Протоиерей Игорь Затолокин. Преподобный Сергий и становление русской государственности |
Протоиерей Игорь Затолокин, руководитель Информационно-издательского отдела Искитимской епархии
Преподобный Сергий и становление русской государственности
Доклад
Великие князья и правители Московского княжества были созидателями военного, экономического и политического могущества Москвы, на котором строилось объединение русских земель и создание единого государства. Преподобному Сергию Радонежскому выпала роль собирателя духовной мощи нашего народа. Те духовные ориентиры, проповедником которых был Преподобный Сергий и его ученики, имели не меньшее значение в возрождении Руси, чем активная деятельность московских князей на поле брани и за столом переговоров. Жизнь и деятельность святого Сергия Радонежского служит примером не одному поколению русских людей. Его жизнь вдохновляла и будет вдохновлять русское воинство на беззаветное служение своему Отечеству.
Преподобного Сергия называли светильником, дарованным Русской земле и возгоревшимся среди кровавых усобиц и разорений, бесправия и грубости нравов. Велики заслуги святого старца перед Отечеством: он и устроитель монастырей, и воспитатель, и утешитель скорбящих, и примиритель враждующих, и собиратель русских земель. До семидесяти монастырей было основано им, его учениками и учениками его учеников. Его духовное наследие — это одна из главных сил, способствовавших объединению различных полуязыческих племён, раскинутых по пространству Древней Руси, в единый русский народ, объединённый и одушевлённый духом православия. Будучи сам высшим носителем христианского православного духа, Преподобный Сергий своими молитвами, примером и назиданием много содействовал и содействует напитанию этим духом всего православного российского народа. Мы видим, что последующее освоение земель и расширение границ России велось по ранее уже духовно освоенным учениками Преподобного Сергия территориям и что важной чертой российской политики становится стремление к единению, а не к завоеванию.
Наступало время, когда почти полуторастолетнее владычество Золотой Орды начало слабеть, а русские земли потихоньку собирались в единый кулак и крепли. В Орде разгорелась междоусобица. Соперники жестоко убивали друг друга. За десять лет сменилось пятнадцать ханов. В это же время с великими трудностями Москва становилась центром русских земель, покоряя и усмиряя удельных князей.
Орда с беспокойством наблюдала за возвышением Москвы, так как великий князь Московский Димитрий Иоаннович становился всё более самостоятельным. Вот почему Золотая Орда решила отдать ярлык на великокняжеский престол злейшему врагу Москвы Михаилу Тверскому, но Димитрий в то время был настолько силён, что не признал этого ярлыка. Его союзниками стали князья нижегородские, суздальские, ростовские, смоленские, ярославские.
В 1375 году Димитрий Московский, чувствуя за спиной поддержку почти всей Руси, осадил Тверь и вынудил Михаила отказаться от всех притязаний и подписать мир. Мамай не мог простить московскому князю неповиновения. В 1377 году он послал карательные отряды на нижегородские земли. Татарский царевич Арапша разбил суздальско-нижегородское войско, а через год Мамай отправил отряды под предводительством мурзы Бегича уже против самого московского князя. Димитрий выступил им навстречу, обошёл татар, а потом стремительно ударил им в тыл. 11-го августа на реке Воже он нанёс ордынцам сокрушительный удар.Это была первая большая победа, которая заставила забыть горечь поражений и сильно подняла дух народа. Но Мамай не остановился. Он сговорился с литовским князем Ягайло, нанял несколько отрядов генуэзцев и хивинцев. Весной 1380 года князь Димитрий получил известие, что Мамай уже раскинул лагерь в Воронеже; его войско насчитывало 100—150 тысяч человек.
По словам современника, Преподобный Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Очень часто он примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю Московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Димитрия Московского.
На Куликовом поле должна была пройти проверку на прочность стратегическая линия Москвы на собирание вокруг себя русских земель. Эта битва должна была показать, может ли ещё только формирующееся Русское государство быть самостоятельным действующим лицом на исторической арене и, по сути дела, единственной опорой православия в условиях всё усиливавшегося противостояния католичества и ислама.Таким образом, в Куликовской битве правда власти была очевидной: все её ресурсы были мобилизованы не для защиты самой власти в лице, как бы мы сейчас сказали, правящей элиты, а для защиты самих основ существования русского народа. Тем не менее, несмотря на правоту дела, великий князь Димитрий Иванович не принимал окончательного решения до тех пор, пока не получил удостоверения в том, что задуманный им шаг угоден Богу. Отправляясь на эту битву, Димитрий в сопровождении князей, бояр и воевод поехал именно к Преподобному Сергию Радонежскому, чтобы помолиться вместе с ним и получить от него благословение.
Благословение было дано. В бой Преподобный посылает и своих монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Это были искусные воины-богатыри. Иноки-воины вдохновили дружины Димитрия и стали героями Куликовской битвы. Приблизившись к Дону, Димитрий Иванович колебался, переходить ему реку или нет. И только по получении от Преподобного Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. Куликовская битва стала импульсом «второго рождения» Руси: для битвы на Куликовом поле собрались дружины тверичей, ярославичей, костромичей — дружины разных князей, а после победы покинули его единым войском объединённых русичей.Наш замечательный историк Василий Осипович Ключевский называет Преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа. Ведь он своей жизнью дал увидеть русскому народу, что в нём ещё не всё доброе погасло и замерло. Он открыл им глаза и помог заглянуть в свой собственный внутренний мир». «Народ, привыкший сто лет дрожать при одном имени татарина, — говорил историк, — собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашёл в себе мужество встать, но и пошёл искать татарские полчища в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Как могло это случиться? Откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды? Мы знаем одно, что Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего на глазах Преподобного Сергия».
Авторитет святого старца неуклонно возрастал в русском народе. Димитрий Донской и другие князья постоянно приезжали за советом к нему, просили помолиться или стать крёстным отцом своих сыновей. Святой молился об объединении Руси и много делал для примирения враждующих князей.
В мае 1389 года в обитель прибыл гонец с плохой вестью: великий князь Димитрий тяжело занемог и зовёт Преподобного к себе. Старец поспешил в тот же день. У постели больного Преподобный подписал Завещание, которое составлялось также при его участии. Это был документ огромной государственной важности. Димитрий «перед святыми отцы, перед игуменом перед Сергием, перед игуменом перед Савостьяном» передал великий престол своему старшему сыну Василию. Отныне он закрепил новый принцип престолонаследия — от отца к старшему сыну — и положил конец княжеским распрям. Единовластие, за которое боролись князь Димитрий и Преподобный Сергий, создало великую российскую государственность.
В 1392 году, 25 сентября, Преподобный Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи. Проходили одно за другим столетия, а образ Радонежского Чудотворца не тускнел. Сергий стал самым любимым святым, заступником, помощником и правителям, и простому народу. Выросло и укрепилось упование на его заступничество, осознание его как «печальника земли Русской», как покровителя православного воинства. По этой вере в заступничество Преподобного Сергия уже седьмой век не иссякает поток паломников в основанную им обитель. Эта вера на протяжении веков приводила в Троицкий монастырь русских великих князей, царей и императоров, чтобы здесь, у раки с мощами Преподобного Сергия, вознести Богу молитвы о благополучии вверенного им государства. По этой вере перед самыми ответственными походами просили о покровительстве Преподобного Сергия русские воеводы и военачальники, а икона «Явление Божией Матери Преподобному Сергию» с конца XVI века стала самой почитаемой ратной святыней русского воинства.
Троице-Сергиев монастырь, основанный Преподобным, не раз становился центром объединения русских людей в минуты тяжёлых испытаний. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско- литовских интервентов, стал одним из оплотов второго ополчения Минина и Пожарского. В годы Великой Отечественной войны у стен Лавры формировалась 1-я Ударная армия, ставшая решающей силой в борьбе с рвущимся к Москве врагом, — силой, определившей исход войны.В начале 20-го столетия русский философ князь Евгений Николаевич Трубецкой писал о святом Сергии Радонежском: «Его идеалом было преображение вселенной по образу и подобию Святой Троицы, то есть внутреннее объединение всех существ в Боге». Сегодня эти слова снова актуальны не только в связи с юбилейной датой — 700-летием со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, но ещё и потому, что сегодня идеалы единства и гармонии пытаются подменить идеями глобализации и унификации. Духовный опыт этого удивительного русского святого имеет назидательную ценность именно сейчас.
Верим, что и поныне Преподобный предстоит Престолу Вседержителя как горячий молитвенник и неустанный ходатай за всю Русскую землю и за каждого из нас.