"Наши мертвые нас не оставят в беде..." |
Вселенская родительская суббота - день, когда Церковь поминает всех усопших от начала века (5 марта 2016 года), и хотя и слово "смерть", и вся ее безжалостная атрибутика вызывает у нас чувство растерянности, страха и боли, сам день Вселенской родительской субботы несет не скорбь, а утешение.
Утешение, надежду и два поразительных переживания. Эти переживания, казалось бы, противоречат всему нашему рациональному опыту, но тем более важно не отмахиваться от них, а внимательно прислушаться. Первое заключается в неожиданном открытии: смерть не в силах убить нашу любовь. То есть безжалостное, несправедливое, необратимое отсечение нас от наших родных, отсечение, которое несет с собой их смерть, касается только внешней, невероятно важной для нас, но все же всего лишь внешней стороны жизни и человеческой близости. А вот близость внутренняя, она остается - и тогда, когда мы просто вспоминаем умершего, и особенно когда мы молимся о нем.
Второе переживание или, точнее, открытие души, еще глубже, и оно соприкасает нас с самыми сокровенными основами бытия. Стоя в храме, молясь за умерших, ты всем своим естеством сознаешь, что наши родные дороги не только нам, что уникальная личность каждого бесценна для Бога. Что она неуничтожима в силу этой бесценности и биологическая смерть тела еще не конец. Вот эти открытия нашей души, вот этот живой опыт встречи с Богом, опыт, когда ты парадоксальным образом чувствуешь Божью любовь и Божью милость в самые тяжелые для тебя минуты утраты, и превращают нашу робкую надежду в уверенность в том, что жизнь и любовь не кончаются со смертью тела, но простираются и по ту сторону дыхания. Передать словами этот опыт души крайне сложно. Но для тех, кто его пережил, то, что смерть не конец, очевидно. И эта очевидность лишает любые свидетельства о смерти силы приговора.
Важно заметить, что такой опыт чужд экзальтации и мистических фантазий. Да, биологическая смерть не конец. Да, человеческая личность бесценна для ее Создателя - для Бога даже бесценней, чем для нас, людей, подобно тому, как Божьи любовь и милосердие выше любви и милосердия людского. Да, после смерти человеческая личность попадает в иной, но вполне реальный мир, пусть нам и неведомый. Да, мы слишком мало знаем об этом ином мире: Господь ограждает нас от излишнего и несущественного, давая главное - Заповеди и Таинства - фундаментальные скрепы этого мира: держись их, и спасешься. Да, мы связаны с нашими усопшими, и эта связь истинна только тогда, когда пролегает через нашего Создателя - Бога, пролегает молитвой, участием в Таинствах Церкви, добрыми делами в память об усопшем, милостынею.
Сегодня, в канун первой родительской субботы этого года, мы ответим на вопросы о том, как поминать усопших.
"Откуда мы знаем, что есть связь между нами и нашими умершими?"
Ирина Л.
Ирина, помните у Высоцкого такие строчки: "Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие - как часовые"? Но о существовании связи между живыми и усопшими свидетельствует и многовековой опыт Церкви. В качестве примера приведу историю, рассказанную бесспорным авторитетом Русской православной церкви, нашим современником епископом Василием Родзянко. Когда владыка Василий еще не был монахом, а служил священником, у него умерла жена. Горе было велико, но батюшка продолжал жизнь пастора. А вот приходя домой, он чувствовал такую тоску, такую пустоту и одиночество, что однажды, сам себе не отдавая отчета, потянулся к бутылочке: стояли у них в шкафчике разные, для гостей. "Я подошел, взял что-то, не помню что, выпил рюмочку - и мне стало легче, - делился потом владыка Василий. - И тогда я подумал: "Ну, хоть это, если ничего другое не помогает..." И так одна рюмочка, другая, третья - и пошло по вечерам. И начал я в это втягиваться, чтобы не мучиться, чтоб позабыться".
Шло время, и вдруг звонок: на проводе была взволнованная подруга умершей жены священника. В то, что она рассказывала, было трудно поверить. Но и оснований для недоверия не было: женщина была искренна, хоть и в явном смятении. Выяснилось, что она видела жену священника и даже разговаривала с ней, понимая, что та давно уже в могиле. "Ваша жена принесла с собой корзинку, в которой была ракия (сливовая настойка, очень крепкая), она сама пила - и мне предложила. Я побоялась отказаться, попробовала, но эта ракия у вашей жены была невероятно горькой! Словами не передать, какой горькой!" "Вот видишь, я теперь вынуждена пить это", - сказала покойница и исчезла. А ее подруга так и не поняла, во сне ли это было, в полусне... Через многие годы, рассказывая эту историю, епископ Василий Родзянко говорил, что после произошедшего желание пить у него как рукой сняло.
Ирина, это не единственный случай, когда наши усопшие близкие уберегают и спасают нас. Но Церковь накопила множество свидетельств того, как наши молитвы помогают уже самим умершим, изменяя их посмертную участь.
"Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается, - читаем у святителя Феофана Затворника. - Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе любви, и живые, и умершие, - не разгораживаясь пополам умиранием".
"Мария, мне последнее время часто вспоминается друг моего деда, которого я и не видел-то никогда. Ничего я не знаю о нем, кроме того, что солдат Владимир спас моему деду жизнь, а вскоре сам погиб, не оставив ни жены, ни детей. Дело было в Первую империалистическую, я эту историю от бабушки ребенком слышал. Сейчас, когда я уже и сам давно дед, частенько думаю, что, если б не этот Владимир, ни меня, ни моих внуков не было бы. Ему бы спасибо сказать, но как?".
Анатолий Иванович Н.
Анатолий Иванович, помолиться за раба Божьего Владимира, а как иначе? В церкви усопших поминают каждую субботу - ведь впереди воскресенье, день, напоминающий нам о Воскресении Христа и о том, что отныне смерть побеждена (поэтому мы чаще и употребляем слово "усопшие", а не "умершие"). Среди этих суббот есть такие, когда во время богослужения мы особенным образом поминаем наших усопших близких - эти дни и называются "родительские". Их шесть, и к ним прибавляется отдельный праздник поминовения - Радоница, отмечаемый во второй вторник после Пасхи. Плюс 9 мая, ставший в Церкви днем памяти погибших воинов. То есть специальных дней поминовения у нас восемь. А вот среди шести родительских суббот две особенные, и называются они "Вселенскими". В эти дни во время богослужения мы молитвенно поминаем не только тех, память о ком еще жива в роде человеческом, не только наших предков, родных и любимых, но и всех "от века усопших православных христиан, как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви", то есть тех, "кто был похищен внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погиб от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также обо всех бедных и немощных". Анатолий Иванович, мне кажется, в самом факте существования таких дней общецерковной молитвы есть удивительная надежда и для нас всех. Память человеческая вещь ненадежная, а Церковь Христова стояла и стоять будет.
Дни поминовения усопших в 2016 году
5 марта - Вселенская родительская суббота (мясопустная).
26 марта - Родительская суббота
2-й недели Великого поста.
2 апреля - Родительская суббота 3-й недели Великого поста.
9 апреля - Родительская суббота 4-й недели Великого поста.
9 мая - День погибших воинов.
10 мая - Радоница.
18 июня - Троицкая родительская суббота (Вселенская).
5 ноября - Димитриевская родительская суббота.
Молитва за умершего (в переводе с церковнославянского на русский)
Помяни, Господи Боже наш, (по нашей) вере и надежде на жизнь вечную преставившегося раба Твоего (имя усопшего).
И, поскольку ты Благ и Человеколюбив, отпусти (ему) грехи, пренебреги самообманом (его), умали, освободи, оставь и прости ему все грехи его, сознательно и неосознанно совершенные, избавь его от наказания бесконечного и огненной кары и даруй ему причастность к вечным Твоим благам, которые приготовлены любящим Тебя и радость от них: пусть он и согрешил, но не отступил же (он) от Тебя (не предал); и, несомненно, веровал в Отца и Сына и Святого Духа - Бога, прославляемого (нами всеми) как Троицу; и до последнего вздоха своего (он) придерживался этого.
Поэтому будь милостив, и (этой) верой в Тебя замени дела его и помести его среди святых Своих: ведь нет же человека, который проживает жизнь без греха. Это лишь Ты Один таков - Безгрешен и правда Твоя - абсолютна, Ты - Единый и Единственный Бог - милостивый, щедрый и действительно любящий нас, людей. И (мы) - славу Тебе воссылаем (из сердец наших) - как Отцу и Сыну и Святому Духу - и сейчас, как и раньше, - и всегда, вовеки. Аминь
Утешение, надежду и два поразительных переживания. Эти переживания, казалось бы, противоречат всему нашему рациональному опыту, но тем более важно не отмахиваться от них, а внимательно прислушаться. Первое заключается в неожиданном открытии: смерть не в силах убить нашу любовь. То есть безжалостное, несправедливое, необратимое отсечение нас от наших родных, отсечение, которое несет с собой их смерть, касается только внешней, невероятно важной для нас, но все же всего лишь внешней стороны жизни и человеческой близости. А вот близость внутренняя, она остается - и тогда, когда мы просто вспоминаем умершего, и особенно когда мы молимся о нем.
Второе переживание или, точнее, открытие души, еще глубже, и оно соприкасает нас с самыми сокровенными основами бытия. Стоя в храме, молясь за умерших, ты всем своим естеством сознаешь, что наши родные дороги не только нам, что уникальная личность каждого бесценна для Бога. Что она неуничтожима в силу этой бесценности и биологическая смерть тела еще не конец. Вот эти открытия нашей души, вот этот живой опыт встречи с Богом, опыт, когда ты парадоксальным образом чувствуешь Божью любовь и Божью милость в самые тяжелые для тебя минуты утраты, и превращают нашу робкую надежду в уверенность в том, что жизнь и любовь не кончаются со смертью тела, но простираются и по ту сторону дыхания. Передать словами этот опыт души крайне сложно. Но для тех, кто его пережил, то, что смерть не конец, очевидно. И эта очевидность лишает любые свидетельства о смерти силы приговора.
Важно заметить, что такой опыт чужд экзальтации и мистических фантазий. Да, биологическая смерть не конец. Да, человеческая личность бесценна для ее Создателя - для Бога даже бесценней, чем для нас, людей, подобно тому, как Божьи любовь и милосердие выше любви и милосердия людского. Да, после смерти человеческая личность попадает в иной, но вполне реальный мир, пусть нам и неведомый. Да, мы слишком мало знаем об этом ином мире: Господь ограждает нас от излишнего и несущественного, давая главное - Заповеди и Таинства - фундаментальные скрепы этого мира: держись их, и спасешься. Да, мы связаны с нашими усопшими, и эта связь истинна только тогда, когда пролегает через нашего Создателя - Бога, пролегает молитвой, участием в Таинствах Церкви, добрыми делами в память об усопшем, милостынею.
Сегодня, в канун первой родительской субботы этого года, мы ответим на вопросы о том, как поминать усопших.
"Откуда мы знаем, что есть связь между нами и нашими умершими?"
Ирина Л.
Ирина, помните у Высоцкого такие строчки: "Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие - как часовые"? Но о существовании связи между живыми и усопшими свидетельствует и многовековой опыт Церкви. В качестве примера приведу историю, рассказанную бесспорным авторитетом Русской православной церкви, нашим современником епископом Василием Родзянко. Когда владыка Василий еще не был монахом, а служил священником, у него умерла жена. Горе было велико, но батюшка продолжал жизнь пастора. А вот приходя домой, он чувствовал такую тоску, такую пустоту и одиночество, что однажды, сам себе не отдавая отчета, потянулся к бутылочке: стояли у них в шкафчике разные, для гостей. "Я подошел, взял что-то, не помню что, выпил рюмочку - и мне стало легче, - делился потом владыка Василий. - И тогда я подумал: "Ну, хоть это, если ничего другое не помогает..." И так одна рюмочка, другая, третья - и пошло по вечерам. И начал я в это втягиваться, чтобы не мучиться, чтоб позабыться".
Шло время, и вдруг звонок: на проводе была взволнованная подруга умершей жены священника. В то, что она рассказывала, было трудно поверить. Но и оснований для недоверия не было: женщина была искренна, хоть и в явном смятении. Выяснилось, что она видела жену священника и даже разговаривала с ней, понимая, что та давно уже в могиле. "Ваша жена принесла с собой корзинку, в которой была ракия (сливовая настойка, очень крепкая), она сама пила - и мне предложила. Я побоялась отказаться, попробовала, но эта ракия у вашей жены была невероятно горькой! Словами не передать, какой горькой!" "Вот видишь, я теперь вынуждена пить это", - сказала покойница и исчезла. А ее подруга так и не поняла, во сне ли это было, в полусне... Через многие годы, рассказывая эту историю, епископ Василий Родзянко говорил, что после произошедшего желание пить у него как рукой сняло.
Ирина, это не единственный случай, когда наши усопшие близкие уберегают и спасают нас. Но Церковь накопила множество свидетельств того, как наши молитвы помогают уже самим умершим, изменяя их посмертную участь.
"Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается, - читаем у святителя Феофана Затворника. - Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе любви, и живые, и умершие, - не разгораживаясь пополам умиранием".
"Мария, мне последнее время часто вспоминается друг моего деда, которого я и не видел-то никогда. Ничего я не знаю о нем, кроме того, что солдат Владимир спас моему деду жизнь, а вскоре сам погиб, не оставив ни жены, ни детей. Дело было в Первую империалистическую, я эту историю от бабушки ребенком слышал. Сейчас, когда я уже и сам давно дед, частенько думаю, что, если б не этот Владимир, ни меня, ни моих внуков не было бы. Ему бы спасибо сказать, но как?".
Анатолий Иванович Н.
Анатолий Иванович, помолиться за раба Божьего Владимира, а как иначе? В церкви усопших поминают каждую субботу - ведь впереди воскресенье, день, напоминающий нам о Воскресении Христа и о том, что отныне смерть побеждена (поэтому мы чаще и употребляем слово "усопшие", а не "умершие"). Среди этих суббот есть такие, когда во время богослужения мы особенным образом поминаем наших усопших близких - эти дни и называются "родительские". Их шесть, и к ним прибавляется отдельный праздник поминовения - Радоница, отмечаемый во второй вторник после Пасхи. Плюс 9 мая, ставший в Церкви днем памяти погибших воинов. То есть специальных дней поминовения у нас восемь. А вот среди шести родительских суббот две особенные, и называются они "Вселенскими". В эти дни во время богослужения мы молитвенно поминаем не только тех, память о ком еще жива в роде человеческом, не только наших предков, родных и любимых, но и всех "от века усопших православных христиан, как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви", то есть тех, "кто был похищен внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погиб от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также обо всех бедных и немощных". Анатолий Иванович, мне кажется, в самом факте существования таких дней общецерковной молитвы есть удивительная надежда и для нас всех. Память человеческая вещь ненадежная, а Церковь Христова стояла и стоять будет.
Дни поминовения усопших в 2016 году
5 марта - Вселенская родительская суббота (мясопустная).
26 марта - Родительская суббота
2-й недели Великого поста.
2 апреля - Родительская суббота 3-й недели Великого поста.
9 апреля - Родительская суббота 4-й недели Великого поста.
9 мая - День погибших воинов.
10 мая - Радоница.
18 июня - Троицкая родительская суббота (Вселенская).
5 ноября - Димитриевская родительская суббота.
Молитва за умершего (в переводе с церковнославянского на русский)
Помяни, Господи Боже наш, (по нашей) вере и надежде на жизнь вечную преставившегося раба Твоего (имя усопшего).
И, поскольку ты Благ и Человеколюбив, отпусти (ему) грехи, пренебреги самообманом (его), умали, освободи, оставь и прости ему все грехи его, сознательно и неосознанно совершенные, избавь его от наказания бесконечного и огненной кары и даруй ему причастность к вечным Твоим благам, которые приготовлены любящим Тебя и радость от них: пусть он и согрешил, но не отступил же (он) от Тебя (не предал); и, несомненно, веровал в Отца и Сына и Святого Духа - Бога, прославляемого (нами всеми) как Троицу; и до последнего вздоха своего (он) придерживался этого.
Поэтому будь милостив, и (этой) верой в Тебя замени дела его и помести его среди святых Своих: ведь нет же человека, который проживает жизнь без греха. Это лишь Ты Один таков - Безгрешен и правда Твоя - абсолютна, Ты - Единый и Единственный Бог - милостивый, щедрый и действительно любящий нас, людей. И (мы) - славу Тебе воссылаем (из сердец наших) - как Отцу и Сыну и Святому Духу - и сейчас, как и раньше, - и всегда, вовеки. Аминь
Мария Городова