Руководитель Информационно-издательского отдела Искитимской епархии протоиерей Игорь Затолокин принял участие в семинаре «Сознание. Современный христианский взгляд» в Санкт-Петербурге |
Организаторами семинара выступила Санкт-Петербургская общественная организация «Культурное сообщество «Русский дом»» совместно с Ассоциацией выпускников СПбГУ.
В ходе встречи были представлены три основных доклада, после которых прошло обсуждение тем. Каждый участник получил возможность высказать мнение, используя опыт в своей профессиональной сфере.
Андрей Андреевич Гостев, доктор психологических наук, профессор, ведущий сотрудник института психологии Российской Академии Наук (Москва) представил доклад на тему «Метаисторические аспекты трансформации сознания в глобальной перестройке: духовно-нравственные и религиозные составляющие». Гостев дал ретроспективу представлений о том, что такое сознание в психологии и в других гуманитарных знаниях. Подчеркнув, что в науке существуют сотни определений этого термина. В современном обществе проходят процессы глобальной трансформации сознания, детерминация социального поведения. Происходит завершение развития мирового глобализма (многоуровенность, многополярность мира становится новой проблемой), а также борьба традиционных ценностей мировых религий и отстаивание национальных культур. Сложность системы глобальных противоречий приводит к глобальному пессимизму, неуверенности человека в будущем. Поэтому особое значение приобретает образ будущего и борьба за него.
Следующий докладчик – ведущий инженер НИИ программных средств, руководитель направления Центра христианской психологии и антропологии Юрий Леонидович Ермолаев рассказал «О возможности моделирования сознания в системах искусственного интеллекта». Несмотря на то, что теме искусственного интеллекта уже более 70 лет (в 1950-е гг. была предложена работа первой нейросети, в том числе самообучаемая), везде для её обучения нужен человек.
Разум – это словесно-логическое (абстрактное) мышление, а интеллект – разум плюс способность к самостоятельной постановке задач с определением необходимости и способа самообучения. У машины нет и никогда не будет ни разума, ни интеллекта! Поэтому большинство опасений на эту тему неверны. Настоящая опасность больше кроется в процессах цифровизации, нежели в разумности ИИ. «Моделирование сознания вполне возможно, но для этого не хватает антропологического богословия», – резюмировал автор.
Ирина Викторовна Грачёва, практикующий православный психолог, руководитель Санкт-Петербургской общественной организации «Культурное сообщество «Русский дом»» несколько слов сказала об образах будущего новой России. И зачитала статью Андрея Германовича Фомина, консультанта Академии гуманитарных и общественных наук (Москва) «Сознание универсальное, коллективное и индивидуальное». Вот её основные идеи. Мы живём в двух потоках: потоке событий и потоке сознания. Про поток событий узнаём тогда, когда он отражается в нашем сознании, поэтому разумно считать, что событийный поток является частью потока сознания. Поток сознания – это поток идей. Всё, что мы осознаём, имеет для нас некое смысловое значение. Всё происходящее, так или иначе, вписывается в ту картину мира, которая есть у каждого мыслящего индивида. Вещественный мир лишь только часть мира. Истинное бытие есть абсолютное сознание Творца. Можно сказать, что мир есть высказывание Бога о самом себе. Нет ничего кроме Творца и вне Творца. Любая идея автономности и самостийности есть иллюзия, которая, кстати, также имеет место в потоке божественного сознания. Всё вытекает из единой причины и ей, в конечном итоге, определяется.
Человек не в силах понять смысл изначального замысла, но ему доступно ощутить себя частью Божественного сознания, тем самым утвердив своё сознание в сознании Создателя. В контексте божественного сознания не может быть бессознательного. То, что мы называем бессознательным, – это система запретов и предписаний, которые блокируют активность человеческого духа, ограничивая его теми сферами, которые он считает безопасными и привычными. Как сверхценные, так и запретные идеи и установки одинаково болезнетворны и формируют развитие душевных недугов. Задачей практического психолога является помощь человеку в устранении духовных блокад и зависимостей, а также забота о душе, как о главном источнике жизненных сил и смыслов, определяющих место индивида в универсальном потоке сознания. При этом не подменяя церковную практику.
Участники семинара:
1. Гостев Андрей Андреевич, доктор психологических наук, сотрудник института психологии Российской Академии Наук (Москва) профессор;
2. Затолокин Игорь, протоиерей, руководитель Информационно-издательского отдела Искитимской епархии Новосибирской митрополии, главный редактор портала «Образование и Православие».
3. Ермолаев Юрий Леонидович, ведущий инженер НИИ программных средств, преподаватель;
4. Янченко Мария Олеговна, детский православный психолог, педагог;
5. Грачёва Ирина Викторовна, практикующий православный психолог, руководитель СПб общественной организации «Культурное сообщество «Русский дом»»;
6. Жукова Галина Константиновна, кандидат философских наук, доцент, руководитель образовательной программы «Академическое пение» СПбГУ;
7. Затолокин Иоанн Игоревич, студент 4 курса бакалавриата СПб Духовной Академии;
8. Затолокина Иулиания Игоревна, студентка 3 курса колледжа Санкт-Петербургского института (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России);
9. Василевская Елена Алексеевна, «Культурное сообщество «Русский дом»»;
10. Гаева Людмила Геннадьевна, «Культурное сообщество «Русский дом»»;
11. Дзагания Анастасий Дмитриевич, инженер;
12. Латов Александр, видеооператор.
Видео конференции: