День славянской письменности и культуры в Черепаново |
21 мая Центральная библиотека г. Черепаново совместно с администрацией и Соборным храмом во имя святителя Алексия, митрополита Московского, организовали программу, посвящённую Дню славянской письменности и культуры, Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей»: учащих и учащихся.
До начала мероприятия в Соборном храме был отслужен праздничный молебен святым Кириллу и Мефодию, а после под колокольный звон совершён крестный ход до Районного Дворца культуры, где учащиеся школ города встречали участников крестного хода, которыми был совершён краткий молебен. Участвовали прихожане и православные клубы:
- Православный казачий военно-патриотический клуб «Застава» (Рук.К.С.Галинский);
- Православный молодёжный клуб «Встреча» (Рук. О.Я. Тармашева);
- Школа ведущих фольклорного творчества (Рук. О.Я. Тармашева);
- Православный волонтёрский корпус (Рук. О.Я. Тармашева);
- Православный молодёжный клуб «Победа» (Рук. Е.В. Яковлев).
В большом зале РДК зрителей уже ждали работники библиотеки, которые приготовили праздничный концерт с яркими номерами вокальной студии «Лира» (Рук. С.В.Шульгина), Евгении Зарецкой (Рук. В.А. Сидякин), Андрея Киселёва (Рук. Е.В. Балабаева), танцевального коллектива «Настроение» Дома детского творчества (Рук. Т.В. Мартюгова).
В фойе можно было полюбоваться рисунками и поделками детей Дома детского творчества, которые представили нам выставку, посвящённую святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, и выставку православных старинных книг Соборного храма.
Из источников мы знаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.
Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви - Григория Богослова (IV век). Как человек больших знаний, Константин был назначен хартофилаксом (библиотекарем) при патриаршей библиотеке. Но это занятие не соответствовало настроению Константина. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном Императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему, - говорит его жизнеописание, — начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами».
Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Так, в английском языке, состоявшем из 26 букв, некоторые звуки изображаются двумя буквами, а Кирилл и Мефодий, при составлении своей азбуки максимально учли особенности славянских языков, в том числе и русского языка. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских учителей Кирила и Мефодия.
Мы благодарим работников Центральной библиотеки, артистов и участников выставки за содействие и духовно-просветительскую деятельность.
Судьба русской культуры прекрасна. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого. Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растёт интерес к народной культуре и быту. Ещё Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.
Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим.
руководитель приходского отдела по патриотическому и гражданскому воспитанию
Фото автора и Олега Сидорова