Прошло уже четыре недели Великого поста. Время особое, покаянное, очень удобное и благоприятное для того, чтобы навести порядок в своей душе, очистить ее от сора греха: гордыни, гнева, лжи, тщеславия, злословия и других страстей, которые опустошают душу человека. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского начинает первую неделю Великого поста, настраивая душу на правильный, великопостный, покаянный лад.
Самая великая борьба-это борьба с самим собой. Побеждающий города не так славен, как обуздывающий гнев, воздерживающий свой язык или закрывающий доступ к лишней и вредной информации. По слову протоиерея Андрея Ткачева: «Чтобы пост не стал формальностью необходимо совершать его во имя Иисуса Христа, как борьбу с собой ради Царствия Божьего. Оно-Царство-силой берется, и употребляющий усилия восхищает его».
Для детей вопрос поста стоит особо остро. С одной стороны, родителям не хочется пропустить золотое время детства, когда привычка поститься входит в плоть их и кровь, «с молоком матери» и врастает в жизнь легко и естественно. С другой стороны, все понимают, что невозможно и даже вредно требовать от детей полноценного воздержания от скоромных продуктов до того, как они подрастут и окрепнут.
Митрополит Антоний Сурожский предостерегал родителей от потакания веяниям века сего. Он, например, считал, что дети любого возраста вполне могут поститься без мяса, но настаивал, что пост, надо проводить разумно, чтобы он не стал сплошной и бессмысленной мукой, а имел бы воспитательное качество.
Владыка предлагал дать возможность ребенку начать пост с какого-то нравственного подвига. «Надо ему предложить, дать ему возможность себя ограничить в том, где больше проявляется лакомство, жадность, а не в качестве той или иной пищи. Надо, чтобы он это делал, сколько может, в сознании, что этим он утверждает свою преданность Богу, побеждает в себе те или другие отрицательные наклонности, добивается власти над собой, самообладания, учится управлять собой».
Как сделать так, чтобы на Пасху ребенку открылась радость, которая бы отразилась в его душе глубоким следом, и знание Воскресения Христова стало бы его личным опытом веры в детстве, личным его опытом общения со Христом?
Протоиерей Алексей Уминский считает, что перед началом поста родители должны поговорить с детьми о том, что пост-дело сокровенное, дело тайное.
«Подумай, дорогой мой (или, дорогая моя), что ты готов принести в жертву Христу. Подумай и реши сам, пусть это будет твоей маленькой тайной, – что ты принесешь Христу? Что ты сделаешь для Него? От чего ты можешь отказаться? Как ты можешь себя исправить? С чем ты по-настоящему попробуешь справиться в свой жизни, чтобы понять, что ты действительно делаешь ради Бога?
Мне кажется, это самое важное – вложить в ребенка знание, что Пост – это движение, это путь ко Христу. И через это понимание жизнь ребенка может быть немножечко осмыслена. И тогда другие элементы поста – еда, стояние на молитвах, исповедь, Причащение, – будут восприниматься ребенком как свой собственный путь несения креста. Это очень-очень важно, чтобы пост осознавался как путь несения креста».
И еще один момент. Пост-это время, когда нужно отказаться от чрезмерных сладостей и удовольствий. А если посещение театра или музея приносит ребенку духовное развитие, является элементом воспитания, то вполне может присутствовать во время Великого поста.
Постимся Постом приятным!
Кравченко Наталья Павловна, директор Воскресной школы