В Новосибирске состоялась первая пресс-конференция владыки Никодима |
В течение часа журналисты задавали Правящему архиерею вопросы, касающиеся различных сфер деятельности Митрополии, которую Владыка Никодим возглавил в конце прошлого года.
Архиерей рассказал, что с радостью приехал на новое место служения. Новосибирск – один из крупнейших городов России, третий по численности населения после Москвы и Санкт-Петербурга, и поэтому, по его словам, он прекрасно понимает, какую ответственность несет перед Святейшим Патриархом, который доверил ему столь серьезное послушание.
О сибиряках владыка знает не понаслышке: до того, как возглавить Челябинскую митрополию он возглавлял Енисейскую и Норильскую епархию, площадью порядка одного миллиона квадратных километров, много ездил по малым и большим сибирским городам, встречался с людьми. Владыка сказал, что все христиане живут по заповедям Божиим, имеют одно мировоззрение, и в этом смысле все они похожи друг на друга. В то же время от отметил, что сибиряки, независимо от вероисповедания, обладают особым внутренним стержнем, и поэтому в окружении этих людей никогда не чувствуешь себя одиноким.
В настоящее время владыка продолжает знакомиться с руководителями города и области, был уже в Бердске, объезжает храмы, общается с настоятелями и прихожанами, говорит, что теперь им всем вместе нужно будет заботиться о новосибирском крае.
Владыка сообщил, что по его наблюдениям, в Новосибирской области имеются большие достижения в организации церковной жизни, и он очень этому рад. Это касается и новосибирской семинарии, и новосибирского православного института, и того, как развито в регионе миссионерское и социальное служение, как поставлена работа с молодежью. Молодежь, сказал владыка Никодим, это наше будущее, и если мы хотим, чтобы наша страна динамично развивалась, стала великой державой, то мы должны заботиться о том, чтобы молодежь воспитывалась на основах нравственности и благочестия: «тогда будет патриотизм, тогда будет верность Отчизне, тогда будет любовь к родине». Но это забота не только церкви, но и государства, и всего общества – все вместе мы должны думать и заботиться нашем будущем, подчеркнул митрополит.
На вопрос о его взаимоотношениях с прежним главной митрополии, а ныне митрополитом Владимирским и Суздальским Тихоном, владыка Никодим сказал, что они давно знакомы, всегда общались с братской любовью, и в дальнейшем это общение будет продолжаться, тем более что на новом месте у него могут возникнуть вопросы, и ему будет важно «получить добрый совет» его предшественника.
Никаких серьезных изменений в митрополии, по его словам, он не собирается проводить, все, что здесь было создано, конечно, необходимо сохранить, что-то довести до нужного уровня. При этом отметил, что «лучшее – первый враг хорошего», поэтому торопиться не надо, но, по –возможности, заниматься развитием своей деятельности тоже необходимо.
Владыка сказал, что одной из важных задач деятельности митрополии было и остается возведение новых храмов – «город растет, нужны новые храмы, каждому хотелось бы иметь храм в шаговой доступности, особенно если это молодые люди с маленькими детьми или пожилые люди». Храм, сказал владыка, это не просто место, где молятся, это место, где проводится воспитательная работа с молодежью, организуются добровольческие движения, оказывается социальная поддержка нуждающимся: больше храмов – больше помощи людям, подчеркнул владыка. И еще: храм – это свеча которую мы зажигаем на земле, но которая горит в вечности.
Он сказал и о необходимости организации небольших приходов в отдаленных населенных пунктах, чтобы батюшка мог приезжать туда хотя бы раз-два в месяц, потому что людей нужно крестить, отпевать, соборовать, причащать, и вообще людям всегда важно слышать слово священника.
Был вопрос и о «Тангейзере», в частности о том, что прежний глава Митрополии даже написал заявление в прокуратору по поводу этой постановки, и как владыка Никодим относится к этому – «насколько оправдано вмешательство Церкви в дела общества?». Владыка ответил, что мы живем в демократическом государстве, каждый человек имеет право высказывать свое мнение, в том числе и обращаться в правоохранительные органы для того, чтобы была дана правовая оценка той или иной акции.
На вопрос о том, что Владыка думает по поводу такого «исконно новосибирского явления», каким является Монстрация, Правящий архиерей сказал, что «это сама молодежь должна думать, насколько культурно подобное поведение в современном обществе и насколько достойно выглядит человек, позволивший себе такое». Митрополит добавил, что многие молодые люди, повзрослев, будут очень сожалеть о тех глупостях, которые допустили в юности.
Он также сказал о Новосибирске, как о культурном центре Сибири, однако с культурными достопримечательностями владыка еще не успел как следует познакомиться – много времени занимают праздничные богослужения и деловые встречи, приемы; впереди – Московские Международные Рождественские образовательные встречи, празднование 10-летия со дня интронизации Святейшего Патриарха. Но по возвращении владыка обещал найти время, чтобы посвятить больше времени знакомству с культурной жизнью столицы Сибири.
Спросили Владыку и о его отношении к Сталину и о установлении советскому вождю памятника на частной территории города. Архиерей ответил, что в каждом человек есть свои отрицательные и положительные стороны, и Сталин, хоть и был правителем страны, но не является каким-то исключением. Но владыка не может его осуждать, потому что не знает в каких обстоятельствах тот принимал свои решения. Однако при этом владыка Никодим заметил, что его сводный дед в сталинские времена был расстрелян. И он вновь подчеркнул, что человек имеет право высказывать свое мнение и гражданский голос каждого человека очень важен.
Естественно, спросили и о том, насколько значимо для современных детей изучение в школах предмета «Основы православной культуры».
Владыка объяснил: невозможно понять великих деятелей нашей культуры, искусства, наших писателей, если не изучать Основы православной культуры, потому что этот предмет раскрывает глубины нашей истории, показывает традиции и обычаи, которые являются отличительной чертой нашего народа. И если мы об этом не знаем, то мы больше чем на половину не знаем о своей стране. И Владыка спрашивает: что же тогда мы передадим нашим детям, какие это будут знания?
Когда мы говорим о патриотизме, замечает митрополит, мы должны понимать на чем он базируется. А базируется он на нравственности и благочестии. И когда мы говорим об этих добродетелях, то невозможно не сказать о вере – на ней зиждутся все основополагающие понятия человеческой жизни. Вот почему, когда речь идет об истории государства, об истории отечественной культуры, о патриотизме, нельзя не сказать о Русской Церкви, о православной вере. А иначе как объяснить, почему великий князь Александр Невский «дружил» с ханами, но воевал с теми, кто шел с запада? Да потому что ханам нужно было только золото, а с запада шли для того, чтобы закабалить русскую душу.
В этом смысле предмет «Основы православной культуры» трудно переоценить, и только остается сожалеть о том, что на него отводится всего один учебный час в неделю в четвертых классах.
Поскольку встреча с митрополитом проходила сразу после праздника Крещения Господня, возникли вопросы по поводу купания в «иордани», а также всевозможных флэшмобов на эту тему и массовое выкладывание соответствующих фотографий в соцсетях. Окунание в крещенскую купель владыка назвал благочестивым обычаем, который вовсе не является необходимым в церковной жизни, потому самое главное – это молитва и вкушение крещенской воды во исцеление души и тела. К сожалению, как отметил владыка Никодим, многие люди не знают, как вести себя у купели, не понимают, что подходить к ней нужно со страхом Божиим и верой, и окунаться в купель с одной лишь целью – стяжания Благодати Божией.
В завершении встречи владыка сказал, что он всегда готов к разговору с журналистами, и призвал всех к сотрудничеству. «Мы должны вместе трудиться, чтобы жители Новосибирска и Новосибирской области жили в мире и благополучии», - сказал он.
Епархиальный медиа-центр, фото Д. Донец