Прощёное воскресение |
Масленица заканчивается особым днем, открывающим дверь Великого поста.
Церковь в этот день вспоминает изгнание из Рая прародителей – Адама и Еву – за непослушание и невоздержание, указывая этим на необходимость постного труда. А Евангельское чтение сыропустного воскресения повествует об обязательном прощении ближним их согрешений и образе поста ради Бога (Мф. 6, 14-21). Христианский обычай просить прощение в этот день за все вольные и невольные обиды и огорчения нашел широкий отклик в душе русского народа. Церковный чин прощения совершается в конце вечерни, когда священник испрашивает прощения у прихожан, а верующие – у него. Со словами прощения друг к другу обращаются родители и дети, муж и жена, близкие и дальние родственники, соседи, по благочестивой традиции делают земной поклон. Так начинается великопостный путь к обновлению жизни, радости воскресения со Христом. «Да воскреснет Бог».
И с понедельника начинается Великий пост.
Время любого поста – время самого великого напряжения для работы в этом направлении. Вообще, в любом церковном явлении основой является не отрицание чего-то. Суть поста не в отрицании тех типов пищи, от которых мы воздерживаемся, а в созидании души, которая должна быть похожа на Христа: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе» (Ф. 2, 5). И ставить задачи перед собой нужно совершенно другие, не про еду. Надо погрузиться в молитву, попытаться довести ее до самого дна души, добиться того, чтобы молитва захватила все твое существо, ум и сердце. По отношению к ближнему во время поста нужно поставить себе такую задачу: Я должен быть солнышком, радостью и счастьем для всех, кто меня окружает. Чтобы они сказали: «Человек постился, и как нам было хорошо! Он ни разу на нас не кричал, не раздражался, во всем уступал и шел навстречу». И тогда это действительно будет пост по отношению к ближним людям.
Если говорить о телесном воздержании, здесь стоит взглянуть в себя и понять, как для меня много значит еда, сколько я думаю о ней, сколько я времени на нее трачу. За время поста должен быть почти равнодушен к проблеме еды. Это и значит преодолеть страсть чревоугодия как первую ступень и двинуться к преодолению других страстей. Если мы Великим постом делаем себе всевозможные изыски кулинарные, то понятно, мы не преодолеем эту страсть. А цель поста – прежде всего, стать лучше. Пост – как упражнение, развивающее нашу волю, силу духа и способность в меньшей степени зависеть от того, что мы едим, от условий комфорта, от удобств земных.
Хочется закончить стихами:
В душе покой и умиление,
И отступает суета,
Когда приходишь на моление
Во дни Великого поста.
Недобрых дел, грехов короста
С души измученной спадет,
Когда таинственно и просто
Церковный клирос запоет.
И улетучится тревога,
А голос сердца учит нас
Всегда надеяться на Бога,
Душою слышать Божий глас.
Какое дивное волненье,
В душе смиренной чистота,
Когда приходишь на моление
Во дни великого поста.
(Слова неизвестного поэта)
Церковь в этот день вспоминает изгнание из Рая прародителей – Адама и Еву – за непослушание и невоздержание, указывая этим на необходимость постного труда. А Евангельское чтение сыропустного воскресения повествует об обязательном прощении ближним их согрешений и образе поста ради Бога (Мф. 6, 14-21). Христианский обычай просить прощение в этот день за все вольные и невольные обиды и огорчения нашел широкий отклик в душе русского народа. Церковный чин прощения совершается в конце вечерни, когда священник испрашивает прощения у прихожан, а верующие – у него. Со словами прощения друг к другу обращаются родители и дети, муж и жена, близкие и дальние родственники, соседи, по благочестивой традиции делают земной поклон. Так начинается великопостный путь к обновлению жизни, радости воскресения со Христом. «Да воскреснет Бог».
И с понедельника начинается Великий пост.
Время любого поста – время самого великого напряжения для работы в этом направлении. Вообще, в любом церковном явлении основой является не отрицание чего-то. Суть поста не в отрицании тех типов пищи, от которых мы воздерживаемся, а в созидании души, которая должна быть похожа на Христа: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе» (Ф. 2, 5). И ставить задачи перед собой нужно совершенно другие, не про еду. Надо погрузиться в молитву, попытаться довести ее до самого дна души, добиться того, чтобы молитва захватила все твое существо, ум и сердце. По отношению к ближнему во время поста нужно поставить себе такую задачу: Я должен быть солнышком, радостью и счастьем для всех, кто меня окружает. Чтобы они сказали: «Человек постился, и как нам было хорошо! Он ни разу на нас не кричал, не раздражался, во всем уступал и шел навстречу». И тогда это действительно будет пост по отношению к ближним людям.
Если говорить о телесном воздержании, здесь стоит взглянуть в себя и понять, как для меня много значит еда, сколько я думаю о ней, сколько я времени на нее трачу. За время поста должен быть почти равнодушен к проблеме еды. Это и значит преодолеть страсть чревоугодия как первую ступень и двинуться к преодолению других страстей. Если мы Великим постом делаем себе всевозможные изыски кулинарные, то понятно, мы не преодолеем эту страсть. А цель поста – прежде всего, стать лучше. Пост – как упражнение, развивающее нашу волю, силу духа и способность в меньшей степени зависеть от того, что мы едим, от условий комфорта, от удобств земных.
Хочется закончить стихами:
В душе покой и умиление,
И отступает суета,
Когда приходишь на моление
Во дни Великого поста.
Недобрых дел, грехов короста
С души измученной спадет,
Когда таинственно и просто
Церковный клирос запоет.
И улетучится тревога,
А голос сердца учит нас
Всегда надеяться на Бога,
Душою слышать Божий глас.
Какое дивное волненье,
В душе смиренной чистота,
Когда приходишь на моление
Во дни великого поста.
(Слова неизвестного поэта)
Настоятель прихода во имя Святителя Николая Чудотворца
протоиерей Виктор ПАВЛОВ
"Маслянинский льновод" № 11, 2016
протоиерей Виктор ПАВЛОВ
"Маслянинский льновод" № 11, 2016