияну и всей дружине их со всею дружиною своею, единокупно вси главы своя под меч положиша и живот свой скончаша в плену, вечная память большая.
(л. 86 об.) В четвертое же лето по Сибирском взяте августа в 6 день приидоша вестницы от бухарцев торговых людей к Ермаку с товарыщи, что их Кучюм не пропустит в Сибирь. И Ермак собрашася с невеликою своею дружиною навстречю бухарцев. И доидоша близ Вагайскаго устья и обночевашес на перекопи. И подсмотриша нечестивыя, и нападоша на станы их нощию, но посланием Божиим оготовавшися день и приближишася на воинов внезапная смерть, на Ермока и с его дружиною. Ужаснушася от нечестивых и в бегство предложишас, а инем на станех побитым и кровь свою пролияша. Якову, Роману, Петру 2, Михаилу, Ивану, Ивану и Ермаку, еже изволи Бог живот свой скончати и кров свою пролияти от нечестивых з дружиною своею безвестно вечная память большая».
В 2011 году из вышеприведенного текста Синодика нами были выписаны имена всех упоминаемых в нем казаков Сибирской дружины Ермака. Этот список мы дополнили именами ермаковцев, названных в сибирских летописях и научных исследованиях историков-сибиреведов.
Традиция поминовения Ермаковых казаков в России была прервана в советские десятилетия и восстановлена в наши дни. 13 марта 2011 года, в первое воскресенье Великого поста, на Торжество Православия, поминальные записки о упокоении атаманов и казаков Ермаковой дружины, поданные сибирскими казаками по предложению атамана Умревинской станицы Новосибирского отдела войскового казачьего общества «Сибирское казачье войско», старшего урядника В.В. Ефремова, были зачитаны на проскомидии в храме во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (Мошковский район, село Ташара), в храме во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (г. Новосибирск, Нижняя Ельцовка), в храме во имя Святого Преподобного Серафима Саровского (г. Новосибирск).
Андрей Оборкин, член «Российского военно-исторического общества»