Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: «Православная общественность – это русский народ» |
Интернет и другие СМИ в последнее время пестрят сообщениями о действиях православной общественности: реакция на приезд какой-то зарубежной группы, пикеты или митинги по поводу того или иного явления в культурной сфере. Возникает много вопросов и по поводу празднования в нашей стране хэллоуина и других праздников, чуждой русской культуре.
Как относиться к этим понятиям: «православная общественность», «православный активист»? Каково отношение Церкви к навязываемым русскому народу зарубежным праздникам?
– По статистическим данным, в Новосибирске и Новосибирской области проживает 96-98 % русских и православных людей, которые может и не являются воцерковленными, но они выходцы из православных семей, сохраняют православные традиции. 70 лет атеистического господства наложили свой отпечаток на наш народ, общество, а всякое движение православной общественности в советское время жестоко подавлялось правительством: нельзя было, например, при поступлении в вуз объявить, что ты православный человек, в школе нельзя было носить крестик. Православному человеку были закрыты двери в партию, правительственные органы.
Верующие считались людьми второго сорта, и атеисты строили государство под себя без учета прав большинства населения. Но сейчас, слава Богу, наша страна идет другим путем, атеизм не является государственной идеологией, хотя, может, кому-то и хотелось бы этого. И хотя государство светское, это не значит советское, безбожное. Началось возрождение национального и народного самосознания. Русские люди начали вновь осознавать себя православным народом, хранителем тысячелетних традиций.
В гимне новой России есть слова: «Россия – священная наша держава, хранимая Богом родная земля». История нашей страны началась не с 1917 года, а тысячу лет назад – со дня Крещения Руси, поэтому сейчас правительство призывает нас поддерживать духовно-нравственные традиции, возвращаться к нашим истокам и корням. Многие, особенно молодое поколение, откликаются на призывы нашего правительства. Общество сегодня ставит заслон различным чуждым влияниям и тенденциям, которые разлагают человеческую личность и ничего не дают, кроме убийства души народа, деградации общества, отторгают молодежь от отечественной культуры и истории. А верующим предлагают всё это терпеть. Как и в советское время.
Но в последнее время мы видим, что создаются союзы православных людей: православной молодежи, православных женщин, сестер милосердия, православных предпринимателей, архитекторов, врачей, педагогов, юристов и т.д. Мы радуемся тому, что такое возрождение идет. Поэтому обвинять православных активистов во вмешательстве в жизнь светского общества – значит обвинять весь наш народ. Православная общественность делает многое на благо нашей области: это реабилитация алко- и наркозависимых, ежегодные благотворительные акции Поезд Памяти «За духовное возрождение России», Корабль-Церковь «Святой апостол Андрей Первозванный», это различные конкурсы «Красота Божьего мира», «За нравственный подвиг учителя», это создание летних оздоровительных и военно-патриотических лагерей, деятельность комплексного центра для людей без определенного места жительства, куда попадают все люди, вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности, работа в больницах и домах ветеранов, в детских домах. Ведется очень большая, хорошая налаженная общественная, социальная и просветительская работа.
Есть православные активисты, которые противостоят нравственному растлению нашего народа. Но говорить о том, что православные активисты – это люди, которые только обижают кого-то – это неправда. Они заявляют о своих правах – правах верующих людей, прописанных в Конституции Российской Федерации. Они хотят жить и воспитывать своих детей в свободной стране, но жить по нравственным законам, указанным в главном Законе страны.
Думаю, надо присмотреться к тем людям, которые несут нам эту чуждую культуру: например, каждый год с размахом проходит празднование хэллоуина. Откуда это пошло? Естественно, надо обратиться к истокам этого праздника: это американский праздник «тыквы», а в России он проводится и финансируется американскими торговыми предприятиями и марками – там, где упоминается хэллоуин, можно найти марку американского бренда. Нужны ли нам эти праздники? Решение за народом!
4 ноября в этом году проводился День народного единства. Во всех городах нашей страны на главных площадях прошли торжественные шествия, с радостными лицами шли люди, держали в руках флаги Российской Федерации, в Москве в шествии приняли участие 75 тысяч человек. Пустовала, наверное, только центральная площадь города Новосибирска – ни одного человека, никаких праздничных украшений. Думаю, что как раз праздник День народного единства надо масштабно отмечать, а не хэллоуин тайком по школам: пить кетчуп и томатный сок, которые раскупили настолько, что они даже исчезли из продажи в день этого праздника. Общественность должна высказать свое мнение: праздновать его или нет? Перед подобными праздниками иногда журналисты спрашивают у меня: как Церковь к этому относится? А я отвечаю: Церковь никак не относится к этим праздникам, они абсолютно не церковные. А вот общественность нашу надо спросить, и надо считаться с ее мнением и уважать ее права.
Хорошо было бы, если по поводу спорных явлений в культуре выступали не «православные активисты», а представители министерства культуры, министерства образования, министерства здравоохранения, правоохранительные органы. В нашем государстве есть определенные законы, и чиновники должны рассмотреть в законодательном аспекте данное культурное мероприятие: не оскорбляет ли оно чувств какой-либо категории граждан? Не нарушаются ли права верующих людей? Если нарушает или оскорбляет, то зачем его проводить? Это нарушение Закона. А те праздники, которые действительно призывают к миру, консолидируют наше общество, не надо стесняться отмечать. Их надо праздновать масштабно, всенародно. Ведь чтобы наша страна действительно была процветающей, необходимо народное единство. К этому единству надо стремиться и искать то, служит миру, единомыслию и взаимоуважению в обществе.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон