Важно не просто устраивать монашеские общины в горах, но видеть в современном развитии церковной жизни продолжение той тысячелетней истории, которая бережно сохраняется; об этом единстве прошлого и настоящего — в материалах к 1100-летию принятия христианства в Северной Осетии. Прошедшая в 1920-е годы прошлого века государственная кампания по изъятию церковных ценностей не принесла желаемого результата для большевистских властей, но проявила в Церкви замечательные свидетельства стойкости духа и верности Православию. Подтверждением тому стал Петроградский процесс, в котором главным защитником Церкви выступил священномученик Вениамин (Казанский), мужественно сопротивлявшийся безбожным действиям властей и тем самым поднявшийся на свещницу мученичества. Его пример укрепляет и современных членов Церкви на противостояние соблазнам нынешнего времени, которые приобретают иные формы гонения на христиан. Статья известного исследователя церковной истории ХХ века раскрывает новые грани того трагического и славного периода жизни Церкви, а материал о выходящих из забвения именах узников Вятлага показывает, насколько важны актуальные исследования подвига новомучеников. И именно здесь обнаруживается эта точка единства современной жизни Церкви с нашим прошлым и тысячелетней, и столетней давности, которая дает уверенность в различных формах служения, осуществляемых Церковью сегодня. О двух таких проектах — в образовательной среде и в деле восстановления к жизни зависимых людей — повествуют материалы номера. А из глубины веков к нам как к «Церкви странствующей» обращается со своей вдохновенной проповедью блаженный Августин, евхаристическое богословие которого открывает для наших читателей протодиакон Константин Маркович: «Плод, который дает Евхаристия, — Единство. Это означает, что мы принимаем Тело Христово и становимся Его членами, мы есть то, что мы приняли».
Редакция «Журнала Московской Патриархии»
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:
Официальная хроника
■Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла
■Наречение и хиротония архимандрита Георгия (Войтовича) во епископа Пинского и Лунинецкого
■Наречение и хиротония архимандрита Евсевия (Тюхлова) во епископа Слуцкого и Солигорского
■Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна у памятника равноапостольному князю Владимиру в праздник Крещения Руси
Церковь и общество
■Юлия Карпухина. В гости к Патриарху. Дети Донбасса побывали в Москве
Епархия
■Епископ Владикавказский и Аланский Герасим. Сердце монаха всегда тянется в горы. К 1100-летию крещения Республики Северная Осетия — Алания
■Алексей Реутский. Наследники Древней Алании. Чем жива православная вера на Осетинской земле
Уроки столетия
■Михаил Шкаровский. Прости им, Боже. Изъятие церковных ценностей и судебный процесс 1922 года над духовенством в Петроградской епархии
Богословие
■Протодиакон Константин Маркович. Таинство единства. Церковь и Евхаристия в богословии блаженного Аврелия Августина, епископа Иппонского
Экспертиза
■Дмитрий Анохин. Трезвение как христианская добродетель. Региональные церковные проекты помощи алкозависимым: системный подход и лучшие примеры практической деятельности
Страницы истории
■Елена Алексеева. Поле памяти в вятской тайге. В Верхнекамье возвращают из забвения имена пострадавших за веру ■Протоиерей Кирилл Каледа. Сохраняя память о жертвах террора, мы свидетельствуем о том, что для нас важен каждый человек
Церковь и общество
■Дмитрий Анохин. Эффективный инструмент. «Клевер Лаборатория» — новая образовательная платформа для педагогов основ православной культуры: инструкция к применению
Чтение
■Книги Издательства Московской Патриархии
Вечная память
■Иерей Павел Шаров
■Протоиерей Сергий Гордун
■Протоиерей Виталий Павлюткин