В России православие можно по праву считать не только основой культуры, но и образования. Достаточно вспомнить церковно-приходские школы, более сотни лет назад, закладывающие фундамент массовой грамотности населения страны. О том, какие задачи сегодня ставит перед собой Русская Православная Церковь в сфере образования, как они выполняются на территории нашего города и района, мы беседуем с отцом Кириллом Портнягиным, руководителем отдела образования Искитимской епархии.
- Отец Кирилл, не так давно в общеобразовательных школах в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» появился модуль «Основы православной культуры». Что входит в программу этого курса?
- Инициатором появления таких курсов в системе образования был патриарх Алексей, и с самого начала первоочередной задачей этого курса значилось именно нравственное воспитание. На уроках основ православной культуры (ОПК) четвероклассники знакомятся с выдающимися личностями нашего Отечества: князем Владимиром, Александром Невским, Сергием Радонежским, Серафимом Саровским и многими другими. Говоря об их роли в истории государства, на православных курсах педагоги стараются показать, что это были люди высокой духовности, святости. Воспитание строится на положительных примерах, на подражании. И мы стараемся показать эти примеры, нравственные образы на которых можно равняться. А кого сегодня дети считают героями? Это не преувеличение - это результаты опроса: на просьбу назвать героев, которых они знают, младшие школьники называют Супермена, Бэтмана, Терминатора. Старшеклассники еще могут вспомнить Жукова, Покрышкина (потому что в прошлом году его имя было на слуху). И это печально. Программа ОПК нацелена на то, чтобы показать, что герои - это обычные люди, готовые жертвовать собой ради других. И таких в России много. На этих уроках детей учат пониманию того, что великие дела можно совершать ежедневно, кому-то помогая, кого- то прощая. Кроме этого в рамках курса ОПК мы говорим о церковном искусстве, об основах христианской морали.
- Сегодня часто можно услышать такое мнение, что задача школы - дать знания, заложить образовательную базу. А воспитание - это миссия семьи.
- Воспитание - это задача всего общества. Вспомните во времена нашего детства, любой взрослый человек на улице был вправе сделать ребенку замечание. А сейчас, сколько раз наблюдал, дети безобразничают, дерутся, а взрослые проходят мимо, делая вид, что не видят. Нет у нас общественной солидарности в плане воспитания. А безнаказанность, вседозволенность потом приводят к тому, что подростков целыми группами привлекают к суду за различные проступки. На курсах ОПК педагоги стараются привить основы христианской морали, уважение к старшим, к отцу, матери, семье. Программа построена так, чтобы подтолкнуть детей и родителей к диалогу, вместе порассуждать на тему добра и зла. Просто поговорить. Сегодня ведь не хватает такого контакта в семье: дети «общаются» с интернетом, телефоном, друзьями. А с родителями на уровне: «поел - уроки сделал». Курсы «Основ православной культуры» - это не классические, в нашем понимании, уроки. Это беседы учителя и учеников по душам. Порой просто поражаешься, насколько дети отзывчивы и проницательны в вопросах веры. С детьми гораздо проще говорить о душе, совести. Им не нужно доказывать, что душа существует, они в этом не сомневаются. Думаю, родителям было бы очень полезно приходить на такие уроки.
- Модуль «Основы православной культуры» появляется в программе школьников, если его в качестве дополнительного курса выбирают родители четвероклассников. Всегда ли находите с ними взаимопонимание?
- В Искитиме практически во всех школах введен в программу модуль ОПК. С родителями, обычно встречаюсь, когда проводим собрания по выборам одного из модулей. Рассказываю о курсе, о целях и задачах. Конечно, реакция бывает разная. Был случай, когда еще до начала собрания уже только мое присутствие вызвало раздражение у одного из родителей. Он, еще не выслушав, начал выражать свои негативные эмоции, говорить, что он против церкви вообще, стал возмущаться, что запустили в школу священника. Разрешилась ситуация тем, что выпалив все, он просто убежал, даже не пытаясь услышать ответ. Родители, конечно, напряглись, педагог расстроилась. Были и другие ситуации. После моего выступления на собрании одна мама встала и говорит: «Я - против!». Меня это насторожило сразу, начал спрашивать против чего. Женщина поясняет: «Я против того, чтобы курс изучали только один год. Его нужно вести с первого класса и до самого выпуска».
Бывали ситуации, когда и с учителями не сразу находили общий язык. Хотя я всегда стараюсь вести диалог мягко и довольно
корректно, не поддерживать никаких споров, но прямо во время выступления педагог перебила, сказав, что я не толеран- тен по отношению к другим религиозным культурам, что государство у нас многонациональное. На этот выпад отреагировали сами родители, сказав, что о толерантности нужно говорить более терпимо, без агрессии. А православие - это тоже часть культуры нашего многонационального государства. Позже, во время общения с этим педагогом, она призналась, что сама крещенная и относит себя к людям православным. Но вот так порой бывает.
- То есть дискуссия о том, пускать ли священников в школу, продолжается?
- Программа модуля «Основы православной культуры» разработана министерством образования, уроки ведут педагоги. Священников лишь иногда приглашают провести какие-то беседы, или ученики сами приходят на экскурсии в храмы. Конечно, многое зависит от учителей, от того, с каким настроем они подходят к подаче этого курса. Есть педагоги, которые преподавая основы светской этики, дополняют и наполняют их вопросами православной культуры. А есть и печальный опыт, когда учитель, говорит о православной вере в таком ключе, что пользы от такого урока нет никому. Бывает на собраниях, когда обсуждается вопрос о выборе курсов, педагоги свои выступления строят так, что заметна попытка намекнуть родителям, как нужно сделать «правильный» выбор. Например, отмечают, что курсы по основам светской этики нейтральны, безрелигиозны, вроде как стерильны и безопасны. Что эти курсы родители выбирают уже несколько лет подряд, и для них есть учебники в школе. Не хочу сказать, что делается это со злым умыслом, просто учителям так проще - выбрать один модуль и вести его, не стараться быть универсалом. Наблюдая такие собрания можно сделать вывод - сегодня родители не готовы к выбору. Они не умеют делать образовательному учреждению заказ. Им проще полагаться в этих вопросах на самих педагогов. К слову, в Бердске была замечательный педагог, царствие ей небесное, она учила, что любой предмет можно одухотворить. Даже точные науки. Приводила примеры, как можно математику связать с нравственностью. Про таких говорят: «Учитель от Бога».
- В Новосибирске, Бердске уже открыты православные гимназии. Чем они отличаются от обычных школ?
- По сути, православная гимназия - это обычное общеобразовательное учреждение, в котором, наряду со всеми предметами, изучают основы православной культуры. Что такие гимназии действительно отличает - так это совершенно другой дух, атмосфера. Общение другое. Хотя учатся там самые обыкновенные дети.
- Есть планы открыть такую гимназию в Искитиме?
- Конечно, есть и планы, и желание. Но такие гимназии появляются не на пустом месте. Идея рождается в церковной среде, у самих прихожан. В Бердске в гимназию пришли дети, которые посещали воскресную школу. В Иски- тиме четыре прихода, при каждом есть воскресная школа, и если объединить всех детей, то уже можно было бы говорить о создании гимназии. Помещение, кадры - это всё решаемо. Главное, чтобы нашлись дети, желающие учиться в такой гимназии, в атмосфере тепла и взаимопонимания, нравственной чистоты. Конечно, мне хотелось бы, чтобы и мои дети учились в таком учебном заведении. Но не будем форсировать события, даст Бог, придет время, и эти планы осуществятся.
Беседу вела Наталья Донец.