Светлая поездка |
Воспитанники воскресной школы прихода в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» посетили мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Завьялово. Поездка состоялась 31 марта 2019 года.
Собралось нас, паломничков, 43 человека, включая 8 прихожан из Медведска. Детей, желающих поехать с нами, было больше, но мы поберегли малышей, которым пока трудно переносить большие расстояния.
Ну и, «обыкновенное чудо» – мест в автобусе было как раз 43. Молитва перед дорогой, батюшкины наставления. Матушка держит в руках средство от укачивания в транспорте. «Дети, кого укачивает, подойдите ко мне!» Двинулся целый отряд. Глаза горят, радостные все такие! «Дети, кого не укачивает, подходить не надо!». Родители смеются. Двинулись в путь. Большие окна, в автобусе тепло, удобные сидения. Каждые 15-20 минут по проходу идёт матушка Наталья с двумя бутылками воды. Наклоняется к каждому, спрашивает: «Вам удобно?», «Галёрка, вы как там?», «Вам не душно? Хватает воздуха?», «У всех всё хорошо?»
Дорога до Завьялово ухабистая, ровная лишь местами. Если встать – тебя трясёт и качает во все стороны. Прикинула в голове, сколько таблеток от укачивания приняла наша матушка. По пути рассказали кратко историю храма Покрова Божией Матери. Про то, что ему уже 123 года, про то, что строился он 14 лет на средства томского купца 1-й гильдии Ивана Терентьевича Богомолова, занимающегося продажей зерна и муки. Как в годы лихолетья храм закрыли, и было там и зернохранилище, и музей. И как обратились люди в Искитимский райисполком с просьбой возобновить богослужения в Покровском храме. 16 человек были обвинены в антигосударственной деятельности и расстреляны. Очень впечатлил детей тот факт, что храм пытались взорвать, а он уцелел! Тянули тракторами решётки на окнах, а проёмы оконные остались целы!
Сима, 6 лет, рассказывает старшему брату: «Представляешь, и взрывчаткой в него кидали, и пистолетами стреляли, а он целый! Потому что Божий».
Доехали легко. У храма нас встречал иеромонах Лазарь. Невозможно было перестать улыбаться. Как будто ты приехал туда, где тебя любят и давно ждали. Все вместе мы обошли вокруг храма. Рассмотрели его. Дети задавали вопросы, удивлялись. Отец Лазарь по-простому, с любовью рассказывал ребятам, что перед храмом надо перекреститься, почему почитаем крест, почему не ходят между аналоем и амвоном. Рассказал про храм, все вместе пели «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» Мальчик Денис, 8 лет прилепился к отцу Лазарю: «А можно спросить? А это почему? Скажите, что это за иконы? А на этих – кто? А печка тёплая?» Отец Лазарь спокойно и обстоятельно всё объясняет, говорит серьёзно, а глаза улыбаются. Дети назвали его «ребёнок с бородой!» Я улыбаюсь: «Как же это?» Отвечают: «Ну, он добрый, весёлый, общительный и шутливый! Как ребёнок! Борода только выросла, как у взрослого!» Дети с трепетом разглядывали храм, свод храма рассматривали, открыв рты. Да и взрослые тоже. Девчонок впечатлило, как украшены царские врата. Ребята в храме радостные и притихшие. Никуда не хочется уходить из него. Всё в нём вмиг тебе стало родным.
Выходим счастливые, фотография на крыльце. Перед глазами Каракан, Караканский бор. Весна пододвинулась прямо к самому носу, щекочет солнечными зайчиками. Еще несколько минут пути – и мы подъезжаем к монастырю. Такое странное ощущение у меня… Маленький островочек, всю территорию можно охватить взглядом. Но такой «глубокий», столько много там места, пространства… не того, которое мы метрически измеряем. Другого. Которое не успеешь за всю земную жизнь исходить. Встретил нас наместник монастыря игумен Захария. Точнее – мы его встретили, застали за работой. В калошах и с лопатой отец Захария приветственно нам грохочет: «А я тут ручейки пускаю!» Дети сразу опознали его как «своего». Знамо дело – плохой человек лужам и ручьям радоваться не станет! Ребята выпрыгнули из автобуса, радость в них гудит, толкается наружу. Рассыпались горохом по территории. Заприметили сани под крыльцом: «Смотрите! Монахи на санях катаются! Большие такие санки…. Маааам, может они хаски запрягают?» А рядом стоит мопед – мальчишки подошли, оценивающе разглядывают. И тут же – чей-то автомобиль.
Ксения, 9 лет: «Наверное, у них тут все кататься любят! Поэтому и весёлые такие!»
В Покровском монастыре строится храм в честь Иоанна Богослова. Рядом стоят на земле будущие купола. Дети в изумлении: «Вооот, оказывается, какие они внутри! Дочка шепчет: «Ох, и красивый храм будет, мама! А народу там будет больше, чем в нашем!»
На территории монастыря – пасека. Рядком стоят ульи. Пчёлки уже проснулись и гудят вокруг. Девчонки тихонько повизгивают, мальчишки сосредоточено разглядывают подмор на земле. Дети обрадовались пчёлам – как первым подснежникам! Прямо ликование!
Игумен Захария: «Дети, хотите мёду!?»
«Дааа!!!»
«А набирайте!» – тянет свою лопату, прищурил глаза. Дети смеются.
Старый купеческий дом Ивана Терентьевича Богомолова. Огромный, как корабль. Основательный. Толстенные брёвна. И понимаешь, что он тоже стоит нерушимо, «потому что Божий». Отец Лазарь ведёт нас вокруг дома. Наш батюшка, отец Иаков переживает – а не покусают ли пчёлы детей? Отец Захария, улыбаясь в бороду: «Так оно ж полезно!» Дружный смех.
Во всех поездках, наш главный фотообозреватель – матушка Наталья. Поэтому её редко увидишь на фото. Отец Лазарь стоит между ульями, рассказывает. Дети на асфальтной бровке, вдоль дома. Увлечённо слушают. Матушка наша пробирается по сугробам к отцу Лазарю, чтобы сделать фото и проваливается! Нога застревает в снежной ямке, которая тут же наполняется водой. «Отец Лазарь, да как же вы прошли?! По воде яко по суху?!» Иеромонах сочувствующе улыбается, поднял край подрясника, показывает резиновые сапоги. Каждый прикинул, что резиновые сапоги – это дело! А матушка потом брод нашла.
Оказалось, что в доме Ивана Терентьевича есть церковь! В ней то и служат службу каждый день! Маленькая и такая уютная. Внутри тепло, тихо, мягкий свет… И опять это ощущение, что ты не на земле. Кажется, здесь даже физические законы другие… Будто и воздух другой… Посередине храма стоит большая икона Покрова Божией Матери. С чудесной историей. Матушка Богородица сама выбрала себе место, здесь, в Завьялово. Икону хотели вывезти из России, задержали в Бресте. Уже из Новосибирска позвонили наместнику Николаю (ныне архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский). «Тут икона какая-то, приезжайте, заберите». Икона была завёрнута, изображения не видно. И уже дома, в Покровском монастыре развернули и увидели, что это икона Покрова Пресвятой Богородицы. Детей позвали на трапезу. Все вышли из храма, а Дениска будто не слышит, опять прильнул к отцу Лазарю с вопросами.
Всегда в поездки мы берём с собой какой-нибудь перекус. Когда видишь эти пакеты с булочками, со всякой снедью – думаешь, если бы это всё повесить на коромысло – оно бы сломалось. А потом видишь, как это всё тает за увлечённо жующими щеками, и удивляешься – как ещё всем всего хватило! Опять «обыкновенное чудо».
«Отец Захария, съешьте булочку!»
«Да ну! Какая там булочка!» – смеётся.
«Ну, чаю попейте! Конфеточки вот!»
«Да не буду я! Сами жуйте! Вы-то в гостях! А я-то дома!» – грохочет, сдвинул брови, а борода смеётся.
Серафима, 6 лет, рассказывает брату: «Ну, отец Захария – он такой умник! И строгий. И такой добро-весёлый. Он меня тянул за косичку! А Варя его понарошку ущипнула».
Помолились. Собираемся домой. Провожать нас вышли и другие отцы. Выходят из коридорчика, все улыбаются. Дети берут благословения. К иеромонаху Владимиру выстроилась очередь. Отец Владимир наклоняется к каждому ребёнку, спрашивает, как зовут, и говорит что-нибудь тёплое, сердечное. Улыбается: «А имена-то у вас какие все монашеские!» Провожали с любовью, как дорогих гостей. Дома дочь сказала: «У них даже пчёлы дружелюбные!» Сели в автобус, тронулись со двора. На крыльце стоят отец Захария и отец Лазарь. Машут нам. Мы, всем автобусом – им.
На душе светло и благостно. Кажется, будто тебе подарили очень важный и очень ценный подарок. Накинули на тебя паутинку благодати… Дунули пыльцой из безмерной любви и радости. Особенной, тихой, совсем не шумной.
Ехали домой умиротворённые, задумчивые… Уже вечером, в переписке, поделились – всем очень понравилась поездка. Все говорят про тихую радость. Светлая поездка. А отец Захария обещал приехать к нам в гости на Пасху. Сердечно благодарим всех, чьими силами устроилось наше паломничество.
Ульяна Изевлева