Никита Бьюик: Мы страну потеряли. А теперь ее обрели. |
25 мая в Искитим из Сан-Франциско прибыл Никита Евгеньевич Бьюик, глава Русско-американского общества взаимопомощи (RACS) при Свято-Скорбященском кафедральном соборе Русской Православной Церкви Заграницей. Это общество известно активным сотрудничеством с Новосибирской митрополией в рамках реализации различных миссионерских и социальных программ. Никита Евгеньевич познакомился с духовенством и представителями администрации Искитима и Искитимского района, посетил приходы города и искупался в Святом источнике. Он рассказал о жизни Церкви в далекой Америке и о том, какую важную роль в его жизни занимает милосердие и благотворительность. Н. Е. Бьюик выразил пожелание поддержать и церковное строительство в Искитимской епархии.
— Никита Евгеньевич, Вы прибыли к нам из далекой Америки и так хорошо говорите по-русски. Расскажите немного о себе, своих корнях, предках.
— Я не знаю, почему для вас удивительно, что я так владею языком. В Берлине была полоса: слева все говорили по-английски, справа — по-русски. Наши дедушки и бабушки выехали из России по необходимости, во время гражданской войны. Мы были на стороне царя, за Родину, поэтому пришлось эмигрировать. Моя мама была украинка, из запорожцев. Её семья переехала когда-то на восток, дедушка и бабушка из Полтавы. Отец родом из Иркутска. А я родился в Шанхае в 1944 году. К этому периоду все, кто могли, должны были покинуть Шанхай. Дело в том, что Мао Цзэдун и его соратники, после победы в войне с Чан Кайши в 1949 году, стремились, чтобы из Китая выехали все не китайцы. В Шанхае жило много французов, немцев, британцев и представителей других наций — всем нужно было выехать. Наша семья не исключение. Мы отправились в Америку.
Шесть-семь тысяч русских, которые не имели возможности выехать далеко, нашли пустой остров на Филиппинских островах, который называется Тюбабао, куда и переехали. Переезд возглавил казачий атаман Григорий Кириллович Бологов, с этими людьми также был Владыка Иоанн. Он ежедневно ходил вокруг лагеря перед сном — молился. И почти два года, что русские были на острове, ни одна буря их не поранила! К чему рассказываю? После того, как русские оттуда уехали — в Австралию, Америку, Южную Америку и так далее, случился тайфун. И весь остров смыло… Владыка Иоанн был большим человеком, молитвенником. Он мог снять свои ботинки зимой и отдать тому, кто в них нуждался. И до сих пор дает пример всем нам.
— В 2010 г. Вами из Сан-Франциско передана в дар Новосибирской епархии икона святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца с частицей его святых мощей. Какое место в Вашей жизни занимает этот святой?
— Ещё с детства я с ним соприкоснулся — крещен в соборе, где он был тогда Архипастырем. В Сан-Франциско, куда мы выехали из Китая в начале 1949 года, владыка был около двух-трех недель. Затем его назначали Западноевропейским, Брюссельским архиепископом. В 1961 его назначили в Сан-Франциско, где он умер в 1966 году. Я служил его старшим иподьяконом, был одним из шести, кто нес гроб вокруг собора, когда его отпевали. Похоронили Владыку под собором, специально сделали усыпальницу. Когда его прославили, мощи решили не в усыпальницу вернуть, а поставить в самом храме. Владыка Иоанн сегодня играет для людей даже большую роль, чем при жизни. Нас трое, кто имеет доступ до корреспонденции, которая приходит в собор. Каждую неделю мы получаем около десяти писем, где люди просят, чтобы Владыка их исцелил или помог. И четыре-пять писем, где благодарят, что получили помощь или исцеление. Открываешь эти письма из года в год и видишь, как он помогает нам. Эти письма мы кладем под мощи.
Другое, что мы видим, — масло, что горит от его неугасимой лампады, чудесным образом помогает. После каждой службы мы отливаем его из лампады, и оно помогает верующим!
— Вы передали две иконы с частицей мощей святого Иоанна Шанхайского. Ваша семья тоже имела какое-то отношение к иконописанию?
— Да, старшие братья моей мамы, хотя они и на поколение старше. Один был шесть недель со Святейшим Патриархом Тихоном и написал его портрет. Также этот дядя Николай Степанович Задорожный расписал Токийский собор в Японии — можно съездить, посмотреть. Другой брат, протодиакон Феодот Задорожный, полностью расписал Шанхайский собор. Все, что осталось от его труда, — роспись на куполе. Остальную роспись китайцы уничтожили или закрасили. Четыре дяди были иконописцы и расписали много храмов и здесь, в России, и там, в Америке, Харбине, Канаде.
— Правда ли, что Вы являлись атаманом Общеказачьего союза Сан-Франциско? Какова казачья жизнь в далекой Калифорнии?
— Мы потомки казаков. И в память о них мы продолжаем традиции, сборы. Выстроили памятник погибшим казакам на кладбище.
— Фактически 90 лет Русские люди, оказавшиеся зарубежом после революции 1917 года, были оторваны от Родины. Как часто Вы бываете в России, в Сибири? Что для Вас самое запоминающееся в этих поездках?
— Первый раз я побывал в России в 2005 году с женой. Мы прилетели в Москву. Пробыли три-четыре дня, потом на теплоходе в Санкт-Петербург, там три дня, и домой. Это была наша первая экскурсия в Россию. Было интересно. Самым запоминающимся был последний день. Посетили тогда в Питере Смоленскую церковь — шел молебен в усыпальнице Блаженной Ксении, служили два священника. Один — огромный, другой небольшого роста. И в конце службы выступает большой: «Меня зовут отец Константин Работа». Всем присутствующим он рассказал о миссии теплохода «Андрей Первозванный», который каждый год курсирует по рекам Сибири, где совершается таинство крещения. Также на этом теплоходе людям оказывают медицинскую помощь. Этот проект меня очень тронул, потому что все эти дела говорят о духовном возрождении России. Я подошел к батюшке и предложил приехать в Сан-Франциско, рассказать о проекте. Он ответил: «Как Владыка благословит». Обменялись координатами, было это в конце августа. А в феврале он приехал к нам в Сан-Франциско, жил у нас две недели. Приехал с Дмитрием Ивановичем Индинком, потому что боялся ехать один. Дмитрий Иванович говорит по-английски и более опытный путешественник. Каждый день я возил отца Константина по разным приходам и организациям на беседы. И он везде рассказывал о миссии «Андрея Первозванного». К концу я вызубрил его рассказ. Для реализации проекта мы собрали 10 000 долларов — это бюджет проекта на год. Мы и сейчас продолжаем собирать на миссию в России необходимые средства. Вчера мы подписали контракт о том, что готовы выделить деньги на реализацию миссии и в этом году.
Потом я познакомился с о. Сергием Федосеевым в Академгородке. Его друзья попросили пожертвовать немного для строительства малого храма. Мы внесли небольшую лепту. Со временем о. Сергий начал строить каменный храм, а потом и школу. Выкопали яму для фундамента школы, деньги закончились. Как раз к тому моменту случился финансовый кризис. Отец Сергий прислал фотографию и подпись к ней: «Вот моя яма». Как раз совпало: Михаил Григорьевич Строчило, русский, как и мы, пожертвовал средства нашей организации на благотворительность в России. А в день, когда отец Сергий попросил финансовой помощи в строительстве школы, Михаил Григорьевич скончался. И мы дали деньги. Сегодня на школе табличка, что она возведена в память о Михаиле Григорьевиче Строчило.
— Расскажите о Русско-американском обществе взаимопомощи (RACS) при Свято-Скорбященском кафедральном соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Сан-Франциско?
— Общество начало деятельность по благословению Архиепископа Антония, Западноамериканского и Сан-францисского в 1977 году. В тот момент я не принимал участие в его работе. Это была маленькая скромная организация и развилась за все время. Сейчас мы кормим стариков, которые не выходят из дома, возим им горячие обеды, кормим тех, кто не может себя питать, также у нас действует общественная столовая, где каждый может прийти и покушать. Можно сказать, что в Сан-Франциско нет русского человека старшего возраста, которому нечего есть. Мы всех их кормим. В прошлом году наш отчет показывал 250 000 обедов.
— Как родилась идея создать благотворительный проект в Новосибирске «Сотвори милость»? Каково Ваше участие в нем?
— Это было в 2010 году. Надя и я приехали в Россию второй раз, и мы провели одну ночь на теплоходе с отцом Константином. Потом познакомились с отцом Александром Новопашиным, который показывал нам часовню Святителя Николая. Мы разговорились, и он спросил, чем я занимаюсь. Я рассказал о помощи, которую оказываем людям, предложил начать подобное и здесь. Отец Александр сказал, что разработает план. В декабре звоню, он говорит — времени не было. В январе план был готов. Проект «Сотвори милость» мы начали 16 февраля 2011 года. Обещали 20 тысяч долларов в год, но получилось больше, так как выстроили часовню святителя Иоанна Шанхайского и Сан-францисского Чудотворца. Также дополнительные траты были на восстановление здания, которое получили от города. Оно было в ужасном состоянии, мы там все починили — теперь в нем живут 45 человек, которые раньше жили под мостом, на теплотрассах и тому подобное. Под зиму, в конце 2011 года, Вениамин Деменко (администратор епархиального комплексного центра для бездомных) начал волноваться, что многие люди, которым негде жить, могут замерзнуть, умереть. И придумал идею палаток, чтобы бездомные могли там переночевать. Собрали все, что нужно, на две большие палатки. Владыка Тихон настоял, чтобы одна была для мужчин, другая для женщин.
— Милосердие так много места занимает в вашей жизни. Для чего оно нужно? Для Вас? Для Вашей семьи? Как Вы себе объясняете.
— Я не знаю, как это объяснить. Трудно объяснить. Есть указ еще из Ветхого Завета. Пророк говорит: одевай холодных, корми голодных и так далее. Есть много указов, мы хотя бы десять процентов должны исполнить. В Новом Завете наш Спаситель говорит, что если ты Меня не накормил, пойдешь в ад. Неделя о страшном суде. Все очень просто. Это легко понять — мы должны этим заниматься. Но как? У меня развивалось по-разному. У меня много друзей, которые поддерживают эти идеи. Есть много жертвователей, которые помогают. Им нравится, что есть результат. И то, что я могу собрать, пересылаю по назначению. По прошлому году смета получилась 1 700 000 долларов.
— В этом году Церковь празднует знаменательное событие — 17 мая 2007 года состоялось историческое объединение, когда Патриарх Алексий II и митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Вы были делегатом Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), на котором большинство высказалось о церковном единстве. Расскажите, как это событие прошло лично для Вас?
— Я не смотрю на это как на соединение или воссоединение. Мы разъединились по необходимости. Была буря. Буря прекратилась, должны быть вместе. Я неделю отсутствую, вернусь домой к семье — это что, воссоединение? Все волновались, что есть те, кто против. По моему мнению, большинство из тех, кто боялись, привыкли жить по отдельности. Они не понимают, что по церковным правилам мы должны быть вместе. Мы без мира не можем. Я жалею, что произошло это не в 1991 году, а заняло такой период.
— Если позволите, несколько слов о современном положении Русской Православной Церкви в Северной Америке. Что изменилось в жизни Зарубежной Церкви за прошедшие пять лет? Каковы различия в церковной жизни?
— Был на богослужении в Вознесенском кафедральном соборе и Александро-Невском соборе. Если закроешь глаза, службы одинаковые. У нас много маленьких приходов, где есть смешение языка. Читают ектеньи на церковнославянском и английском, или читают Евангелие дважды, «Отче наш», потому что два языка — у нас много смешанных браков.
— Существуют ли какие-то новые совместные проекты с Вашим участием между православными Америки и Сибири? Что привело Вас в Искитимскую епархию?
— Да. Сейчас самое важное для меня — это храм Новомучеников и Исповедников в Искитиме. Мы не забываем миссию Андрея Первозванного, не забываем «Сотвори милость». Мы ещё посылаем посылки Галине Ивановне, возглавляющей проект «Жизнь», которая отговаривает девочек, чтобы не делали аборт. Аборт часто вопрос не только физический, но и экономический.
У меня ещё есть идея, которую я начал разрабатывать, когда путешествовал с теплоходом «Андрей Первозванный». Во многих деревнях ребятишкам летом абсолютно делать нечего. Никаких занятий, нет ни баскетбола, ни качелей, ни еще каких-то условий для нормального проведения досуга. У меня была идея построить часовню, а вокруг часовни, чтоб что-то развилось — детская площадка и тому подобное. Но тогда не вышло. Теперь мой близкий друг Епископ Павел (Фокин), Преосвященный Ханты-Мансийский и Сургутский. С ним я провел три дня в прошлом месяце и высказал мнение, что в этих поселках должны быть часовни. Первая, надеемся, будет в Ярки, это чуть на восток от Ханты-Мансийска. Там будет часовня святого Никиты Исповедника.
— Просим Вас высказать несколько пожеланий читателям Искитимского епархиального вестника.
— Продолжайте то, что Вы делаете. Храмы строятся и строятся. И народ в хорошем настроении, все вежливые. Мне нравится, что отношения Церкви с представителями местных властей идеальные. Я надеюсь, это будет продолжать расти. Мы со своей стороны будем помогать. Мы патриоты России. Мы не уехали, потому что нам безразлична эта страна, мы страну потеряли. А теперь её обрели.