Уникальный экспонат пополнил фонды Церковно-исторического музея при храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Святом источнике |
Еще в прошлом году новосибирский исследователь краевед Олег Анатольевич Новиков передал музею уникальную находку, которая была сделана на территории нашей епархии — в Черепановском районе. Новый экспонат – печать церковного старосты Свято-Троицкой церкви села Ярковск Барнаульского уезда Томской губернии (ныне село Ярки Черепановского района Новосибирской области).
Храм в честь Святой Живоначальной Троицы села Ярки начали строить в 1914 году, а освятили в 1915-м. В 1932 году храм закрыли, но не разрушили, загружали зерном. В 1950-е годы стали приспосабливать здание под клуб. Отапливать высокое помещение оказалось невыгодно и верхнюю часть центрального восьмигранника храма и колокольню сняли, сделав из этого материала жилой дом, стоящий до сих пор на противоположной стороне улицы. К сожалению, сегодня в оставшемся храмовом помещении проживают люди, здание разбито на три жилые квартиры, имеющие входы с разных сторон, а одно из помещений занято магазином.
Первым церковным старостой был Николай Петрович Дюмин, в дальнейшем ставший председателем колхоза «Строитель социализма». Возможно, именно ему и принадлежала эта печать.
У печати отсутствует деревянная ручка. На ней изображены два сращенных ключа и помещена надпись: церковный староста (в центре), по бокам – Свято-Троицкой церкви с. Ярковск, Барн.(аульского) у.(езда) Томск.(ой) еп.(архии).
За предоставленный ценный экспонат Олег Анатольевич Новиков награжден Благодарственным письмом управляющего Искитимской епархии епископа Искитимского и Черепановского Леонида.
Должность церковного старосты установлена Указом 1721 года, а обязанности его точно сформулированы в инструкциях 1808 и 1890 гг. Первоначально староста избирался на 3 года. В его функции входило совместно с причтом ведение приходно-расходных книг, доходы и расходы церковных денежных сумм, приобретение всех вещей, необходимых для храма [1]. При вступлении в должность староста приносил присягу по форме.
Инструкция 1890 года в 58 пунктах подробно описывает обязанности старосты, а также касается его нравственного облика: «староста должен быть лицом, известным приходу своим христианским благочестием и преданностью Православной вере».
Не могли быть старостой сектанты, лица, не бывающие у исповеди и Причастия, состоящие под следствием или судом, содержатели питейных заведений, гражданские должностные лица (волостные старосты и писари). Церковные старосты кафедральных, столичных и губернских приходов имели право носить мундир 1Х класса, а приходов уездных городов и сел – мундир Х класса.
- Красножен М. Основы церковного права. Юрьев 1913 г. Стр.71.