Уважаемая Валентина Ивановна! Преосвященные владыки, дорогие братья и сестры! Дамы и господа!
Благодарю за возможность выступить здесь, в Совете Федерации, и поделиться с вами своими мыслями. Хотел бы поблагодарить Валентину Ивановну за слова, которые она сейчас произнесла. Они во многом перекликаются с тем, что я вам хотел адресовать. Достигнут высокий уровень согласия по вопросам, которые касаются того, каким должен быть наш народ, сколько нас должно быть, чтобы страна наша могла справляться и с огромными задачами внутренней повестки дня и с теми, что касаются международных дел. Поэтому я хотел бы начать с сердечного приветствия в адрес всех вас и с благодарностью за возможность поделиться своими мыслями в этом зале.
Никакой народ не может иметь будущего, если не станет бережно хранить в своем сердце память о прошлом, о подвигах и делах своих предков. Казалось бы, очевидная мысль, но об этом не лишне сказать сегодня, принимая во внимание тот факт, что некоторые ставят данный тезис под сомнение. В этом году мы отмечаем 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне — Победы, которая была достигнута ценой невероятных жертв, героических усилий и огромных трудов предыдущих поколений. Не наш народ начал эту войну. Вспоминая события того времени, мы призваны помнить о том, что одержали победу не над людьми, не над какой-то определенной страной или народом, а над человеконенавистническим мировоззрением, над машиной нравственного беззакония, которая работала на уничтожение самого представления о ценности человеческой личности.
Война изменила наше общество, в том числе изменила отношение к вере. В окопах, как мне приходилось слышать от участников Великой Отечественной войны, нет атеистов. Я специально задавал этот вопрос. Ответ был такой: в окопах атеистов не было. Победа укрепила узы дружбы между народами, которые плечом к плечу боролись с нацизмом, защищали свою жизнь и свободу. И сегодня нам необходимо объединить свои усилия для того, чтобы сохранить великое наследие победителей и передать его подрастающему поколению. Знание правдивой истории Великой Отечественной войны, уважение к народному подвигу — это значимая часть нашей национальной идентичности.
Нынешние Международные Рождественские чтения нацелены на то, чтобы актуализировать наследие Великой Победы, внести свой вклад в сохранение памяти о событиях тех лет, воспитать у молодых соотечественников чувство причастности к истории Родины и уважения к героизму, самоотверженности отцов и дедов, отстоявших свободу и независимость.
Хотел бы сказать несколько слов о том, что мне кажется сейчас важным для решения одной из самых существенных проблем, которые перед нами стоят. Это проблема сбережения нашего народа, проблема, связанная с многодетностью, проблема, от которой реально зависит наше будущее. Можно развивать технологии, можно совершать все то, что предлагается сегодня логикой цивилизационного развития, но если нас будет мало, если мы будем физически и духовно слабыми, то нам не справиться с задачами, которые стоят на повестке дня, особенно с учетом огромной территории и большого количества культур и этносов, живущих на нашей родной земле.
Позвольте мне сформулировать несколько конкретных предложений, и в первую очередь сказать о традиционных семейных ценностях и о биоэтике. Отрадно, что в Государственную Думу вносятся законопроекты, предусматривающие расширение возможностей использования материнского капитала. Это направление представляется очень важным в существующих экономических условиях, когда рождение одного ребенка, тем более второго и последующих детей оказывает существенное влияние на семейный бюджет. В этом случае гарантии со стороны государства будут повышать уверенность молодых семей в том, что они смогут достойно вырастить и воспитать своих детей.
С большой тревогой мы наблюдаем усиление давления на традиционный институт семьи в России. Сама идея семейной жизни нередко дискредитируется в публичном пространстве, на страницах глянцевых изданий, в социальных сетях, которые акцентируют внимание на том, что семейная жизнь якобы уменьшает уровень комфорта и потребления. На смену семье как колыбели жизни предлагается поставить новые репродуктивные технологии. Убежден, что пришло время отреагировать на этот вызов. Семья требует комплексной защиты, в том числе в публичном пространстве.
Мне кажется, здесь очень важна роль культуры, кинематографа, театра. Каждый из нас знает, что тема любви по-разному представляется сегодня в современном искусстве; нередко произведения искусства никак не способствуют формированию семейных ценностей. Проповедь нравственности, проповедь целомудрия и семейных ценностей сталкивается с агрессивным стремлением удовлетворять человеческие инстинкты. Что нам предлагается в качестве идеала? В первую очередь богатство, материальное благополучие, расширение возможностей потреблять все больше и больше товаров и услуг. Некоторые говорят, что без этого экономика не будет развиваться, а я задаю себе вопрос: что же это за экономика, которая не может развиваться без удовлетворения человеческих инстинктов? Может быть, кроме такого рода стимулов нам нужны еще и другие, в том числе мировоззренческие, духовные, культурные, которые помогали бы людям понять, что не хлебом единым жив человек, что человеческая жизнь может называться Жизнью с большой буквы только тогда, когда кроме горизонтального измерения, направленного на удовлетворение материальных потребностей, есть мощное вертикальное измерение, которое наполняется идеями, возвышенными чувствами и формирует самое прекрасное, на что способен человек.
Мы говорили сейчас, как говорим постоянно в этом юбилейном году, о подвигах наших героев во время Великой Отечественной войны. Как-то я задал вопрос фронтовику: «А что вы думали, когда поднимались в атаку? Ведь выйти из окопа, пойти навстречу врагу, который тебя встречает морем огня, — это ясно сознавать, что ты можешь пробежать десять-пятнадцать метров, и тебя не станет». И мой собеседник сказал: «Мы об этом не думали. Мы не думали о спасении собственной жизни. Мы шли вперед, движимые внутренней силой, убеждением, что иначе поступить невозможно». Вот это и есть проявление подлинного героизма, когда человек идет против голоса природы, когда он идет против своих, казалось бы, самых важных целей и ценностей, когда он готов пожертвовать самой жизнью.
Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне открыл невероятную духовную силу нашего народа. Потому что, еще раз хочу сказать, никакой рациональностью нельзя заставить человека идти навстречу смерти. Подвиг есть духовное понятие, и вот почему не было в окопах атеистов. Поколение ветеранов, которое, к сожалению, уходит из нашей жизни, — это поколение очень сильных людей, которые не разуверились в своих идеалах, в чьих сердцах не ослабла любовь к Родине даже тогда, когда было много оснований упрекнуть власть за недостаточное внимание к ветеранам, за недостаточную заботу.
Это особенно касается тех ветеранов, которые были изуродованы во время войны. Я редко говорю о тех вещах, о которых собираюсь сейчас сказать, в частности, о посещении острова Валаам в 70-е годы. Сейчас это прекрасное место, где так много туристов, паломников, где отреставрированы храмы. А я помню Валаам полуразрушенный, в который не вкладывалось никаких денег, и на этом острове жили жертвы войны. Это были изуродованные люди, облик которых был настолько страшным, что им не предоставляли место в обычном человеческом общежитии, дабы они не шокировали других своим внешним видом. Я сталкивался с этими инвалидами, подлинными героями Великой Отечественной войны — им не хватило ни милосердия, ни просто разумного подхода, который выражался бы в оказании материальной и духовной поддержки. Многие из них так и умерли в безвестности на острове Валаам, но ведь это тоже герои — герои духа! И мы, вспоминая Великую Победу, не можем не вспомнить этих людей, как не можем не вспомнить всех тех, кто был замучен в плену, но сохранил верность своему Отечеству, хотя мог ступить на путь коллаборационизма, спасти свою жизнь и закончить ее в безопасности где-нибудь вдали от европейского континента. Абсолютное большинство людей оставались верными Родине, своему воинскому долгу. Перед этими героями, которых сегодня с нами нет, но которые должны жить в нашей памяти, нужно склонить головы. И мы обязаны быть достойными наследниками Победы и делать все, чтобы Отечество наше процветало.
С большое тревогой мы наблюдаем, как усиливается давление на традиционные институты семьи, как мало внимания уделяется этой теме в нашей современной культуре. Нужны хорошие литературные произведения, телевизионные передачи, которые еще и еще раз подчеркивали бы важность семьи и семейных ценностей. Особенно большой акцент, как мне кажется, нужно делать сегодня на теме многодетности. У нас три ребенка в семье воспринимаются как нечто особенное, а ведь на самом деле это лишь минимальное воспроизводство населения. Думаю, следует громко говорить о том, что семьи должны становиться многодетными. И не просто говорить, но, как я уже сказал, поддерживать этот тезис среди молодежи средствами культуры, изобразительного искусства.
Научный прогресс в области репродуктивных технологий позволяет людям, не имеющим возможности зачать и родить ребенка, прикоснуться к чуду появления новой жизни. Высоко оценивая стремление науки и здравоохранения решать насущные проблемы человека, не могу не отметить смысловую подмену, которая происходит в отношении так называемого суррогатного материнства. Запрещенная во множестве стран мира и доступная в России только обеспеченным — хочу это подчеркнуть — процедура, по сути, эксплуатирует женщин и даже поощряет торговлю детьми. Суррогатная мать получает деньги и как бы продает своих детей. Конечно, я использую резкие слова, но ведь именно так обстоит дело.
В основе данной проблемы во многом лежит социальное расслоение. Ни одна обеспеченная женщина не станет за деньги вынашивать и рожать детей для чужих людей. К этому выбору ее подталкивает социальная незащищенность, бедность, желание обеспечить собственных детей. Распространение коммерческого суррогатного материнства — это очевидное унижение достоинства российских женщин, самых незащищенных из них.
Не может не вызывать беспокойства и развитие технологий по так называемому модифицированию генетического кода человека. Сегодня я начал с разговора о Великой Отечественной войне, потому напомню, что упомянутые тенденции соотносимы с селективными экспериментами нацистов в рамках евгенических теорий. Божий дар жизни неприкосновенен, и риски от подобных вмешательств еще предстоит оценить. Необходимо провести разграничительную линию между лечением генетических заболеваний и выведением человеческих особей с программируемыми генными инженерами качествами. Уже сейчас футурологи и фантасты говорят о том, как при помощи генной инженерии можно добиваться конкретных результатов, создавая человека по заранее заданным параметрам. Это действительно разрывает всякую связь с подлинной человеческой природой и превращает человека в иное существо, заранее запрограммированное на те или иные качества.
Еще одна проблема, в отношении которой складывается определенный консенсус в обществе, — это аборты. Я неоднократно поднимал эту тему, буду говорить об этом и впредь, пока мы не придем к разумному решению, исключив лишение жизни по желанию (а не по медицинским показаниям) из понятия «медицинская помощь», выведем аборт из обязательного медицинского страхования. Знаю, что эта тема по-разному преломляется в общественной дискуссии, но глубоко убежден в том, что количество абортов нужно сократить. Тема умножения населения — это одна из важнейших тем. Огромные просторы страны, мощное экономическое развитие требуют большого количества людей, и народонаселение — одна из важных целей, которые сегодня стоят перед государством. Она легко решается, если мы сокращаем на порядок количество абортов. За 10 лет численность населения вырастет на 10 миллионов, если добиться прогресса в предотвращении и искоренении абортов из нашей жизни. А потом по возрастающей — и 150, и 160 миллионов, — и это отнюдь не фантазия! Никакие иные способы не смогут помочь так радикально решить тему народонаселения, как значительное ограничение абортов.
Продолжается экспертный диалог между Министерством здравоохранения Российской Федерации и представителями Церкви. Это непростой путь, но мы должны его пройти. Незыблемое основание для достижения понимания — это ценность человеческой жизни. Глубоко убежден в том, что именно ценность человеческой жизни и должна быть главной темой диалога Церкви с системой здравоохранения, и не только с ней, но и с культурным сообществом, со всеми другими частями нашего социума, заинтересованными в радикальном изменении ситуации, обеспокоенными вопросами роста нашего населения и преодоления проблем, которые сегодня стоят на повестке дня именно потому, что нас недостаточно, что нас не так много, как должно быть на просторах великой России.
Другой важный практический вопрос, который отражает тенденции времени, касается цифровизации. Ранее я высказывался по этой проблеме. Признавая важность технологического развития и механизмов взаимодействия государственных структур, мы видим серьезные угрозы для сохранности сведений о гражданах в универсальном банке данных, ведь это во многом зависит от человеческого фактора — порой даже больше, чем от самых современных систем защиты информации.
Многих верующих беспокоит заложенная в соответствующих законопроектах возможность сбора избыточных сведений, их модификация и передача коммерческим организациям. Поэтому обращаюсь с просьбой предусмотреть возможность предоставления гражданину полного контроля за сведениями о себе. Я также получаю обращения, в которых наши сограждане просят передать вам их озабоченность из-за отсутствия альтернативы создаваемым новым документам в электронном виде. Те люди, которые уже отказались от получения документов и услуг в электронном виде, зачастую так и остаются, например, без пенсии или льготных проездных билетов на городском транспорте. А местные органы разводят руками и ссылаются на отсутствие нормативных оснований для предоставления альтернативы. Следовательно, вопрос в разработке адекватных правовых решений.
Цифровая революция может оказать и уже оказывает серьезное влияние на общественные связи. Но важно осознавать: какие бы возможности ни предоставляло развитие цивилизации, их целесообразность должна в первую очередь определяться достоинством и свободой человеческой личности.
Каждый раз, обсуждая те или иные вопросы в рамках проводимых встреч и мероприятий, мы стремимся наполнить их ценностным содержанием, придать новое звучание важным для нас темам, но самое главное — достичь продвижения в решении стоящих перед нами задач. Искренне надеюсь, что сообща, в открытом диалоге, мы сможем найти выходы из обозначенных выше и многих других проблем.
Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, Валентина Ивановна, за упоминание Вами озабоченности, существующей в Совете Федерации касательно многодетных семей, и за сообщение о рабочей группе, готовящей закон о многодетных семьях. Церковь будет всячески поддерживать ваши усилия, направленные на соответствующее законодательное обеспечение жизни многодетных семей, воспитание детей в них. Конечно, важно, что вырабатываются согласительные процедуры по закреплению статуса многодетной семьи. Очень поддерживаем это направление работы Совета Федерации и надеемся, что в результате наши многодетные семьи получат соответствующую поддержку от наших законодателей.
В заключение я бы хотел еще раз всех вас сердечно поздравить со значительными успехами, которые, несомненно, имеют место в нашем Отечестве — и на производстве, и в сельском хозяйстве, и во многих других отраслях. Все эти успехи во многом определяются результатами законодательной деятельности. Хотел бы выразить вам сердечную благодарность и уважение к вашему труду. Пусть Господь помогает дерзновенно, смело, но осмотрительно идти по пути законотворчества таким образом, чтобы законодательная база нашей страны была надежным фундаментом всестороннего развития России. Помогай вам во всем этом Бог.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси