Есть не так много видов пищи, запечатленных в церковной традиции. Их, пожалуй, можно пересчитать по пальцам: используемая на богослужении просфора, вино, пасхальный артос, пожалуй, также кулич и творожная пасха. А еще коливо, единственное блюдо, «рецепт» которого был подсказан святым. Завтра в храмах будет совершаться особый чин его благословения.
Почему коливо?
В 362 году император Юлиан Отступник хотел во время начала Великого поста осквернить христиан кровью языческих жертв и приказал, чтобы всю пищу, которая будет продаваться на рынке, тайно окропили кровью идоложертвенных животных. Тогда Константинопольскому епископу во сне явился святой Феодор Тирон и раскрыл ему коварный замысел, повелев сказать всем христианам, чтобы они не покупали ничего на рынке, а питались той пищей, которую святой Феодор назвал коливом.
По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Мученик Феодор пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу. Епископ Евдоксий рассказал об этом христианам, и поэтому никто не покупал оскверненную пищу, на что хотел спровоцировать христиан уклонившийся в язычество император.
Кто этот новобранец?
Имя святого Феодора сейчас неразрывно связано в церковной памяти с его воинским званием – тироном называли молодого солдата, не обучившегося еще всем премудростям воинской службы и потому несущего по большей части караульную службу.
Служил Феодор в начале IV века по Рождестве Христовом у побережья Черного моря – в городе Аласии в Малой Азии. Отказавшегося принести жертву идолам воина подвергли жестоким истязаниям, когда же мучители убедились, что волю мученика сломить не удастся, Феодор был предан на сожжение. Это произошло всего за несколько лет до того, как Миланским эдиктом императора Константина христианство было объявлено разрешенной религией, и примерно за полвека до того, как святой Феодор Тирон явился Константинопольскому архиепископу, чтобы уберечь христиан от осквернения идоложертвенной пищей.
Тело великомученика не было повреждено огнем, его похоронили неподалеку от места подвига – в городе Евхаиты.
День памяти отмечается дважды, причем один из них привязан к дате календаря, а второй приходится всегда на субботу первой седмицы Великого поста. Кстати, в народе порой эту седмицу называли «Феодоровой неделей».
Именно к дню памяти святого Феодора Тирона приурочена традиция совершать после литургии Преосвященных Даров в первую пятницу Святой Четыредесятницы благословение колива.
Впрочем, употребление такой пищи не ограничивается одним днем к году – в ней мы легко узнаем поминальную кутью. «С течением времени то же самое коливо, выдуманное похвальным благочестием христиан по увещанию Феодора в пищу во время Четыредесятницы, еще благочестивее обращено в память и молитвенное пособие умерших», – пишет об этом церковный историк XIV века Никифор Калист.
Коливо, кутья, сочиво –
в чем разница?
В основе блюда – зерна, сваренные в меду. К ним в разных пропорциях добавляют орехи, изюм, сухофрукты, мак либо некоторые другие ингредиенты. В любом случае это блюдо постное, изготовляемое без лишних затрат как времени, так и денег, и при этом вкусное, питательное, поддерживающее силы тех, кто постится или опечален.
Коливом, как уже говорилось, вареные сладкие зерна назвал святой Феодор Тирон. Приносимое «на помин души» блюдо зачастую называют кутьей, а при упоминании вареной пшеницы с медом, которой подкрепляют свои силы верующие в канун великих праздников Рождества Христова и Богоявления, нередко используют слово «сочиво» (отсюда и название дня – сочельник).
Символы
Вне зависимости от названия символическое значение колива-кутьи-сочива неизменно: зерна пшеницы (либо риса или другой крупы) и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно тому, как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды; мед же знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.
В Типиконе есть «Чин благословения колива, си есть кутии или варения пшеницы с медом смешенныя и различными сладкими овощами украшенных и в честь и память Господских праздников или святых Божиих в церковь приносимые. Особенность благословения колива на первой седмице Великого поста состоит в том, что перед этим совершается канон молебный великомученику Феодору Тирону.
Кстати, из названия чина можно увидеть, что Типикон предполагает более широкое употребление колива, чем мы привыкли думать. «У нас этот чин как праздничный почти совсем позабыт, и кутья обычно считается исключительной принадлежностью заупокойных служб, – писал об этом святитель Афанасий (Сахаров) – Церковный же устав, назначая принесение ее в церковь не только при поминовении усопших, но и в праздники Господние и святых, тем самым внушает смотреть на кутью несколько иначе. Это вкусное и сладкое блюдо, одно из блюд праздничной трапезы, причем хотя и недорогое, но все же сладкое, лакомое, а вместе и питательное, и значит оно из лучших».
А в «Толковом Типиконе» Михаила Скабаллановича объясняется: «Вкушение колива – такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это трапеза в день памяти святого… Как показывает содержание молитвы над коливом, оно, с одной стороны, имеет такое же знаменование, как приносимое в память усопших, то есть предуказывает на воскресение, уподобляемое в Священном Писании прозябанию зерна из земли; с другой стороны, коливо имеет целью, как и благословляемые на вечерне хлеб и вино, освящение праздничной трапезы, являющейся образом наслаждения вечными благами».
Смысл и практика
Итак, получается, что коливо – не только символическое блюдо, напоминание о событиях церковной истории, но также средство поддержать физические силы постящегося и поделиться с другими пищей. В конце концов, на протяжении долгого времени раздаваемое всем прихожанам коливо было, в том числе, доступной практически каждому милостыней.
Как отмечает святитель Афанасий (Сахаров), «принесенное в церковь коливо – это как бы малая трапеза, устрояемая более состоятельными прихожанами, от коей питаются священнослужители и все присутствующие при богослужении, в особенности неимущие».
«При благословении колива возглашается: В славу Твою, и в честь святаго (имя рек) сия предложишася от Твоих рабов и в память во благочестивой вере скончавшихся, – напоминает святитель. – Так с первохристианским дерзновением объединив всех усопших с празднуемыми святыми, Святая Церковь внушает нам, что эта малая праздничная трапеза устрояется не только ради праздника, но и в память усопших. Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими кусками».
Почему в пост?
Почему именно в Святую Четыредесятницу воспоминается эпизод из жития великомученика Феодора Тирона, связанный с коливом? Какой урок он дает тем, кто завершает первую седмицу поприща Великого поста? Вот что об этом говорил в своей проповеди святитель Иннокентий Херсонский: «Какой урок? Тот, что соблюдение Святого поста есть вещь весьма важная. Ибо если бы постом можно было пренебрегать, как вещью безразличной или малозначащей, то им не занимались бы так на небе, и святой великомученик не оставил бы светлых обителей Отца Небесного для того только, чтобы указать земным братьям своим на средство избежать нарушения поста».
Составила Валентина ГОРОДНИЧЕВА