В Никольском соборе прошел чин прощения |
Пост - это время для покаяния, которое нам дано для того, чтобы приблизиться к Богу, потому что главный смысл жизни - это жизнь со Христом. Адам и Ева согрешили и из благодатного состояния низринулись в ужас страстей и порока. После этого весь мир перевернулся: как из зараженного источника течет зараженная вода, так стали рождаться люди, зараженные первородным грехом. Но Господь милостив - Он дал нам покаяние, пришел и, приняв плоть от Пречистой Девы Богородицы, Сам воплотился ради нашего спасения, претерпел страшные муки на кресте. В этом проявилась Его великая любовь к Своему созданию, которое Он не оставил погибать в падшем состоянии. Но и от нас требуется покаянный труд. Во время поста мы должны задуматься о том, как мы живем. Ведь здесь, на Земле, мы только странники. И святая Церковь установила пост, чтобы мы могли задуматься о вечности. Нужно не просто поститься телесно, хотя и это важно, но самое главное - поститься душой: отлагать злые дела, слова, помышления. И не только отлагать, но и утверждаться в добродетели. Ведь сердце каждого человека - это престол Божий, где Господь желает воцариться.
Поэтому в этот день - Прощеное воскресенье - мы приходим в храм, чтобы совместно совершить молитву, совершить чин прощения. В связи с этим вспоминается притча о двух должниках: когда господин захотел судиться со своими должниками, он призвал их к себе. Первым позвали того, который был должен очень большую сумму - десять тысяч талантов. Этот человек не мог отдать долг. И тогда должник в трепете говорит господину: "Господин, потерпи на мне, и все тебе воздам". И господин умилосердился и простил этому человеку весь его долг. Под этим господином подразумевается Сам Господь наш Иисус Христос. Конечно же, Он мог сразу все простить человеку, но нужно, чтобы человек понял, в какую глубину зол он низринулся из-за своих грехов. Десять тысяч талантов - это и есть наши греховные долги перед Богом, которые мы ничем не можем загладить, они отдаляют нас от Бога. Господь - бесконечная Любовь, бесконечная Святость. И сколько бы мы трудов не прилагали, без Его благодатной помощи невозможно к Нему приблизиться.
Для того чтобы вызвать в нас покаяние, Господь и напоминает о наших долгах. И когда человек действительно покаялся, понял, что он нищ и не может ничем воздать господину, тогда Господь прощает долг. Но о чем дальше мы читаем в Евангелии? Этот человек, которому был прощен такой огромный долг, находит одного из своих друзей, который должен ему очень маленькую сумму, и, "давляше его", требует отдать этот долг. Друг просит потерпеть и обещает все отдать. Но лукавый раб не стал прощать, как простил ему господин, а бросил его в темницу, пока тот не заплатит. Этот злой человек не оказал милосердия, хотя совсем недавно сам был прощен господином. Как понять эту притчу? Мы все пред Богом очень виновны. Бывает так, что и друг перед другом виновны. Но наши грехи друг перед другом совершенно несоизмеримы с тем, насколько мы грешны перед Богом. И так как Господь нас прощает, и это вовсе не наша заслуга, то и мы должны от всего сердца простить тем, кто нас как-либо обидел. В притче мы видим, что человек не простил ближнему своему его небольшой долг. И когда господин узнал о таком беззаконном деянии, он разгневался и вверг лукавого раба в темницу, пока тот не отдаст весь долг.
Так происходит и в духовной жизни: когда мы сохраняем в своем сердце ненависть, неприязнь, отвращение к другому человеку, не хотим его простить, то тогда весь наш греховный груз, от которого Господь нас избавил, опять ложится на наши плечи. Это очень страшно. Оказывается, обида, злопамятство - не такой уж и маленький грех. Молитвы злопамятного человека не принимаются Богом. Поэтому нам всем нужно друг перед другом просить прощения, и делать это не формально, а от всего сердца. Тем более, что мы все являемся православными христианами и причащаемся из одной Чаши. И со своей стороны я также от всего сердца прошу у всех вас прощения, дорогие отцы, братья и сестры, и прошу у вас молитв, чтобы Господь подавал помощь в моем служении, чтобы мы все - епископ, клир, паства - были едины.