Доклад на Детско-юношеской конференции "Новомученики Российские"
Виктория БЕЗРУК, ученица 7 класса Завьяловской средней школы, Искитимского района.
В нашем старинном красивом селе Завьялово расположен православный детский лагерь во имя преподобного Серафима Саровского. Каждый, кто приезжает в лагерь, обращает внимание на надгробную плиту, которая стоит возле поклонного креста. На ней можно прочитать такую надпись:
«Идущий в храм Господа моего! Помолись о мне рабе Божием Аполосе, лежащем под сей плитой, помня, что и ты некогда будешь Здесь. Священник Аполос Павлов Киселев Род. 1853 г. октября 22. Умер 17 окт. 1888 г.»
Откуда взялась в лагере эта плита, я узнала от Михаила Михайловича Котлярова – местного жителя.
Однажды, лет 15 тому назад, к нему обратился человек, купивший дом в селе Тула. Перед входом в дом новый хозяин обнаружил странную чугунную плиту, о которую прежние владельцы вытирали ноги. Расчистив её, он увидел надпись и решил посоветоваться, как распорядиться такой необычной находкой. Предложили передать её в Завьяловский православный детский лагерь. И во время миссионерской поездки лагеря в Тулу эту плиту передали юным завьяловским миссионерам. Она была установлена в самом центре лагерной территории, чтобы каждому проходящему мимо напоминать о самом главном в его жизни - Жизни Вечной. Эта плита стала одним из духовных сокровищ лагеря.
Больше всего в этой истории меня поразило то, что об это духовное сокровище люди вытирали ноги. Поразило их пренебрежительное отношение к прошлому, к святыням, к нашим предкам.
И получилось так, что через некоторое время мы вернулись к истории этой плиты.
Нам захотелось побольше узнать о священнике Аполосе Киселеве, о Тулинской церкви, в которой он, по-видимому, служил в 19 веке. К сожалению, прошло много времени, и нынешние престарелые местные жители не вспомнили даже и названия храма в их родном селе. Они были ещё совсем маленькие, когда храм был закрыт.
В наших поисках нам очень помог благочинный Южного округа Искитимской епархии священник Игорь Затолокин. Он дал нам столько интересных материалов, архивных документов, что история нашего края, нашей деревни, нашего храма, нашей школы открылась с новой, неизвестной для нас стороны. Повезло и в том, что житель нашего села М.М.Котляров очень хорошо знает и очень любит все эти родные для него места. Здесь он родился, вырос, знает каждую тропинку, просёлочную дорогу, историю края, жизнь односельчан.
Весной 2012 года группа детей Воскресной школы при Покровском мужском монастыре почти каждое воскресенье выезжала в места затопленных полвека назад сёл: Тула, Атаманово, Бороздино.
В эту весну Обское водохранилище отступило от берега особенно далеко и обширно открыло своё дно. Когда-то здесь жили и трудились люди, стояли дома, хозяйственные постройки, здесь были храмы, кладбища, школы.
В старой Туле мы бродили по песчаному дну моря, находили остатки жилищ, кованые гвозди, керосиновые лампы, детали и части сельскохозяйственных орудий, старинную деревенскую утварь, колеса от телег, разбитые чернильницы, портновские ножницы, коньки, обломки керамической посуды, мелкие монеты 19-20 вв.
Обское море открывало нам свои тайны и сокровища, показывало, как жили наши предки, какой у них был быт, орудия труда.
Вдруг мы увидели оголившиеся захоронения усопших в выдолбленных колодах с большими кусками бересты по бокам.
Это было старинное кладбище. Значит, где-то недалеко должен был стоять и храм. Ведь раньше вся жизнь человека от рождения до смерти была связана с храмом. Здесь крестили, венчали, причащали, соборовали, отпевали. Кладбища располагались недалеко от церкви [1].
И вот мы подошли к месту, где, по предположению Михаила Михайловича, раньше стоял храм. Груда камней, кое-где видны остатки фундамента, размытого морем, лежит железная решетка. Может, от входной двери? Увидели кусочки синего стекла. Может, от лампадки?
Михаил Михайлович рассказал нам, что дальше к морю было найдено еще одно захоронение. Там в 70-х годах прошлого века так же весной обнажилась могила, выложенная кирпичом, в которой на хорошо сохранившемся теле лежали крест и Евангелие. Как известно, православных священников хоронят с Евангелием и крестом. Так что, по всей очевидности, это были нетленные останки почившего священника. Считается, что сохранность тела – одно из свидетельств святости. Как жил на земле этот человек, нам неизвестно, и, наверное, это уже трудно установить. Но хочется верить, что жил в этом селе святой угодник Божий.
Мы подумали, что, может быть, именно в этом месте был похоронен священник Аполос Киселев, надгробная плита с могилы которого сейчас хранится в завьяловском православном лагере. Ведь он умер в возрасте 35 лет, а в могиле, по рассказам очевидцев, у человека были длинные черные волосы без седины.
Много тайн сокрыто на дне Обского моря. И нам очень захотелось хоть некоторые из них раскрыть. После экспедиций стали тщательно изучать материалы и документы, которые нам дал о. Игорь Затолокин. Мы хотели побольше узнать о Свято-Троицкой церкви в с. Тулинском, о священниках, там служивших.
Церковь в селе Тулинском была построена в 1866 г. и освящена в честь Святой Троицы. Была она деревянная, однопрестольная. В состав прихода входили: с. Тулинское, деревни: Бороздина, - 7 верст от Тулинского, Гуселетова - 10 верст, Бурмистрова - 12 верст, Стольникова - 9 верст, Улыбино - 15 верст. В 1914 году было 6440 прихожан. В приходе было 3 школы, одна - церковно–приходская, две - гражданского ведомства. Земли: 100 десятин пахотной и сенокосной и 7 десятин лесного надела.
В разное время в храме служили: священник Алексий Феодорович Сосунов с 1894 г., диакон Константин Михайлович Верещагин с 1913г., псаломщик Алексий Степанович Добронравов с 1909 г. [2].
В 1919-1920 гг. здесь несколько месяцев жил и служил священник Василий Васильевич Топорков.
Последним священником, служившим в этом храме, был Иннокентий Васильевич Архангельский, в 1937 году расстрелянный по приговору тройки УНКВД Запсибкрая.
Основные сведения о жизни о. Иннокентия Архангельского мы узнали из анкеты на служителя религиозного культа, составленной 17 июля 1930 года и анкеты арестованного, составленной 5 августа 1937 года:
Архангельский Иннокентий Васильевич родился 2 марта 1981 года в Томской губ., Кайнского уезда, с. Ушковское в семье священника. Он закончил уездное училище. С 1914 года был священником с. Колмаковского, Каинского уезда, Томской губернии; в 1922 году - с. Суздальского, Каргатского уезда; в 1923 году – с. Решетовского, Каргатского уезда; с 1924 года – с. Тулинского, Бердского района, Новосибирского округа.
А вот данные о его семье в 1937 году: жена Архангельская Миропия Александровна - не работает, сын Архангельский Геннадий Иннокентьевич - неизвестно где пребывает, дочь Архангельская Августина Иннокентьевна - 16 лет, дочь Клавдия Иннокентьевна - 25 лет, дочь Чернавина Ольга Иннокентьевна - г. Н-сибирск.
И ещё деталь биографии в анкете: «в службе в белых и др. к-р армиях, участие в бандах и восстаниях против советской власти (когда и в качестве кого) - не участвовал»[3].
В храме Святой Троицы с. Тулинского о. Иннокентий прослужил 13 лет – с 1924 по 1937 год. Это были трагические годы для православной церкви и верующих людей. Особенно деревенских. Исчезло слово «крестьяне», которое произошло от слова «христиане». Из крестьян люди превратились в колхозников, трудящихся, строителей коммунизма. И многие, чтобы сохранить себя и свою семью, вынуждены были скрывать свою веру, тайно венчаться и крестить своих детей, тайно молиться, тайно ходить в церковь, прятать иконы и священные книги.
Но были и такие христиане, которые открыто исповедовали свою веру, выступали против безбожного строя, против закрытия церквей. Такие были и в Тулинской церкви.
Вот сведения из книги Е.Ф Фурсовой «Календарные обряды»:
«Сохранились письма-обращения 1930, 1931 и 1934 гг. к начальнику Бердского районного административного отдела от церковно-приходского Совета Свято-Троицкой церкви с. Тулинского Бердского района Западно-Сибирского края с просьбами «в церковный праздник Богоявления после литургии в 12 часов совершить крестный ход из местного приходского храма на р. Обь для совершения молебна освещения воды» (ГАНО, ф.1418 –здесь и далее-,д. 1г, л. 39, 47, 55).
Предполагалось, что число участников обряда будет около 100-150 человек. На письме стоит резолюция, видимо, начальника административного отдела «Выписать разрешение», к которой прилагалась написанная на клочке бумаге записка следующего содержания: «Тулинской религиозной общине разрешено на водосвятие, так что вы должны проследить во всех политических отношениях» (д. 1г, л. 46)».
«…крестьянин с. Тулинского Чернавин Иван Степанович обратился в Бердский районный исполнительный комитет «совершить 10 Мая 1932 г. Тулинскому религиозному обществу крестный ход с иконами из местного храма на местное кладбище для панихиды». Если в предыдущие годы И.С. Чернавин исполнял обязанности «ответственного устроителя» крестных ходов, то в ответ на это обращение райисполком прислал отказ, мотивируя его тем, что этот активист «лишен избирательных прав» (д. 1г, л. 37).
Из этого можно сделать вывод, что от подобной активности христиан местные власти старались избавиться, что, по всей видимости, им вполне удавалось. С целью как можно скорее изменить традиционную праздничную обрядность и вытравить из памяти людей церковные обычаи были запрещены так горячо любимые народом колокольные звоны.
Сохранился документ, в котором верующие с. Тулинского высказывали протест Черепановскому райисполкому Западно-Сибирского края против лишения их права «производить церковный звон в колокола в дни религиозных праздников и перед Богослужением согласно указаниям церковного устава» (д. 1г, л. 53-54). Крестьяне в лице председателя церковного совета Поклоновой, старосты Гордоненко, председателя ревизионной комиссии Альхимович и членов общины жаловались на председателя сельсовета Хабарова, по распоряжению которого 4 марта 1934 г. был остановлен колокольный звон. По-видимому, формальным поводом для отказа тулинским верующим со стороны райисполкома послужила неуплата пошлины, так как в размашисто написанной резолюции значится: «В дело. Без рассмотрения, так как не оплачена пошлина 10 рублей» (д. 1г, л. 53).
«В 1930 году список членов Тулинского православного религиозного общества Свято-Троицкой церкви включал 366 чел.» (д.1г, л.13 об.). В списке люди разных возрастов и много «фамильных гнёзд» – Вихаревы, Гуляевы, Гусилетовы, Ершовы, Зеленцовы, Новиковы, Поклоновы, Хабаровы, Царевы, Чернавины и пр.
Заметим, что от людей требовалось определенное мужество, чтобы записаться в «черный» список членов общин в то время, когда государственные органы новой власти активно освобождались от всех тех, кто, по их мнению, мешал продвижению к коммунистическому обществу и когда в одночасье часть населения была «лишена голоса». Священники, псаломщики, монахи, миряне подвергались репрессиям, которые формулировались в документах как «лишение избирательных прав», «конфискация имущества и высылка» и т. д.[4.].
А часто таких людей просто расстреливали. В селе Тулинском такая участь постигла не только настоятеля Свято-Троицкой церкви Иннокентия Архангельского, но и нескольких мирян: церковного старосту Маслова Фёдора Дмитриевича, члена церковного совета Ноздрина Матвея Николаевича, члена церковной ревизионной комиссии Поклонову Христинью Степановну.
Поводом для такой жестокой расправы послужила попытка верующих людей сёл Завьялово и Тулы возобновить богослужения в Завьяловском Покровском храме.
Здесь обязательно нужно упомянуть о значительном событии, происшедшем в истории советской страны в 1936 году.
5 декабря 1936 г. была принята новая Сталинская конституция, декларирующая свободу совести всем гражданам страны. Текст этого документа о. Иннокентий зачитывал своим прихожанам в храме. Как будто очень радостное событие – можно не боясь и не прячась молиться Богу в храме и дома! Можно открывать ранее закрытые советской властью церкви!
И в 1937 г. жители сёл Завьялово и Тулы обратились с просьбой об открытии Завьяловского Покровского храма в Искитимский райисполком. Под заявлением стояло 145 подписей. Ждали положительного ответа. Но ответ был другой – Искитимским районным отделением НКВД сразу же было возбуждено Дело №51069 по статье 58-6-10-11 УК РСФСР, и 16 человек из 145 по этому Делу были приговорены к расстрелу.
Оказывается, верующие люди не так поняли Сталинскую конституцию, «истолковали в антисоветском и контрреволюционном духе и дескридитировали её». И за это их расстреляли. Страшный 1937 год. Одни в стране пели «…я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», другие задыхались, изнывали от непосильного труда и умирали в лагерях и в ссылках, а третьих расстреливали только потому, что они неугодны были советской власти. Расстреливали сотнями тысяч. А через 20-30 лет сказали о них: эти люди не были ни в чём виноваты!
1937 год не обошёл стороной и тулинскую землю. И о тех жителях Тулы, кто невинно пострадал, но стоял за веру до конца, хочется рассказать более подробно.
Вот сведения о них из материалов следственного дела:
«МАСЛОВ Федор Дмитриевич 1872 г. рождения, уроженец с. Ладыгина, Лукьяновского уезда, Ниже-Городской губернии, русский, до ареста проживал с. Тула, Искитимского р-на ЗСК, из крестьян, единоличник».
«НОЗДРИН Матвей Николаевич 1886 г. рождения, уроженец Грайворонского уезда, Курской губернии, до ареста проживал с. Тула, Искитимского р-на ЗСК, русский, работал сторожем Тулинской М.Т.С., из крестьян, зажиточный, одинокий, малограмотный, б/п., в 1931 г. арестовывался ОГПУ за покушение на убийство секретаря парт. ячейки в с. Тула, в армиях не служил».
«ПОКЛОНОВА Хрестинья Степановна 1889 г. рождения, уроженка и житель с. Тула, Искитимского р-на ЗСК, русская, из крестьян, одинокая, образование 3 класса с/школы, в прошлом манашка».
Среди документов, приложенных к делу, обратило на себя внимание «Удостоверение», выданное Христине Степановне в Свято-Троицкой церкви:
Удостоверение
1936 года Марта 30 дня дано сие Церковным Советом Свято-Троицкой церкви села Тулинского, Искитимского района Зап.Сиб.Края (Московской Патриархии) члену Ревизионной Комиссии Тулинского Православного Религиозного Общества с. Тулинского гражданке Христине Степановне Поклоновой в том, что она состоит членом означенного Религиозного Общества и с 1924 года по сие время неотлучно была благотворительницей и украсительницей храма Божия. Во время общественных церковных богослужений постоянно принимала участие в церковном чтении и пении. С 11 сентября 1932 года состоит членом Ревизионной Комиссии Религиозного общества. В этой службе вела себя честно, трезво и в служебных отношениях по занимаемому ею званию была полезна и во всем всегда исправна».
Председатель Ревизионной Комиссии Г. Альхимович
Благочинный священник Иннокентий Архангельский
В чём же обвинялись Советской властью эти простые верующие люди, пожелавшие открыть храм и возобновить богослужения в нём?
«ПОКЛОНОВА Христинья Степановна она как манашка является активной сторонницей контр-революционной группы церковников в с. Тула. В к-р группу она завербована попом Архангельским, среди населения проводила к-р агитацию, направленную на дискредитацию Советской власти, втягивая в общину верующих и на истолкование Сталинской конституции в контрреволюционном духе».
«НОЗДРИН Матвей Николаевич, будучи завербованным в к-р группу церковников в с. Тула церковным старостой МАСЛОВЫМ и являясь активным участником этой к-р группы церковников, НОЗДРИН пролез в колхоз «Красная обь» Тулинского с/совета, где по указанию церковного старосты МАСЛОВА и попа АРХАНГЕЛЬСКОГО среди колхозников вел к-р агитацию направленную на развал колхоза и развал трудовой дисциплины среди колхозников. Сам по сговору с МАСЛОВЫМ сбежал из колхоза и оговаривал других колхозников на выход из колхоза».
«МАСЛОВ Ф.Д., являясь активным участником к-р. кулацкой группы церковников в с. Тула, где по заданию руководителя к-р. группы АРХАНГЕЛЬСКОГО вел активную разложенчески-подрывную работу в колхозе «Красная Обь», осуществлял связь между к-р. группами с. Тула и Искитим, вел активную антисоветскую агитацию против всех мероприятий проводимых на селе, лично сам завербовал в к-р. группу НОЗДРИНА»
А священнику Иннокентию Архангельскому были предьявлены следующие обвинения:
«АРХАНГЕЛЬСКИЙ Инокентий Васильевич 1881 г. рождения, б/п, священник Тулинской церкви достаточно изобличается в том, что он, работая священником Тулинской церкви, одновременно стоял во главе к-р группы церковников сел Тула и Завьялово. Тулинской к-р группой руководил лично сам, в состав которой входили МАСЛОВ, НОЗДРИН и др., а Завьяловской к-р группой руководил через псаломщика кулака ГУРЬЕВА Г.Г. Как той, так и другой к-р группам АРХАНГЕЛЬСКИЙ давал установки проводить к-р агитацию по вербовке в общину верующих, при этом как одной из целей и методов к-р агитации было взято запугивание малосознательного населения скорым свержением сов. власти и расправой над всеми, кто не запишется в общину верующих и ряд других к-р клеветнических измышлений. Кроме этого, занимался дискредитацией Сталинской конституции и вели подготовку к срыву выборов в советы, подготовку своих депутатов в советы для к-р целей. Установки о к-р деятельности АРХАНГЕЛЬСКИЙ через личную связь получал от Искитимского попа ЮХТО И.И».
На допросах священник Иннокентий Архангельский вел себя очень мужественно, не отрицая того, что он действительно стремился к открытию церквей, к восстановлению богослужений, свободе вероисповедания. Вот отрывок из допроса:
«ВОПРОС: Скажите, когда вы в апреле месяце 1936 г. встречались с Искитимским попом Юхто, какие обсуждали вопросы о касательности группы церковников Искитимского р-на.
ОТВЕТ: Да, действительно, в апреле месяце 1936 года я находился в пос. Искитим в квартире Искитимского попа Юхто Иосифа Ивановича, и в этот момент мы с ним договорились об организации группы церковников в Искитимском районе, а именно: своей задачей поставили усилить работу среди актива церковных советов действующих церквей с таким расчетом, чтобы усилить религиозное влияние среди населения, втягивая его в общины верующих, и нащупать актив тех населенных пунктов, где имеются церкви, но они уже закрыты несколько лет тому назад, с тем расчетом, чтобы там организовать к-р группы для ведения к-р агитации за втягивание в общины верующих и открытие закрытых церквей. Для этой цели увязался с бывшим псаломщиком Завьяловской церкви Гурьевым Г.Г. и дал ему указание проводить работу в с. Завьялово, об организации группы, которая повела там работу за открытие закрытой там церкви. Это задание псаломщик Гурьев выполнил, нащупал актив верующих и через него проводил к-р работу».
Советская власть всячески пыталась показать, что закрытие церквей, уничтожение священников, монахов, активных верующих христиан совершалось по воле и инициативе самого народа. Но показательно то, что под такими «народными» заявлениями, просьбами, часто стояло гораздо меньше подписей, чем под заявлениями об открытии церквей. И по стилю видно, что они «спущены «сверху», заранее тщательно подготовлены и написаны. Видно это и по следующей «резолюции»:
РЕЗОЛЮЦИЯ
Пленума Тулинского с/совета совместно с колхозниками и Советским активом 30 июля 1937 года. Мы, члены пленума Тулинского с/совета и сельский актив, заслушав сообщение тов. Щербакова о раскрытии органами НКВД контрреволюционной поповской банды в с. Тула. Эта подлая шайка врагов проводила свою гнусную контрреволюционную работу по разложению колхозов и ликвидации их. Они всемерно старались расшатывать дисциплину в колхозах и распространяли поповский религиозный дурман среди колхозников и колхозниц. Поповские кулацкие изверги рассылали своих пропагандистов с целью антисоветской пропаганды /Гурьев колхоз «Голос революции» и др./. Злейшие враги народа поп Архангельский, староста церковного совета Маслов, член церковного совета Ноздрин являются главарями контрреволюционной шайки, вредители диверсанты. Мы, все присутствующие на пленуме с/с, единодушно просим органы Советского правосудия судить этих кулацких изуитов вредителей диверсантов по всем строгостям Советского закона. Мы просим пролетарский суд применить высшую меру наказания – расстрел. Мы, все присутствующие, просим райисполком поставить вопрос перед вышестоящими Советскими организациями о закрытии церкви с. Тула как очага штаба классовых врагов. Одновременно мы не на словах, а на деле усилим классовую бдительность, будем беспощадно вырвать вражеские норы злейших шакалов и уничтожать их. Повышением классовой сознательности в отдельности каждого колхозника и колхозницы. Развернем по-большевистки стахановское движение. Употребив все силы, все знания на то, чтобы справится по-боевому с предстоящими политическо-хозяйственными задачами, уборочной кампанией. Нет и не будет пощады врагам народа, покушающимся на священный соц. строй нашей родины. Уничтожим как гадов человеческого общества кулацких извергов кровавого фашизма.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Гуненко Секретарь – Костоусов
Очень страшно держать в руках такую «резолюцию». Сколько в ней ненависти, злобы, осуждения! А ещё страшнее эти документы:
Священник Иннокентий Архангельский был расстрелян 2 сентября 1937 года в 2 часа ночи [5].
Где расстреляны и похоронены о. Иннокентий, Федор Дмитриевич Маслов, Матвей Николаевич Ноздрин, Христинья Степановна Поклонова, мы не смогли узнать. А дочь Иннокентия Архангельского узнала точную дату смерти своего отца только через полвека, в 1989 году.
Но тайное всегда становится явным.
Отец Иннокентий был реабилитирован в 1959 году. Реабилитирован – значит полностью оправдан. Значит, всё, что он делал, было правдой. Он был очень хорошим батюшкой. У него было много духовных чад, и самые преданные Богу пострадали вместе с ним. Тулинская Свято-Троицкая церковь была закрыта в 1937 году только после расстрела о. Иннокентия и самых активных прихожан. Они стояли до конца, они защищали веру, церковную жизнь.
Пока нам не удалось достоверно установить имя священника, нетленные останки которого покоились возле храма. Но мы узнали имена подвижников благочестия в последние годы существования храма, жизнь которых очень напоминает жития недавно канонизированных новомучеников и исповедников.
Когда для тебя открываются такие страницы истории твоего родного края, трудно жить беспечно, ни о чём не задумываясь. В чём смысл человеческой жизни? Как надо жить, к чему стремиться? Что такое история? Почему люди убивают друг друга? Почему быстро забывают своё прошлое? Мне кажется, если бы люди искали ответы на эти вопросы, стремились жить по Заповедям Божьим, жизнь была бы совсем другой. И другой была бы история.
Когда мы бегали весной по дну отошедшего от берегов Обского моря у устья реки Атаманихи, было странно представлять, что мы, может быть, бежим в прошлое, бежим по улицам ушедшей под воду деревни Атаманово, или, может быть, стоим у дверей Никольской церкви, которая была здесь построена сто лет назад и как многие другие церкви разрушена в 30–е годы 20 века.
Потом мы поднялись на берег и зашли в Часовню в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
Эта Часовня построена несколько лет назад на окраине с. Быстровка на средства одной молодой быстровской семьи, предки которой жили в деревне Атаманово и были прихожанами Никольского храма. Эта Часовня высится на берегу моря как памятник затопленной деревне и людям, жившим в ней, как памятник разрушенному Никольскому храму, расстрелянным за веру священникам и мирянам. Как символ того, что Святое невозможно разрушить и уничтожить - оно восстанет из морского дна, из руин и пепла новыми храмами, новыми священниками, новыми людьми, которые всегда будут верить, надеяться, любить, будут защищать и беречь свои святыни.
1. Авдеев А. Древнерусские надгробия, Журнал Московской Патриархии, 2012, №8, с. 86.
2. Справочная книга по Томской епархии за 1914 г.
3. Архив УФСБ по НСО, Д. 8899 (приложение).
4. Фурсова Е.Ф. Календарные обряды. Глава 9. Состояние народной праздничной культуры в 1920-1950-е годы.
5. Архив УФСБ по НСО, Д. 8899. С. 22-50,253-263.