Рождественское послание епископа Искитимского и Черепановского Луки |
«Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям:
ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10).
Возлюбленные о Христе боголюбивые отцы, честные иноки и инокини, братья и сестры!
Ныне наступает долгожданный праздник Рождества по плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. С духовной радостью от всего сердца поздравляю вас с явлением Бога во плоти!
«Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, … Велика Совета Ангел» (Ис. 9:5), – восклицаем мы вместе с «ветхозаветным евангелистом» пророком Исаией. Родился Тот, Кто соделал явным Великий Совет, который был сокрыт до времени, явил «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» (Кол. 1:26), чтобы «представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28).
Позади осталось поприще поста, когда мы себя предуготовляли ко встрече с Богомладенцем, очищая наши души и тела от всякой греховной скверны, чтобы представить себя «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» Господу (Рим. 12:1). Апостол Павел ввиду милости Божией убеждает нас отдать самих себя на служение Богу и, покончив с прежней жизнью, начать жизнь новую, лучшую.
Действительно, велика милость Божия к роду человеческому. Ещё перед сотворением людей на предвечном Совете Святой Троицы Бог-Слово готов был воплотиться ради нас и нашего спасения.
Человек был создан по Образу и Подобию Божию, поселён в раю и наслаждался лицезрением и общением с Господом. Всё находилось в гармонии и порядке, – по чину, установленному Божественной Волей. Человечество в лице Адама и Евы получали божественную благодать, имели живое общение с Создателем и по выражению древних пророков постоянно «ходили пред Ним» (Быт. 6:9, ср. Быт. 5:4, Пс. 114:9). Их разум созерцал неизреченные глаголы Божии, воля искала только богообщения и следовала Воле Божественной, а сердце чувствовало и наполнялось только Божественной красотой. Между собой все силы человеческой природы находились в полном согласии, равновесии и гармонии, человек был цельным, целомудренным.
Святитель Василий Великий так описывает состояние первозданного: «Адам был некогда на горней высоте не по местопребыванию, но по произволению. Он был на высоте, как только получил душу, воззрел на небо, восхитился видимым и возлюбил Благодетеля, Который даровал ему начальство по подобию ангелов, сделал его подобожителем архангелов и слышателем Божественного гласа (Толкование на книгу Бытия 2:7).
Первые люди должны были возделывать и хранить рай и распространять его по всей Вселенной. Вся тварь подчинялась человеку, тело – душе, душа – духу, а дух – Богу. «Но завистью дьявола вошла в мир смерть» (Прем. 2:24), человек сам себя отлучил от Божественной благодати, ум его помрачился, воля ослабла и стала искать только угождения себе, чувства извратились.
«Когда пресеклось живое общение с Богом, пресёкся приток и Божеской силы. Дух, себе оставленный, не мог уже быть властителем души и тела, но был увлечён и сам завладен ими», – поясняет святитель Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь. Гл. 20). Сами силы души вошли в противоречие друг другу, дух и душа поработились плотским желаниям. Следствием греха стала смерть, «ибо возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23).
Но самое страшное, что человек добровольно, обманутый искусителем, потерял живую связь с Создателем и стал неспособным к богообщению. Возникла пропасть между ним и Богом, которую сам человек никогда бы не смог преодолеть.
Поэтому необходимо было, чтобы «Единородное Слово Божие соделалось человеком не ради Себя Самого, но … для того, чтобы обновить наше естество и возвести его в изначальное состояние и чтобы выкупом за жизнь всех собственное тело Свое принести в воню благоухания Богу и Отцу». (Святитель Кирилл Александрийский. Толкования на Ис. 9:5, Ст. 5-7). И пророк Исаия Говорит о Христе, что Он «берет на Себя наши немощи и несет болезни … язвами Его мы исцеляемся» (Ис. 53, 4-5).
Великая милость Божия явилась нам в том, что Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,6). «Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). И мы «ведаем также, что и все, которые облеклись в Него, получат область очищать себя, как и «Он чист есть» (1 Ин. 3,3), и являться подобными Ему» (Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. Гл. 19).
И ради безмерного милосердия Божия мы должны употребить со своей стороны многие труды к усвоению плодов Искупления и Божественного снисхождения, зная, что «искуплены дорогою ценою». (1Кор. 7:23). Богомладенец Христос ожидает от нас ответной любви и духовных даров – жизни по вере, когда все силы души человеческой направлены к Богу. Только тогда человек по-настоящему становится самим собой, если с Божией помощью очищает себя от страстей и злых навыков. По слову святителя Григория Нисского, мы должны «погашать ненависть, прекращать вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать тлеющее в сердце памятозлобие и вместо него вводить любовь, радость, мир, благость, великодушие».
Бог создал человека для блаженства, и именно в Нем (Господе), через живое с Ним общение. Для сего вдунул в лицо его дыхание Своей жизни», то есть дух, который уже не может ни в чем найти себе покоя, кроме Бога. (Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. Гл. 20).
Мы наследники Царствия Божия. «Поистине Рождеством Христовым человек вновь вводится в райские обители, в Царство Небесное, в Царство высшей духовной радости, в Царство божественного света!» (Святейший Патриарх Алексий II, Послание 97/98 года).
И если «Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Если будем духовными, а не душевными и плотскими, жизнь проводить в покаянии, то Бог покажет нам как избавляться и как справляться с искушениями, постигающими нас в мире.
Благодарение Богу за все Его великие милости к нам и долготерпение! С Праздником Рождества Христова!
Епископ Искитимский и Черепановский Лука
Град Искитим
Рождество Христово
2022 год