Пасхальное послание Епископа Искитимского и Черепановского Луки |
«Очистим чувствия, и узрим
Неприступным светом воскресения,
Христа блистающася, и
Радуйтеся, рекуща ясно да
Услышим, победную поюще»
(Тропарь канона Святой Пасхи)
Возлюбленные о Господе боголюбивые пастыри и диаконы, иноки и инокини, братья и сестры!
От переполняющих сердце чувств приветствую вас пасхальным, вечно живым восклицанием:
Христос Воскресе!
В сегодняшний день всё наполнилось Божественным светом: «небо и земля и преисподняя», и празднует вся тварь восстание Христово. Сегодня день веселия вечного, ликуют люди и вся вселенная, «небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый» (канон Пасхи). Отныне смерть побеждена, Господь вырвал жало смерти, вывел всех людей из ада, и теперь, по слову святителя Иоанна Златоуста: «Никто не страшись смерти, ибо от неё свободила всех нас смерть нашего Спасителя». Подобно восклицает о Воскресении Христове и другой святитель – Андрей Критский: «Христос воскресе днесь, - людие, радуйтеся и торжествуйте светло! Прииде Свет, прииде Христос, прииде Благодать, прииде Истина! Прииде всяческим Жизнь и Воскресение!»
Господь упразднил пропасть между Богом и человеками, которая образовалась после грехопадения Адамова. Сами люди своими силами уже не могли преодолеть это препятствие и только смиренно в покаянии ожидали пришествия в мир Спасителя, Который Своим Воплощением, смертью и Воскресением сотрёт главу змиеву. Не ходатай, ни ангел, но Сам Господь Божественною силою Своею сокрушил вереи вечные, и, «соделавшись выкупом нашей смерти, Своим Воскресением разрешил узы смерти и Своим Вознесением проложил путь на Небо для всякой плоти» (Святитель Григорий Нисский (22, 18)). Ради погибшего человечества, этой заблудшей овцы, «щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлёк её из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе», – говорит преподобный Ефрем Сирин (28, 143).
Такова безграничная жертвенная милость Бога к нам. Но уповая на милосердие Господне, мы должны понимать, каким путём нам идти, чтобы быть причастниками искупительных плодов Жертвы Господней. По словам святого апостола Петра, Господь и Спаситель «грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавились от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2, 24). Поэтому наш путь к Богу, к усвоению плодов Искупления проходит через очищение наших чувств,поэтому и взываем мы к Спасителю: «Ад пленивый, и человека воскресивый, воскресением Твоим Христе, сподоби ны чистым сердцем, Тебе пети и славити» (Стихира на Хвалитех Пасхи). А преподобный авва Исаия прямо нам раскрывает значение и смысл Искупления: «Христово Воскресение сделалось жизнью и исцелением от страстей для верующих в Него, чтобы они жили в Боге и приносили плоды правды» (преподобный Авва Исаия (34, 142)). В Воскресении Христовом все стороны человеческой природы преображаются, исцеляются и возводятся к своему богоподобному достоинству, во Христе мы стали «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1, 4) и имеем «жизнь … с избытком» (Ин. 10, 10).
Знаем из Святого Евангелия, что Христос есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), и если пребудем в слове Его, то истинно будем Его ученики, и познаем истину, и истина сделает нас свободными от греха (ср. Ин. 8, 31-32). Будем же выполнять завет апостольский: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу» (Кол. 3. 12-13).
Вот это и есть путь настоящего успешного человека, а не того призрачного «успеха», которого сейчас стремятся достигнуть люди мира сего, эгоистически все свои силы направляя только на собственное материальное благополучие и зачастую за счет других людей. И не замечая этого, становятся рабами вещей и греха. Но этот временный мир закончится, увянет, прейдёт как трава, и останется только то, что человек стяжал в своём сердце – или страсти, или добродетели. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21), – предупреждает нас Спаситель в Евангелии, чтобы мы выбирали вечное, а не временное, жизнь, а не смерть. Настоящие успешные люди – это святые угодники Божии, которые здесь, ещё живя на земле, стяжали благодать Святого Духа, и это сокровище уже никто не сможет у них отнять.
Такими людьми являются и наши Святые Царственные Страстотерпцы – Святой мученик император Николай со своим Святым Семейством, столетие мученического подвига которых мы будем отмечать в этом году. Сейчас они соцарствуют Царю Небесному в Его чертогах и молятся за нашу Россию, чтобы она воскресла в новом своём величии, как истинная православная держава – оплот Истины и Правды в этом мире. Если мы будем следовать примеру их жертвенного служения Богу и своему Отечеству, то никакая сила не сможет пошатнуть наше государство, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Тогда вместе с ними и сонмом Святых Новомученников и Исповедников Церкви Русской мы «просветимся торжеством и друг друга обымем: «Рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением» (Стихира Пасхи).
Ещё раз, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с Воскресением Христовым! И, зная, «что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас, и поставит перед Собою» (2 Кор. 4, 14), воспоим благодарственную песнь Спасителю: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к Небеси Христос Бог нас приведе, победную поющия» (Стихира Пасхи).
Воистину Воскресе Христос!
Епископ Искитимский и Черепановский Лука.
Пасха Христова,
8 апреля 2018 год,
г. Искитим.