Сергей Козлов, 9 класс МБОУ СОШ №2 города Искитима
I. Актуальность исследования.
В связи с объявлением 2012 года годом Российской истории особую значимость приобретает исследование роли Православия и русской Православной церкви в победу русского оружия в наиболее сложные и драматичные периоды российской истории.
Целью нашего исследования - изучение духовно-нравственного подвига православного русского воинства, совершенного в разные исторические периоды, когда решалась судьба существования самой русской государственности, народа, его культуры и веры, как основной духовной составляющей жизни человека.
Задачи исследования - представить в хронологической последовательности деяния Русской православной церкви по единению духовно-нравственных сил русского народа в противодействии силам, пытающимся изменить сам ход нашей истории, стереть название самой большой и непокорной страны с политических карт, уничтожить величайшую в мире культуру и её носителя - Великий русский народ.
Методы исследования. Ограниченные сроки и прогнозируемый вследствие этого объем исследования позволили применить следующие методы:
- анализ нормативно-правовых документов по теме исследования;
- использование цифровых образовательных ресурсов сети Интернет;
- анализ и систематизация материала;
- представление материала по теме конференции «Новомученники Российские» в форме электронной презентации, текстового сопровождения и сообщения по теме исследования.
II. Роль православного русского духовенства в победе русского оружия на Куликовом поле.
История Древней Руси 14 века - это история тяжкой и кровавой борьбы за осознание себя целостным самостоятельным государством.
День 8 сентября 1380 года станет началом освобождения Руси от монгольского ига. Великий русский историк Василий Осипович Ключевский так оценивает значение битвы: «Политические результаты победы на Куликовом поле трудно переоценить. Успех русского оружия разрушил прежнее убеждение в непобедимости Золотой Орды, увеличил число сторонников объединительного процесса и сообщил московскому князю значение национального вождя Северной Руси».
Исторические документы донесли до нас описание событий, предшествующих битве. Накануне сражения, 18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов - братьев Пересвета и Ослябю. Призвание монахов-ратников имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя". Напутствуя воинов-иноков, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами как добрые воины за веру Христову и за все православное христианство. Перед началом битвы состоялся суд (поединок) инока Пересвета с опытнейшим монгольским воином Челубем, посвященным в высший бон секты воинов - ”бон(г)-пон". По сказанию, он был непобедим: он выдержал 300 боев, и во всех враг был повержен! Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовною, Божией силою.
После одерженной победы князь Дмитрий вещал Сергию Радонежскому: «Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересветъ, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!» С тех пор инок Пересвет причислен к лику святых, и служат по нему и всем убиенным на поле Куликовом поминальную Великую Панихиду из года в год, покуда стоит Россия!
(Святые воины Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (Радонежские). (ikonodel.ru/ikonograf/ikonografia/peresvet_i_oslyabya.htm)
III. Подвиг народа и православного русского духовенства в Отечественной войне 1812 года.
В десятой главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» есть строки:
«Гроза двенадцатого года настала,
кто нам тут помог – остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?».
Частичным ответом на вопрос писателя о роли православной веры и её служителей может стать анализ документальных сведений об участии русского духовенства в Отечественной войне 1812 года.
В ответ на царский манифест во всех новообразованных полках русской регулярной армии и полках народного ополчения начинают служение полковые священники. Согласно данным архива Синода, в 1812 г. в ведомстве армейского духовенства состояло 240 человек, около 200 из них участвовали в Отечественной войне. 14 полковых священников получили во время войны ранения и контузии. Священник Черниговского драгунского полка Забуженков погиб в Бородинском сражении.
Священник 19-го Егерского полка - Василий Васильковский - участник Витебского и Малоярославецкого сражений. Он стал первым георгиевским кавалером, получив в награду орден Святого Георгия 4-го класса. Умер во Франции в 1813 году, во время заграничного похода.
В жертву на алтарь Отечества приносились и материальные ценности Русской православной церкви. В архиве Священного Синода хранятся рапорты архиереев 32 епархий о пожертвованиях на нужды народного ополчения, согласно которым было собрано 2405076 руб. 60 коп. ассигнациями, 20761 руб. 89 коп. серебром.
Что касается русского солдата, то он, с Божьей помощью и ведомый мудрыми военноначальниками, не только освободил Россию от неприятеля, но в который раз стал освободителем Европы, снискав этим уважение и память потомков!
(Ю.А. Кобяков «Русская Православная Церковь в войне 1812 года». topwar.ru)
(Вячеслав Котков «Военное Духовенство России».
http://krotov.info/history/18/bednov/kotkov_)
IV. Единение церкви и государства в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Сложными и противоречивыми были отношения Советского государства и Русской православной церкви в предвоенные годы.
Невозможно отрицать гонения и репрессии по отношению к русскому духовенству и разрушение храмов, проведение массовых антицерковных акций и конфискацияю церковного имущества в интересах государства.
В то же время нельзя отрицать и тот факт, что население Советского Союза в большинстве своем оставалось религиозным! С началом войны общая угроза заставила забыть взаимные обиды и консолидировать силы народа для отпора врагу. Обращения патриаршего местоблюстителя Сергия к верующим и И.В. Сталина к гражданам Советского союза имеют общий духовный посыл – единение всех сил для победы над врагом. Эта закономерная, объяснимая двойственность духовно-нравственного выбора простого человека отражена в стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанном в самые горькие дни осени 1941 года.
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Помимо этих трепетных молений были и иные церковные деяния, приближающие общую для атеистов и верующих Великую победу.
Церковь сразу обратила внимание верующих на то, что гитлеровская пропаганда лицемерно обещает вернуть нашему народу религиозную свободу. Наоборот, фашизм ставит своей целью уничтожение всех религиозных конфессий на территории СССР и замены их сектантскими, языческими и оккультными организациями. Поэтому, защищая территорию нашей Родины, мы защищаем и право на сохранение нашей традиционной веры. "Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство", - писал митрополит Сергий в пасхальном послании 2 апреля 1942 года.
Начинаются сборы средств в помощь фронту среди верующих на подарки воинам, на содержание раненых, осиротевших детей.
По инициативе Церкви проводится сбор средств для создания танковой колонны им. Дмитрия Донского, затем - на авиационную эскадрилью. Всего за годы войны от РПЦ в Фонд обороны было внесено более 300 млн. руб.
Активную роль РПЦ в противостоянии захватчикам высоко оценило руководство партии и государства. В телеграмме Местоблюстителю митрополиту Сергию от 25 февраля 1943 г. И.В.Сталин писал: "Прошу передать православному духовенству и верующим, собравшим 6 миллионов рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии".
Патриотическая деятельность РПЦ и её руководства в первые годы войны сыграла важную, если не решающую роль в крутом изменении властью своего отношения к Церкви в лучшую сторону.
По всей стране начинают открываться закрытые ранее приходы (только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей; рукополагаются священнослужители, возобновляется духовное образование - в Москве открывается Богословский институт, из тюрем, лагерей и ссылок возвращаются священнослужители).
Православная Церковь начинает постепенно оживать. Об этом говорят и следующие факты: с 1941 по 1951 гг. в РПЦ число зарегистрированных приходов выросло почти в 5 раз и составило примерно 14,5 тыс., количество монастырей достигло 89 (с 4,6 тыс. монашествующих).
Так в годину тяжёлых для страны испытаний Церковь своим бескорыстным патриотическим служением убедила власть не только в своей лояльности к ней, но и в преданности своей стране и народу, верности своему призванию - быть духовным пастырем православного народа.
«Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны»
(http://voinstvo.com/528.html)
(С.Г. Крюков. «РПЦ в годы Великой Отечественной войны» svoim.info)
VI. Испытание духовной прочности: современная Россия в противоборстве с религиозным фанатизмом и международным терроризмом.
Развал Советского Союза стал ещё одной судьбоносной вехой на пути народов России.
Кровавые братоубийственные Чеченские военные кампании стали ещё одним тяжким испытанием на веру и верность - верность русского солдата воинской присяге и православной вере – неизменной спутнице русского христолюбивого воинства на протяжении веков.
11 декабря 1994 на основании указа президента РФ Бориса Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики» подразделения Минобороны и МВД России вошли на территорию Чечни. Началась новая череда Кавказских войн, начатых ещё Царской Россией.
Одним из солдатов этой войны стал воин-пограничник Евгений Родионов. При выполнении воинского долга он попал в плен к чеченским боевикам-сепаратистам, где в течение ста дней подвергался унижениям и пыткам. В ответ на предложение главаря бандитов сохранить жизнь ценой отречения от православной веры Евгений отказался принять Ислам и снять православный крест. Сила духа русского солдата оказалась сильнее силы религиозного фанатизма его мучителей.
В ярости бандиты обезглавили воина-мученика, до конца выполнившего свой воинский и духовно-нравственный долг перед Богом и Родиной.
Возможно, подвиг Евгения Родионова во многом способствовал решению Президента страны и Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о возрождении в Армии института военных священников!
--------------
Скачать презентацию "За Веру Царя и Отечество"