21 сентября Русская Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы |
«Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный» (Тропарь праздника).
«Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство, неплоды бо мати показуется, девствующия и по рождестве зиждителеве. Из неяже чуждее присвояет иже естеством Бог, и заблуждшим плотию спасение содевает, Христос человеколюбец, и избавитель душ наших» (Стих. на Господи воззвах).
«Иаковлю Тя доброту, и божественную лествицу, от долу юже виде первее, простертую к высоте, вемы Чистая, низводящую свыше Бога воплощена, и земныя паки возводящую» (Триодь Постная. Неделя о мытаре и фарисее.7 П.К.).
Не случайно святая Церковь празднует этот великий день 8-го сентября (по старому стилю). Неделю назад мы отмечали церковное Новолетие, начало нового церковного года. Господь и Бог наш создал землю, невидимый и видимый мир в шесть дней. А в седьмой день, как повествует Святое Писание, «почил от дел Своих». Восьмой же день, по учению Церкви является днем ВЕЧНЫМ и БЕСКОНЕЧНЫМ – Небесным Царством, в котором будут пребывать души праведников, наслаждаясь неизреченной сладостью богообщения. Поэтому Рождество Богородицы является началом нашего духовного обновления. «Начало нашего спасения, днесь бысть» (Стихира на литии).
И наша задача непрестанно помнить об этом сладостном вечном дне «идеже празднующих глас непрестанный и бесконечная сладость зрящих лице Господне доброту неизреченную», «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
Взирая на образ Божией Матери и усваивая эпитеты, которыми Церковь называет Ее: «Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру», «Мосте, к небесе приводяй», «Гору и дверь небесную», «Лествица, Еюже сниде Бог и человек взыде», мы понимаем, что Она явилась для нас некоей благодатной почвой, основой воплощения. Она есть то, что принадлежит форме, но чистой и непорочной «Пречистый храм Спасов, благодатный чертог и Дево», единственно в которой может родиться Истина. Ведь и о нас сказал божественный Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3, 16). А Христос: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).
«Пречистое Твое рождество, Дево непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно, и рождение Твое Невесто неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (5 П. К.).
Потому и воспевала Церковь в день Христова Рождества:
«Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради; каяждо (всякая) бо от Тебе бывших тварей, благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду; волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп; пустыня ясли; мы же Матерь Деву, иже прежде век Боже, помилуй нас» (25 декабря. Минея. Стихира на Господи воззвах).
В.Ильин в своей книге «Запечатанный гроб – Пасха нетления», изданной в 1995 году в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, пишет: «Неизреченным Промыслом Божиим нашелся такой человек, который достиг высочайшей степени тварного совершенства. Им была Приснодева Мария, Богородица. И Слово Божие, Ипостасный Логос, второе Лицо Пресвятой Троицы снизошел к этой вершине тварного совершенства, воспринял от Нее полноту человеческого существа и, не изменив Божества, и не смешавшись с человечеством, соединился в единого истинного Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Это центральное событие не только в истории человечества, но и всего мира, космоса (ибо человек – микрокосмос, в малом виде весь мир), святой апостол Иоанн выражает словами «И Слово стало плотью» (Ин. 1, 14). Божия Матерь, как совершеннейший и святейший человек, явилась не только всечеловеком, то есть выразителем идеальной и совершеннейшей сущности человечества, но и тварности вообще. Приняв же в Себя Слово Божие, Она достигла и предельного обожения, стала Богом по благодати. Это и звучит в словах величания: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…сущую Богородицу Тя величаем». Обоженная до конца и ставшая Богом по благодати, Божия Матерь родила Богочеловека…
Богоподобность Божией Матери, Ее активность в деле спасения есть такое Ее смирение перед Богом, которого не знает и не будет знать человечество. Это смирение – подобно творящему смирению Бога, когда Он захотел добровольно ограничить Себя и Свою волю, поставив возле Себя свободную и потенциально неограниченную тварь. И вот на смирение Божией Матери Бог ответил актом вторичного смирения: ранее создав тварь, Он ныне принимает ее вид и, будучи бесплотен, воплощается в плоть, воспринимает временно-пространные формы, что выражено в литургической формуле: «Безлетное Слово милости ради под летом бывшее» т.е. «безвременное (вечное) Слово из милосердия ставшее во времени».
Это есть творение Нового Адама и с Ним Новой Твари, спасение и обожение ее. И в сим акте добровольно и самостоятельно принимает участие само творение в лице Божией Матери.
Богоподобное смирение Ее перед Богом и самоограничение (истощание) Бога-Слова перед человеком является как тайна Богочеловечества в Лице Господа Иисуса Христа, Спасителя, Своими страданиями обоживающего человека, а с ним и все мироздание» (стр. 9–11).
«Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея» (Лк. 1, 46-47).
И если Она лествица, посредством которой Господь к нам нисходит, а мы восходим к Нему, значит смирение и есть тот «ключ разумения», вооружившись которым мы окажемся на пути спасения.
«Начало нашего спасения, людие, днесь бысть», – напоминает нам в этот день Церковь. «Воспеваю благодать Твою, Владычице, – обращаемся мы к Ней ежедневно, – молю Тя, ум мой облагодати» (7-я утренняя молитва).
Непросто удержаться на гребне добродетелей. Не случайно поэтому святая Церковь определила катавасией канона праздника напоминание о том, с чем нам предстоит встретиться на пути спасения.
«Крест начертав Моисей, прямо жезлом чермное пресече, Израилю пешеходящу: тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие, тем же Христу поим Богу нашему, яко прославися» (катавасия праздника).
А посему помолимся нашей Ходатаице:
«Буди ми, Всенепорочная, живота путь, наставляющий мя к божественным селением: прельстихся бо и к пропастем злобы поползнухся, от нихже мя возведи ходатайством Твоим» (Неделя 2-я Вел. Поста, 1 П. К.).