В поселке Горном родители школьников выбирали модуль ОРКСЭ |
5 апреля 2017 года в здании Культурно-досугового центра рабочего посёлка Горный состоялось кустовое собрание для родителей третьеклассников, обучающихся в школах Тогучинского района. В ходе встречи обсуждался актуальный и волнующий многих вопрос добровольного выбора модуля по предмету ОРКСЭ на 2017-2018 учебный год. Напомним, что 1 сентября 2012 года он был включен в обязательную часть образовательной программы 4-х классов в объёме –34 часа в год.
В собрании приняли участие родители воспитанников образовательных учреждений: «Горновская начальная школа», «Горновская средняя школа», «Борцовская средняя школа», «Буготакская средняя школа», «Владимировская средняя школа», «Лекарственновская средняя школа», «Репьевская средняя школа». На встрече присутствовала методист отдела образования Тогучинского района Амалия Савмеловна Галстян.
По благословению епископа Искитимского и Черепановского Луки помочь с выбором модуля по предмету ОРКСЭ тогучинским родителям приехали настоятель прихода в честь Рождества Христова поселка Горный протоиерей Игорь Затолокин и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Искитимской епархии игумен Кирилл (Скакальский).
Открыла собрание директор Горновской начальной школы Ольга Геннадьевна Бачкова, познакомившая всех собравшихся с нормативными документами и содержанием модулей ОРКСЭ.
Подробней о предмете рассказала почетный работник образования и ответственная по организации воспитательной работы в Горновской школе Светлана Александровна Олюнина. Она отметила, что ОРКСЭ – это особый учебный курс и в доступной форме объяснила присутствующим, для чего в школьную программу вводится данный предмет.
Родителям рассказали о том, что нормативно-правовая основа курса закреплена во многих документах президента и правительства РФ, а целью предмета является сформировать у обучающегося мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Многих интересует вопрос − почему этот курс должен преподаваться именно в 4-м классе?
Как отмечают организаторы собрания, этот предмет необходим, прежде всего, для того, чтобы поддержать ребенка, что особенно важно в период его перехода с 1-й во 2-ю ступень образования (от одного учителя к разным преподавателям). 11-13 лет – такой возраст, когда происходит отказ от ценностей детства, и начинают довлеть ценности взрослой жизни. Все это происходит в условиях негативного влияния внешних факторов – улицы, Интернета, ТV. А если ребенок растет в неблагополучной семье, то проблема усугубляется вдвойне. Вот и собирает на себя маленький, духовно несформировавшийся человек весь негатив современного общества. Он не изолирован от всего этого и не может понять, каковы истинные ценности существования человека в жизни. Очень часто его никто не может направить на путь истины.
Таким образом, комплексный учебный предмет ОРКСЭ – это курс воспитательной направленности. Он состоит из шести модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики».
Выбор модуля обучения осуществляется родителями (законными представителями) учеников. Первые четыре дают возможность изучения религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания ребенка на основе религиозных ценностей и традиций. Пятый модуль подразумевает обзор всех религий. В рамках шестого модуля дети обучаются основам светской этики.
В ходе собрания с докладами выступили: учитель начальных классов Галина Ильинична Чубукова (о модуле "Светская этика"); педагог-библиотекарь Екатерина Павловна Гольнева (о модуле "Основы мировых религиозных культур "), а также руководитель отдела религиозного образования и катехизации Искитимской епархии игумен Кирилл (Скакальский) и Почетный работник образования, методист Ольга Николаевна Одегова.
Как отмечает Святейши Патриарх Кирилл: "Основы православной культуры — это основы нашего духовного бытия, это основы нашего национального самосознания. Речь идет о фундаментальных понятиях. К сожалению, большая часть информационного пространства сегодня не имеет никакого отношения к тому, что является основополагающим и существенным для формирования человеческой личности, а значит, и для благополучия общества и благополучия страны".
Совместными усилиями Церкви, государства и общества наши традиционные духовно-нравственные ценности передаются из поколения в поколение, в том числе благодаря трудам школьных педагогов. В очередной раз Русская Православная Церковь в лице священнослужителей Искитмиской епархии продемонстрировала готовность помочь российской школе в решении накопившихся проблем, связанных с воспитанием школьников, что, как пишет протоиерей Борис Пивоваров в своей статье "Для чего российской школе "Основы православной культуры?", в значительной степени зависит от мировоззрения учителей, их духовно-нравственного уровня и патриотического настроения. "Чем младше ребенок, тем большая ответственность лежит на педагоге. Курс духовно-нравственного образования необходим в первую очередь самому педагогу, чтобы взглянуть на некоторые вещи преображенным взглядом и задуматься о правильности своих суждений и поступков", – уверен автор.
текст Иван Шаравин
фото протоиерей Игор Затолокин, Галина Чубукова