Небольшая группа пенсионеров оказалась в этом месте впервые. Общий
снимок сделали у Креста. Пока фотографировались, у многих начали
слезиться глаза. Якобы, от ветра. Большинство из них до сих пор
старается не рассказывать о том, что происходило с их семьями в 30-40-х
годах. Отец Валентины Боровиковой был плотником. Однако, кто-то вдруг
решил, что он кулак.
Валентина Боровикова:
«Сначала их раскулачивали. Собрали, там был донос, кому-то нужны были хромовые сапоги, у отца были хромовые сапоги и их заставили все взять вещи с собой и вывезли за деревню, все это у них отобрали. В 1937 году по доносу, что он контрреволюцией занимается, его забирают. И отправляют на Колыму. Там он погибает, где погибает и что неизвестно».
Отца реабилитировали. Посмертно. Так же, как и деда Веры Алексеевны Гавриловой. Он работал на цемзаводе.
Вера Гаврилова:
«Ни за что забрали. Пришли, забрали, да и все. Дедушку, когда увезли, мама пыталась моя разыскать, вроде как в Новосибирск в тюрьму их отправили, зимой она, когда подъезжала к этой тюрьме, ее не было видно, пар шел, здания даже не было видно, одно облако пара, потому что очень много было в камерах людей».
В этих местах был расположен особый лагерный пункт – это был один из самых жестоких лагерей Сиблага. Сюда направляли людей со всего Союза. Четвертая часть заключенных имела политическую статью.
«Помещение было каменным неотапливаемым, поэтому находиться здесь более 2-3 дней никто не мог, люди погибали».
«Господи, господи, как все люди терпели».
Музей собирался по крупицам несколько лет. Посетители до сих пор удивляются, как люди умудрились сохранить личные вещи каторжников. Ведь раньше старались уничтожить все, что может скомпрометировать семью.
Надежда Белова :
«Я даже удивилась. Когда сюда ехала, думаю, ну, будут лежать там газеты какие-то, но когда я увидела… тут это сделали очень реально, реалистично. Камера, фотографии. Все нашли. Это очень замечательно, это вообще. Я считаю, что это такой большой грех, что даже это святое место его не искупит, а может и искупит. Но я считаю, что все должны об этом знать и школьники и все здесь бывать».
Говорят, что списки репрессированных до сих пор полностью не расшифрованы. В Новосибирской области создана книга памяти, в которой уже набралось 6 томов фамилий. Это список жертв политических репрессий.
Автор: Ирина Звягина
http://news.tvk.tv/30-oktyabrya-den-pamyati-zhertv-politicheskih-repressij